Узбекистан промолчал о войне
На модерации
Отложенный
В эти дни, когда внимание всей планеты приковано к войне в Грузии, узбекистанские СМИ продолжают уклоняться от каких бы то ни было сообщений и комментариев на эту тему, а то и вовсе игнорируют внезапно вспыхнувшие на Кавказе боевые действия. Молчит президент Каримов, молчит правительство республики.
Весьма показательно, что в увидевшей 12 августа свет парламентской и правительственной газете «Народное слово» о вооруженном конфликте между Россией и Грузией даже не упоминается. Правительственная «Правда Востока» также не сочла нужным проинформировать читателей об этом событии, вероятно ввиду его малозначительности. Зато обе эти газеты разместили на первой странице полосный материал «Пекинские встречи Президента Ислама Каримова» с фотографией бессменного лидера Узбекистана, снисходительно пожимающего руку президенту Южной Кореи Ли Мён Баку. Из трех ежедневных газет республиканского масштаба, которым в Узбекистане позволено затрагивать политику и экономику, о происходящих событиях не упомянула ни одна (третья газета – «Халк сузи», узбекскоязычная версия «Народного слова»).
О боевых действиях посмели написать только отдельные газеты «второго эшелона», да и то настолько кратко, что несведущий человек может и не понять о чем там идет речь. Конечно, выражать своего мнения они не могут, но интересующим нас здесь является не это, а сообщают ли они вообще о войне (в которой, между прочим, участвует Россия – член ОДКБ, военной организации, в которую входит и Узбекистан), и если сообщают, то как. Выясняется, что практически никак.
Например, газета «Вечерний Ташкент», освещающая жизнь 2,5-миллионного города и имеющая постоянную рубрику «В мире», посвятила войне в Грузии всего две крошечных публикации. Первая: «Во Владикавказ прибыл самолет МЧС России, на борту которого медикаменты, теплые вещи. Также сюда прибыли врачи. Во Владикавказе побывал и премьер-министр РФ В.Путин». Из этого текста остается совершенно неясным, по какой причине в город пожаловали самолет МЧС, врачи, а затем и сам Путин. Во втором сообщении говорится, что в Нью-Йорке состоялось экстренное заседание Совета Безопасности ООН, созванное по требованию Грузии и США, а также о том, что «ситуацию в регионе грузино-юго-осетинского конфликта обсуждали и в Штаб-квартире НАТО». Примечательно, что громкое слово «война» при этом использовано не было.
Никак не отреагировало на происходящее и Национальное информационное агентство Узбекистана «УзА»: ни одного сообщения, ни одной информации, вообще ничего – полный молчок. Так же повело себя и информагентство «Жахон» при МИДе Узбекистана. Зато на сайтах обеих информагентств появилась все та же статья «Пекинские встречи Президента Ислама Каримова», правда, уже с другой фотографией.
Теперь он жмет руку председателю КНР Ху Цзиньтао, и выражение лица у него уже не покровительственное.
Одним из немногих исключений стала информационная телепередача «Ахборот», каждый вечер демонстрирующая кадры российского телевидения и рассказывающая о происходящем со ссылкой на иностранные СМИ, используя, правда, при этом исключительно российскую терминологию. «Цхинвали находится под контролем российских миротворческих сил. Ополченцы контролируют практически все дороги. Город почти полностью разрушен, некоторые дома уничтожены до основания, сгорели целые районы. Люди все еще вынуждены находиться в подвалах, запасы воды и пищи уже на исходе. И сегодня же президент России принял решение завершить операцию по принуждению Грузии к миру в связи с тем, что цели и задачи операции были выполнены», - говорится в сообщении «Ахборот» от 12 августа. Собственно, это почти весь текст. Грузинской стороне слова не предоставляется.
Этим информирование зрительской аудитории программой «Ахборот», по сути, исчерпывается. И из этой, и из других передач узбекского телевидения зрители не смогли узнать ничего о предыстории конфликта, или услышать какое-нибудь подобие его обсуждения. При этом бросается в глаза, что узбекское телевидение преподносит зрителям исключительно российскую версию событий, а не грузинскую и не американскую, и даже не приближенную к ним.
Более чем сдержанная позиция узбекистанских СМИ объясняется просто: без специального распоряжения властей о том, в каком ключе надлежит трактовать те или иные события, узбекистанские СМИ обычно их «не замечают». И если некое событие является с точки зрения властей «вредным», способным смутить девственно чистые умы узбекистанских граждан, то упоминать о нем ни в коем случае нельзя – вне зависимости от степени его важности. Так было в дни «бархатных революций» в Грузии, на Украине и в Киргизии, так было в дни волнений в Бирме, когда правящая хунта подавляла народные выступления и расстреливала буддийских монахов, примерно так же было и в дни недавних массовых беспорядков в Тибете.
В случае войны в Грузии, власти, похоже, еще не определились, кого им поддерживать в этом противостоянии – Россию или Соединенные Штаты. Президент Каримов, находящийся на Олимпиаде в Пекине, пользуясь своей отдаленностью, выдерживает паузу, наблюдая за тем, как повернутся события, и как поведут себя другие президенты СНГ, а в его отсутствие узбекистанский МИД не может делать никаких официальных заявлений.
Поэтому несчастные узбекистанские СМИ, так и не дождавшиеся указаний о том, как реагировать на войну, в которую в той или иной мере втянуты два самых важных для Узбекистана государства, вынуждены молчать в тряпочку, тем самым, однако, демонстрируя совершенно другое: реальное состояние свободы слова.
Комментарии