Удастся ли Дмитрию Медведеву выполнить свои программные обещания?
На модерации
Отложенный
"Русский журнал": Скажите пожалуйста, на Ваш взгляд, удается ли Дмитию Медведеву выполнить ряд программных предвыборных обещаний, касающихся реформы судов, борьбы с коррупцией, установление верховенства закона во всех аспектах российской жизни? Или сто дней - слишком маленький период, чтобы оценивать действия такого масштаба?
Леонид Поляков: Конечно же, 100 дней - это только площадка, на которой в такой большой, сложной стране, можно только подтвердить готовность выполнять предвыборные обещания и предпринять определенные шаги в этом направлении, связанные с тем, чтобы четко обозначить дальнейшие тенденции. Поэтому мне кажется, что в этот период говорить о выполнении пунктов предвыборной программы, связанных с общим трендом преодоления правового нигилизма, пока еще, конечно, невозможно.
Но абсолютно очевидно, что для Медведева это одно из приоритетных стратегических направлений его деятельности, во всяком случае, в течение первого срока его президентства, и все те слова и административные действия, которые он говорил и осуществлял в этот период, подтверждают, что для него это серьезно, что он действительно поставил для себя вполне определенную цель - вывести правовую систему России, правосознание россиян, на принципиально новый уровень. Сколько времени для этого потребуется загадывать невозможно, потому, что это процесс, зависящий от всех. Президент фиксирует, что дальше в состоянии такого правового нигилизма мы жить не можем, а пренебрежение правом осложняет жизнь всех: и людей бизнеса, и простых людей, и государственных служащих - то есть в целом обстановка правового нигилизма производит некомфортную, неблагоприятную среду для всех. Но невозможно представить себе, что желание одного человека это исправить тут же реализуется. Речь идет о долгосрочном сотрудничестве. Импульс есть, воля главы государства проявлена, здесь сомнений быть не может. Если кто-то думает, что для Медведева это был всего лишь предвыборный пиар, и что об этой временной кампании поговорят и забудут, то эти люди явно просчитались. Очевидно, что это всерьез и надолго. Теперь нужно подождать начала плана антикоррупционной борьбы, создания антикоррупционной системы для России, и тогда многое станет ясно. Потому, что, разумеется, борьба с коррупцией - это некая вечная история, с ней всегда боролись, но результаты почти нулевые. Здесь, мне кажется, должна быть какая-то инновационная стратегия.
На встрече Медведева с главами думских фракций было сказано, что в новый год мы должны войти уже новым антикоррупционным законодательством, это очень серьезный сигнал. Но здесь нужно дождаться и посмотреть, какие именно антикоррупционные проекты в соответствии с планом борьбы с коррупцией поступят в Государственную Думу. Традиция нулевых чтений (рассмотрения законопроектов еще до начала официального открытия думы) уже укоренилась, она будет продолжена и в этом году, и, очевидно, что эти антикоррупционные пакеты законопроектов поступят в думу в конце августа. Тогда, наверное, можно будет уже судить о том, насколько может быть эффективна программа борьбы с коррупцией, предложенная президентом.
РЖ: Обладает ли, по Вашему мнению, Медведев необходимыми ресурсами, в том числе ресурсом поддержки госаппарата для реализации этой программы?
Л.П.: Команда, которая работает непосредственно с Медведевым, ключевые люди в Администрации президента (глава Администрации, первый заместитель главы Администрации, их коллеги) - это, несомненно, надежные люди, проверенные в течение долгого времени, практически сроком президентства В. Путина, и я думаю, что у Медведева проблем не будет. Это команда единомышленников, люди, которые прекрасно понимают ситуацию в стране и понимают насколько коррупция составляет угрозу национальной безопасности. Здесь поддержка Медведеву обеспечена. Я думаю, что и на уровне исполнительной власти, поскольку ее возглавляет экс-президент В. Путин, все в порядке. Этот тандем Медведев - Путин в данной ситуации просто незаменим. Путин с огромным опытом работы именно в роли главы государства окажет серьезную помощь и поддержку Медведеву.
Основная проблема в судебной системе. Правоохранительные органы, Следственный комитет могут вести более или менее эффективную борьбу на своем уровне: изобличать, арестовывать и т.д. но далее дела попадают в суд, и там начинаются непредсказуемые вещи, особенно часто на низовых уровнях. Правда, вспомним последний случай с бывшим членом Совета Федераций Чихмахчяном (он и еще двое вымогали огромную взятку за то, чтобы решить проблемы с налогами у крупного предприятия - по сути коррупционное деяние).
