Кто и как ловит олимпийских мошенников

На модерации Отложенный

В настоящее время в Пекине не только атлеты сражаются за секунды. Команда профессиональных ученых работает круглосуточно, проводя тесты мочи и крови для выявления запрещенных средств. Их работа похожа на постоянную гонку со спортивными мошенниками, которые всегда пытаются вырваться на шаг вперед новейших достижений в области детектирования.

В понедельник Интернациональный Олимпийский комитет (ИОК) объявил первого атлета, в крови которого был обнаружен стимулятор красных кровяных телец - гормон эритропоитин. Президент ИОК предполагает, что в течение игр около 30-40 атлетов будут уличены в использовании запрещенного стимулятора.

Эритропоитин обычно используется для лечения анемии, однако он так же способствует растворению кислорода в крови у здоровых людей, и его наличие, действительно, трудно определить, так как остатки лекарства быстро выводятся из организма. “Когда лекарство выводится, тесты мочи отрицательны, однако эффект лекарства длится значительно дольше, и атлет имеет преимущество”, - говорит Дон Кэтлин (Don Catlin) - учредитель антидопинговых исследований. “Таким образом, атлеты, регулируя время принятия и дозировки, стараются не допустить выявления допинга в их крови”.

Чтобы иметь возможность “поймать атлетов на месте преступления” Олимпийская антидопинговая лаборатория ужесточила требования по сравнению с предыдущими играми, увеличив количество тестов более, чем на 1000, по сравнению с 2004 годом и в два раза по сравнению с 2000. Это увеличение произошло скорее по средствам увеличения разновидностей тестов одного образца для анализа, чем увеличения количества взятых на анализ образцов.

ИОК и Всемирная Антидопинговая Организация (ВАДО) так же разработали новые методы тестирования, детали которых они не уточняют, так как считают, что это отразится на эффективности “борьбы на опережение”.

Именно секретность помогла ВАДО во время последнего Тур Де Франс. Тесты помогли поймать нескольких велосипедистов, использующих долговременно действующую форму эритропоитина. После того, как нарушители были выявлены, обнаружилось, что ВАДО сотрудничала со швейцарским производителем лекарств Roche для разработки тестов, которые бы помогли установить наличие долгодействующего эритропоитина, тогда как само лекарство только проходило лабораторные тесты в фармакологической компании США Amgen и еще не поступило на рынок.

К сожалению, разновидности этого лекарства распространены по всему миру. И, так как химический состав каждого немого отличен от оригинальной версии, ученым приходится создавать новые тесты, чтобы иметь возможность выявлять все многообразие его разновидностей.

Катлин считает, что, скорее всего, обнаружатся еще больше разновидностей эритропоитина, так же как и разновидностей, связанных с новым классом лекарств, называющимся эритропоэсис-стимулирующие агенты нового поколения. Один из них - хематид - уже давно используется в клинических испытаниях. “Как только он поступит в продажу, он тут же окажется в руках спортсменов или спортсменок”, - говорит Кэтлин.

Одной из многообещающих техник определения наличия зритропоитина является масс-спектрометрия, которая позволяет обнаруживать отдельные молекулы. И сейчас перед исследователями стоит задача модернизации техники, что сделает возможным быстрое детектирование эритропоитина, структура молекул которых делает традиционную масс-спектрометрию не самым лучшим инструментом.

Еще одним допингом, с которым ведут борьбу антидопинговые организации, является гормон роста (hGH), который очень схож с обычной формой гормона роста, производимого человеческим телом. Для повышения своих спортивных результатов атлеты используют гормон роста, полученный при помощи генной инженерии - уже создан специальный вид бактерий с внедренным геном человека, который производит гормон роста, идентичный человеческому. Впервые тесты на выявление использования гормона роста проведены в ходе Олимпиады в Афинах, а идущая поным ходом Пекинская Олимпиада станет полем битвы между нечестными спортсменами и антидопинговым комитетом. Если атлет используется рекомбинантный гормон роста hGH, то нарушается стандартное количество гормона в крови, и измеряя его пропорции можно выявить повышенное количество hGH, что указывает на применение спортсменом допинга.

Таким образом, сегодня ведется ожесточенная борьба с применением запрещенных препаратов, и здесь исследователи вынуждены использовать самые последние достижения в химии, биохимии и генной инженерии. С другой стороны, развитие современной науки дает спортсменам возможность новые возможности для повышения своих результатов, и Всемирной Антидопинговой Организации нужно быть в курсе всех достижений ученых, и находить пути для обнаружения в крови атлетов новых препаратов. По всей видимости, допинговая война будет продолжаться еще очень долгое время, ведь громкие спортивные успехи делают человека не просто знаменитым, но еще и весьма обеспеченным, и многие спортсмены готовы идти на различные эксперименты со своим здоровьем ради финансового благополучия.