Как спастись от попсы?
На модерации
Отложенный
Все больше людей живут исключительно в рамках поп-культуры. Целые поколения. Целые поколения не догадываются о том, что существует и как существует хоть что-то вне поп-культуры. Целые поколения больше не понимают цитат из Шекспира или Феллини, но легко считывают ассоциации со «Звездными войнами» или хитами Кристины Агилеры.
Не надо ставить крест на этих людях.
Они выросли такими потому, что их бросили на произвол судьбы. Родители были заняты зарабатыванием денег на еду и сами давно позабыли, кто такой Шопен. Государство еще в «перестройку» добровольно отказалось от прививания доброго и вечного, и разрешило всем телеканалам и радиостанциям во имя «рейтингов» пичкать глаза и уши этих людей примитивной музыкой и пошлятиной.
Эти люди выросли в агрессивной среде. Их органы слуха разъедала кислотная музыка, их органы зрения слепили прожектора упрощенного «коммерческого» продукта. Они почти потеряли зрение и слух. К тому же им промыли мозг. Они думают, что самое главное в жизни – зарабатывание денег на еду и шмотки. Их превратили в неандертальцев.
Чтобы в одиночку противостоять такому напору, силы нашлись у немногих.
В широком смысле поп-культура – это не только Бритни Спирс и Мадонна. Это еще и Radiohead и «Аквариум», Дюк Эллингтон и The Beatles.
Рок-музыка и джаз – это тоже поп-культура.
Не случайно самая популярная телепередача BBC о музыке называлась Top of the pops, и с 1964 по 2006 год там выступили все: The Rolling Stones, The Beatles, Nirvana, A-HA, Spice Girls, Дэвид Боуи, Мадонна, Бейонсе Ноулз, Кайли Миноуг, Софи Бэкстор, Робби Уильямс, Шакира и кто угодно.
Поп-культура (популярная культура) включает в себя большинство жанров кино, литературы, музыки, театра, синтетических жанров вроде мюзиклов. Проще сказать, что в эту самую поп-культуру НЕ входит.
Даже сложноорганизованную музыку Майкл Найман и Алексея Айги многие называют попсом.
Получается, что вне поп-культуры остается не так много жанров. Это классическая музыка и академический авангард. Это опера и классический балет. Это авторское кино второй половины XX века и психологический театр.
Всё.
Стоит, конечно, оговориться, что в любом жанре великий творец может создать произведение высокого искусства – «Ежик в тумане» и «Сказка сказок» Юрия Норштейна тому доказательство. Но это уже исключения из правил. А правило – вот оно. Строгое, колючее, непреклонное.
Что делать человеку, который хотел бы вырваться из марева поп-культуры, со всех сторон окружающего его? Что делать человеку, который осознал, что так дальше жить нельзя?
Если холодок по сердцу и страстное желание хоть что-то изменить в этом запрограммированном для тебя мире?
Нет единого рецепта. У каждого он будет свой – точно так же, как способ бросить курить или слезть с иглы.
Поскольку музыка мне ближе, расскажу простые советы, которые помогли уже не одному.
Поп-музыка основана на бите. Этот бит смачно отбивается барабанами в любом поп-жанре. Надо избавиться от него. Надо услышать музыку БЕЗ него.
Начните с прослушивания поп-музыки без ударных вообще. Такой музыки на удивление много, просто чаще всего вы пропускали ее мимо – там был слаб магический бит или не было его вовсе. Если у ваших любимых поп-артистов есть композиции без ударных, сделайте подборку только из этих вещей. Заставьте себя слушать часами только такую музыку. И дальше будет проще перейти к пониманию того, что и зачем играют классические музыканты, – выяснится, что они играют вовсе не «занудство». А напротив, играют то же самое, но куда интереснее и выразительнее ваших любимых прежде поп-музыкантов.
Еще рецепт, один из самых эффективных. Начните с прослушивания классической музыки для… детей. Не поверите, но взрослым людям часто помогают понять серьезную музыку именно такие композиции, написанные великими музыкантами для детей. Дело в том, что Корильяно или Прокофьев в своих симфонических сказках нарочито выделяют возможности оркестра и отдельных инструментов для выражения простых человеческих чувств. Радость и горе, отчаяние и ирония – все выражено максимально наглядно, чтобы «даже детям было понятно». После прослушивания гениального «Пети и волка» куда легче распознать, что имел в виду Чайковский в своем феерическом Первом фортепианном концерте. Выразительные средства те же, но эмоции поглубже – однако и вы совсем не ребенок. Все станет понятно и разумно, и только дух захватит от красоты.
Один мой приятель, любитель прог-рока и фьюжна, делал еще так. Ставил что-нибудь из обработок классики Emerson, Lake and Palmer или Blood, Sweat and Tears. А потом, без паузы, оригиналы – Мусоргский, Прокофьев, Барток. Излечивало.
Уж прошу простить за некоторую наивность этих «рецептов». Тут невозможно без некоторой доли кулинарного скептицизма. Но руку даю на отсечение за то, что эти простенькие алгоритмы действий реально помогли людям выйти за рамки исключительно поп-культуры. Подарили гармонию, чего уж там.
Ну невозможно же постоянно дышать спертым воздухом поп-культуры!
Что вовсе не отменяет иногда удовольствия включить в своем плеере что-нибудь из ABBA или Бориса Гребенщикова.
Комментарии