\"Мумий Тролль\" выпустил новый альбом

На модерации Отложенный Через год после альбома "Амба" группа "Мумий Тролль" выпустила новый альбом под названием "VIII" – по счету также восьмой. Музыкальный критик Артемий Троицкий назвал его "лучшей русской рок-пластинкой со времен последней записи "Кино". Каких сюрпризов следует ждать от последнего релиза Ильи Лагутенко рассказывают Дни.Ру.

Десять лет поисков

Когда 11 лет назад "Мумий Тролль" появились на музыкальной сцене с "Морской"(третий по счету альбом группы), их даже не сразу поняли: кто такие эти ребята из Владивостока, почти тридцатилетние и никому еще неизвестные? Пластинка раскупалась неохотно, и только к 1998-му году слухи о ней дошли до ушей любителей рок-н-ролла. Дошли и - благополучно неверно истолкованы, потому что расслабленный британский ритм и символистская схема баховской "Чайки Джонатана Ливингстона" были совсем непривычны слуху тогдашних рокеров. На фоне песен о суицидальной "Маленькой девочке", киношного гитарного боя о "Звезде по имени Солнце" и примитивных барабанных партий, по изобретательности недалеко ушедших от стука метронома, симбиоз бандитской романтики, сказочных мотивов и неагрессивной звуковой схемы казался совершенно инопланетным. Дальневосточный мяукающий вокал Лагутенко и подавно отличался от голоса депрессивных и гугнивых музыкантов, в то время считающихся квинтэссенцией русского рока.

Иными словами, в одну шеренгу с питерскими и екатеринбургскими творцами, двадцать лет гордо носящими звание андеграунда, "Мумий Тролль" поставить было нельзя, а так как других жанров, кроме рока и попсы, в России тогда не было, тихоокеанских мальчиков сразу же подтолкнули ко второму. Но у поклонников песен про подсолнухи и простого студента было свое мнение на этот счет, и обилие инструментов в песнях "МТ" явилось причиной мозгового коллапса радетелей фонограммы. А пока выясняли, в чем чуть да дело, "Морскую" уже послушало все постсоветское общество потребления, а сами "Тролли" воспользовались заминкой, назвали себя отцами нового жанра "рокапопс" и выпустили клип "Дельфины", где у Лагутенко были глаза синевы настолько небесной, что группа хлебнула популярности, и все стало на свои места.

После "Морской" была "Икра", откуда "Ранетки" и уже упоминавшиеся голубоглазые "Дельфины", раскрученные музыкальными каналами, сразу же привлекли к себе внимание наконец очнувшихся от спячки меломанов. Правда, этими двумя песнями успех пластинки ограничивался, но это обстоятельство не помешало команде выпустить коллекционную "Шамору", сразу же разочаровавшую недавно завербовавшихся в ряды их фанаты. Два года "Мумий Тролль" пребывали в состоянии анабиоза, разродившись к 2000-му "Точно ртуть алоэ" – клип на песню "Карнавала.Нет", возвращающий слушателя к более ранним удачным композициям и видео группы, казался прощальным. К тому времени "МТ" уже считались мастодонтами музыки, а сам Лагутенко занялся продюсированием – в частности, первого альбома Земфиры Рамазановой и ныне канувшей в лету группы "Сегодня ночью".


Однако родоначальники рокапопса на сем не остановились и последовательно на протяжении пяти лет записывали альбомы "Меамуры", "Слияние и поглощение" и "Амбра", постепенно переходя от невнятных попсовых композиций к невнятным песням на любителя. Музыкальные аранжировки становились все менее замысловатыми, лирика походила на бессмысленный набор эротических словечек, в сочетании с мяуканьем вокалиста обнаруживающих все больше сходства с кошачьим языком – к несчастью, не имеющим адекватного перевода на человеческий. Меломаны к тому времени заслушали на репите "Морскую" и поставили на возрождении некогда стильного коллектива жирный крест, а улыбчивое нестареющее лицо Лагутенко успело надоесть даже тем, кто никогда поклонником группы не был.

Возвращение

Лирика походила на бессмысленный набор эротических словечек, в сочетании с мяуканьем вокалиста обнаруживающих все больше сходства с кошачьим языком»

И вот, небесные хляби разверзлись: восьмой студийный альбом "Мумий Тролля" стал доказательством того, что отказ от некоей признанной концепции собственной музыки – это способ вернуться к самому себе. Многие песни двойного альбома, оформленного в соответствии со знаком бесконечности, прекрасно иллюстрированного и пахнущего хорошей типографской бумагой – кажутся немного "сырыми". Очевидно, музыканты пытались освоить современные электронные установки, позволяющие создавать странноватые "булькающие" и "пилящие звуки" – то, что составляет основу стиля idm (intelligent dance music), ambient (звуки "природы" и их имитация) и glitch (прием, вышедший из ошибки электронных приборов: когда некое дву-трех секундное действие "заедает" и повторяется).

С первой же песни на диске "Запуск ракетоплана" вступает слегка космическое "глитчевое" начало, спор с которым немедленно начинает инструментальный кавер. В некоторых композициях очень четко прослеживается влияние легенд музыкальной сцены – в частности, "Акваланги" стартуют с тягучего завывания Лагутенко, сильно напоминающего знаменитые стоны Тома Йорка, лидера "Radiohead". Пара треков содержат четко прослеживающиеся пост-роковые мотивы, что в хорошем смысле вызывает сходство с одной из лучших русских пластинок в этом жанре - "Птица" группы "АукцЫон". Прежде "Троллей" можно было обвинить в предсказуемости и некоторой однобокости бэкграунда – в "VIII" превалирует аритмия, и от обилия различных приемов своеобразный винегрет отнюдь не выглядит набором случайных звуков.

И, конечно, жемчужина "Восьмого" – песня "Поспи, рок-н-ролл", в которой забытый лондонский саунд и романтическая эстетика "Морской" выливаются в совершенно актуальную тематику. Илья Лагутенко и сам называет эту композицию своей любимой среди 21 трека. Иными словами, реинкарнация "олдскула" собственного производства без самопародии – лучшее, чего можно ждать от последнего релиза "Мумий Тролля". И слава богу – наконец-то все снова стало на свои места.