Дискриминация по дымовому признаку
Российские компании по-разному объясняют свою низкую производительность – неумелые работники, громоздкое регулирование, коррупция, плохая транспортная система и т.д. Список можно продолжать сколько угодно – например, добавить в него обилие курильщиков.
Как сообщают авторы исследования, проведенного по заказу фармацевтической компании Pfizer, российские фирмы несут потери из-за пристрастия сотрудников к курению. Любители табака меньше работают, больше болеют и вообще мешают нормально вести бизнес.
Однако, сетует Pfizer, лишь пятая часть опрошенных (150 крупных российских компаний) внедрили те или иные программы по борьбе с курением, а еще меньше топ-менеджеров готовы поддерживать сотрудников, бросающих курить. По опросу Deloitte & Touche, среди ведущих американских компаний с курением систематически борются более половины.
Российских предпринимателей всеми этими опросами не запугаешь. Они куда больше опасаются сопротивления курильщиков, чем возмущения некурящих, которым приходится дышать табачным дымом на рабочем месте. А дискриминируют курильщиков они и без всяких кампаний. В том числе и на уровне зарплаты.
ОСУЖДЕНИЕ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ
Расходы компаний на курильщиков, как сказано в исследовании Pfizer, не ограничиваются обустройством курилок, что положено сделать по закону «Об ограничении курения табака». Курящие сотрудники чаще отрываются от работы – прямой ущерб производству. А на больничных курильщики, по данным антитабачного исследования, проводят на 95% больше, чем некурящие, и страховка для них обходится дороже. Поэтому, подсчитали в Pfizer, компании, где курит около 1 000 человек, могут терять до 500 000 евро в год.
В российской практике достаточного материала об этом нет. Так что расчеты основаны лишь на данных американских исследователей, которые утверждают, что медицинское обслуживание курильщиковобходится в среднем на 40% дороже. Курящие сотрудники на 50% чаще попадают в больницу и на 15% чаще становятся инвалидами – все это, разумеется, с учетом работников старшего поколения.
Многие российские менеджеры может и не рады, что их работники курят, но они едва ли верят исследованиям о влиянии никотина на производительность труда. Их антитабачная политика – это скорее их личное недовольство работниками, которые постоянно сбегают с рабочего места или дымят коллегам в лицо, либо же нежелание нарушать законодательство.
МОРАЛЬ ВМЕСТО ШТРАФОВ
На Западе многие компании применяют репрессивные меры по отношению к курильщикам. Например, берут с курящих больше за участие в корпоративной страховке, принуждают новых или имеющихся сотрудников поучаствовать в программе отказа от сигарет. Некоторые страховые компании в США даже ставили ультиматум: или человек бросает курить через определенное время (ему предлагаются соответствующие средства, помощь врача и т.д.), или ему придется покинуть фирму.
Но большинство российских менеджеров как раз и опасаются того, что сотрудники будут сопротивляться, а чего доброго, уйдут к конкурентам. Если корреспондентам запретить курить, они перестанут работать,предполагает коммерческий директор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков.
Большинство менеджеров готовы оказывать скорее моральное и психологическое давление, которое вызывает не такой протест, как административное или экономическое. Директор по персоналу «Кухнистрой» Наталья Ерина рассказала, что президент компании Валерий Наврузбеков страшно не любит, когда люди курят, и даже грозится ввести ограничения, но до административных мер дело не доходит. «На уровне разговоров мы подчеркиваем свою нелояльность, но конкретных действий, штрафов мы не применяем», – говорит Наталья Ерина из «Кухнистрой». Генеральный директор ГК «Гефест» Борис Игонькин признается, что негативно относится к курению своих сотрудников, но это «не является приоритетной проблемой в компании».
Самый часто распространенный в России корпоративный способ борьбы с курение – это сделать вид, что никакого курения на свете не существует. И не выполнить норму закона об оборудовании специального место для того, чтобы сотрудники могли наносить вред своему здоровью, а не окружающих. И при этом поддерживать норму, согласно которой курение на рабочих местах запрещено.
В московском представительстве электротехнической компании «НПО «СПбЭК» финансово на сотрудников не давят, но при этом в офисе нет комнаты для курения. Как рассказала советник генерального директора Елена Ошерович, курильщиков меньше не стало, но «они теперь реже курят, потому что приходится одеваться и выходить на улицу».
Отказались от курилок и в торговой сети «АБК», кроме того, сотрудникам запретили курить на заднем дворе. По мнению председатель совета директоров компании Владислава Егорова, курение перед главным входом подразделения вызывает дискомфорт, ведь это приходится делать на глазах у клиентов.
На нарушение закона никто внимание не обращает, а некоторые руководители называют специально оборудованным местом для курения, например, офисное крыльцо.
Трейдинговая компания «Промцветмет» сейчас подбирает новый офис и наличие помещения для курения стало основным критерием отбора. Курильщики тут всячески поддерживают статистику Pfizer: они чаще берут больничный, но только в холодное время года – на улице они простужаются. К тому же, как показывают исследования, в компаниях, которые выгоняют курящих на задний двор,снижается безопасность: вместе с постоянно снующими туда-сюда курильщиками в офис могут попасть и посторонние.
БОНУС ЗА ОТКАЗ
Эксперты по борьбе с курением предлагают еще одну меру: не угнетать курящих, а продвигать некурящих. Но и он в России не слишком популярен. Если верить опросу Pfizer, 12,2% отечественных компаний готовы оказать медицинскую поддержку тем, кто отказывается от курения, и только 4,8% – выплачивать премии тем, кто бросил курить. Вообще-то это не так уж мало. Но и те, кто готовы платить, видят, что не многие променяют сигарету на деньги.
В компании «ГлавДоставка» предлагали премии за отказ от курения, но очереди из желающих так и не выстроилось. Многие курят десятилетиями, и на прибавку никто не польстится. В компании «Промцветмет» бонусы некурильщикам вызвали массу недовольства у курящих сотрудников, и от идеи пришлось отказаться.
Даже некурящие коллеги порой готовы поддержать курильщиков, а не руководство. Компания АБК столкнулась с парадоксальной реакцией на прибавку к зарплате для некурильщиков: те, кто не курил прежде, прибавке не порадовались, и некоторые из них сами начали курить.
Сайт Nosmoking.ru, пропагандирующий борьбу с курением, предложил некурящим открыть книгу жалоб на работодателей, ущемляющих их права. Все желающие могли прислать фамилию, имя и даже фото вредного начальника, который не поддерживает борьбу с недугом. Но в списке нарушителей так до сих пор никого и нет.
Борьба с курением в нашей стране встречает консолидированный отпор работников и работодателей. Но, опять же, отпор этот – все больше на словах. Как ни странно, экономика и так депремирует курящих работников. Правда, только мужчин. Как показало исследование ЦЭФИР и Всемирного банка, в среднем курящие мужчины зарабатывают на 14,8% меньше некурящих (женщины – только на 0,6%), причем городские жители – на 23,2% меньше, а работники с высшим образованием – на 19,3%. Исследователи объясняют эти различия как падением производительности среди курящих, так и дискриминацией на работе – например, при приеме на работу и назначении зарплаты или при принятии решений о повышении в должности.
Вариант, при котором курение – это социальный признак, то есть попросту оно более распространено среди представителей хуже оплачиваемых профессий, – не рассматривался.
Комментарии