Приговор говорит о том, что и здесь начинаются некоторые сдвиги, хотя раньше мы видели странные приговоры, типа "9 лет условно" и пр. Сейчас, похоже, атмосфера немного изменилась, но, по-прежнему, самая большая проблема в судах. Если на уровне президентской администрации, следственных органов и правительства в целом готовность бороться с коррупцией есть, то в судах будет проблема.
Потенциально любой человек, обладающий какой-то властью, уже коррупционер, т.к. уже давно сложилась традиция, что люди, обладающие любой властью, охотно ее конвертируют в деньги тем или иным способом: вымогая у тех, кто зависит от их властных решений. Часто люди просто попадают в систему, в которой они не могут действовать иначе - достаточно много примеров тому, когда абсолютно честные принципиальные чиновники фактически принуждались к тому, чтобы включаться в эту круговую поруку коррупции. Я бы сказал, что это фронт изнутри. Ясно, что высшая власть: президент страны, председатель правительства, руководители доминирующей партии в Госдуме - все это люди, которые готовы бороться с коррупцией, но в то же время сама среда, сама традиция, сложившаяся за 20 лет нового способа жизни, где господствует рыночная экономика, где деньги решают все... это все очень сложные препятствия.
РЖ: Существует мнение, что Медведеву не удастся выполнить программные обещания, т.к. он вынужден в одиночку противостоять различным кремлевским кланам, при этом не имея своего собственного. Как Вы относитесь к разговорам о клановом характере кремлевской политики?
Л.П.: Идея борьбы башен кремля между собой осмысленна только в отношении каких-то определенных лоббистских решений. Понятно, что чиновники высшего ранга включены в систему различных связей, что на них часто выходят, с тем, чтобы решать свои групповые корыстные интересы. Но здесь нужно различать очень важные вещи: тот лоббизм, которому подвергаются сотрудники Администрации президента и некий общий интерес всей высшей руководящей группы. И я бы не стал преувеличивать те конфликты, которые могут быть внутри между различными чиновниками Администрации или, например, внутри Белого Дома. Не стоит превращать конфликты лоббистского характера в серьезное противостояние глобально-политического масштаба.
На мой взгляд, Администрация президента - это группа единомышленников, разделяющих общие ценности, общие позиции, общее представление о благе России. У них могут быть разногласия по поводу средств достижения этих целей, что, в принципе, нормально, и существуют механизмы для разрешения этих разногласий. На мой взгляд, внутренняя борьба есть, но она ограничивается уровнем пока еще нецивилизованного лоббизма. Пока нет закона о лоббизме, группы влияния действуют таким образом. Поэтому мне представляется, что Медведев располагает вполне надежными ресурсами в виде свой Администрации. Представление о том, что он одиночка, окруженный злыми волками, которые вот-вот его съедят, очень наивно. Те, кто так думают, прежде всего, обманывают сами себя, очень сильно упрощая задачу трезвого анализа того, что реально происходит за кремлевской стеной. Это мнение может быть популярным, привлекательным для обывателя, но для серьезного анализа это даже не гипотеза.
РЖ: Как Вы можете прокомментировать решение о том, что Владимир Путин возглавит совет по реализации приоритетных национальных проектов? Это окончательная рокировка Путина и Медведева и распределение полномочий между ними?
Л.П.: Реализация приоритетных национальных проектов - это уже не стратегическая задача, как было в начале, в 2005-м году. Тогда это был принципиально новый проект, который нуждался в том, чтобы шла поддержка от самого верха, то есть от главы государства. На конкретное осуществление был делегирован Д. Медведев в ранге первого вице-премьера. Сейчас, т.к. это уже обкатанный проект, простая управленческая прагматика подсказывает, что поскольку ресурсы, вся оперативная работа сосредоточена в Белом Доме, то дубляж не нужен. Зачем это нужно, чтобы Медведев все потом поручал обратно Путину? По-моему, вполне достаточно компетенции Путина, его навыков, опыта, авторитета для того, чтобы в ранге главы правительства курировать и осуществлять национальные проекты. Это просто рациональное управленческое решение, а не следствие какой-то рокировки или отъема полномочий у кого-то.
Комментарии
Господин Поляков умышленно опустил или просто случайно не заметил, что В.В.Путин, у которого, без изменения конституции, сохранилась вся власть в руках, почти уже выстроил советский режим в стране.
Осталось совсем немного - обеспечить себе более устойчивое положение, не позволяющее президенту росчерком пера освободить его от должности премьера.
В этой ситуации о выполнении каких обещаний можно говорить, если в стране меняется кардинально режим.