Семь вопросов о пиратах
На модерации
Отложенный
“Не стреляйте в продавца — он торгует как умеет”. “Покупайте диски у нас, не позволяйте себя обманывать в другом месте” — такими отпечатанными на обычном принтере листовками зазывает меня ближайший от дома киоск с DVD. В нем постоянно обновляется ассортимент, а вот качество предлагаемых дисков зачастую оставляет желать лучшего. Покупка DVD в таких палатках напоминает русскую рулетку: повезет — и ты получишь свежий блокбастер в неплохом качестве задолго до выхода на экраны, не повезет — выкинешь диск в корзину, даже недосмотрев. Деньги тебе все равно никто не вернет. На первый взгляд к подобной схеме привыкли все: и покупатели, и продавцы, и даже правоохранительные органы. Но так ли это на самом деле? “МК” решил заглянуть в честные глаза тех, кто борется с видеопиратами.
Пираты — кто они? Пиратство в России — такая же национальная традиция, как “Ирония судьбы” под Новый год по телевизору. Пираты умудряются продавать диски с фильмами, которые еще не вышли в прокат в России, не говоря уже об официальном DVD-релизе. Палатки с “пиратками” стоят на каждом углу. Их не останавливает статья 146 Уголовного кодекса РФ “Нарушение авторских и смежных прав”, по которой преступники могут быть наказаны лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.
Сами продавцы — это молодые люди, чаще несовершеннолетние. Платят им по 400—700 долларов в месяц плюс 10% выручки от проданных дисков. Неплохо для бездельников, прогуливающих занятия в университете. Нанимают их, конечно, без договора, и они якобы не в курсе, что на самом деле торгуют пиратской продукцией.
Но продавцы — мелкая рыбешка. Куда сложнее выйти и тем более доказать вину крупных пиратов, владеющих огромными складами на 1—2 миллиона дисков, которые и пускают пиратскую продукцию в розничную торговлю. Крупные пираты работают напрямую с заводами по производству оптических дисков, которых в России 48. На каждом из таких заводов находится по 3—5 линий, способных при круглосуточной работе выпускать до 800 тысяч дисков в месяц. И хотя стоимость одной такой линии может достигать миллиона долларов, окупаются они в среднем за 6—8 месяцев.
ДЭБ МВД России ежегодно проводит общероссийскую профилактическую операцию “Контрафакт”. В ней принимают участие несколько тысяч сотрудников правоохранительных органов разных подразделений со всей страны. За 2007 год по фактам нарушения авторских и смежных прав по статье 146 УК РФ выявлено 7874 преступления, из них 7418 — в крупном и особо крупном размере. Направлено в суд 5405 уголовных дел, привлечено к уголовной ответственности 4088 лиц. Сотрудниками ДЭБ МВД России была пресечена незаконная деятельность крупного завода в Казани, производившего пиратскую продукцию в промышленных масштабах. Там было изъято более 600 тысяч DVD.
Почему они так вредны? Не секрет, что одним из условий принятия России в ВТО является ужесточение мер по борьбе с нарушением прав в области интеллектуальной собственности. В американском законе “О торговле” 1974 г. содержится 301-я статья, защищающая права американских владельцев интеллектуальной собственности в зарубежных странах. По ней все страны по степени неблагонадежности делятся на три группы: приоритетные (с самым высоким показателем зарегистрированных нарушений), наблюдаемо-приоритетные (средний показатель) и наблюдаемые (страны, добившиеся наибольших успехов в борьбе с пиратством). Россия сейчас находится во второй группе, вместе с Аргентиной, Венгрией, Израилем, Индией, Пакистаном, Таиландом и Чили. Забавно, что в число наблюдаемых стран кроме Италии и Испании попали Украина, Белоруссия, Туркмения и Таджикистан. То есть у них уровень пиратства якобы существенно ниже, чем в России…
Понятно, что в претензиях американской стороны больше политики, чем экономики, но, как бы там ни было, 11 ноября 2006 года Россия взяла на себя обязательства по улучшению защиты прав интеллектуальной собственности. Поэтому каждый год данная тема обсуждается при проведении российско-американских переговоров по вступлению в ВТО.
Кто с ними борется? Во всех МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ созданы специализированные подразделения, осуществляющие борьбу с производством и оборотом контрафактной продукции. Во многом благодаря их сотрудникам уровень пиратства в России за последние годы, по оценкам некоторых специалистов, упал с 95% до 70%. Получают они поддержку и от комиссии Общественной палаты по культуре. Она уже провела несколько заседаний, посвященных проблемам борьбы с пиратством. На одном из них Федор Бондарчук предложил радикальные меры — закрывать заводы, печатающие контрафакт. Если бы все было так просто…
— Мы обязаны действовать в рамках закона, уважать частную собственность, — рассказали “МК” сотрудники одного из таких специализированных подразделений. — Одного нашего знания — да, вот на этом заводе печатаются пиратские диски — еще недостаточно. Все надо доказывать. Каждый из таких заводов окружен высоким металлическим забором. Имеет автономные источники питания, по всему периметру разгуливают собаки без привязи. А нам надо зайти на завод за 15 минут: именно столько времени требуется преступникам, чтобы уничтожить все вещественные доказательства.
Самое интересное начинается, когда появляются хозяева. Они говорят: “Да, это пираты, но мы-то не знали. Просто дали им оборудование в лизинг”. Формально им ничего предъявить нельзя.
— Нужно дальше искать и документировать связи между владельцами и персоналом завода, — комментирует Константин Земченков, руководитель Российской антипиратской организации (РАПО).
РАПО — крупнейшая негосударственная организация по борьбе с пиратством в России. Расположились Константин Викторович и его сотрудники в помещении бывшего детского сада недалеко от улицы Правды. Здесь они уже 11 лет борются за авторские права своих клиентов — крупнейших американских и отечественных киностудий. От их имени РАПО может обращаться в правоохранительные органы с просьбой о возбуждении уголовных дел. Кроме того, РАПО участвует в милицейских рейдах и проводит совместные учебные семинары с сотрудниками МВД, прокуратуры и другими заинтересованными в защите интеллектуальной собственности органами.
Какие успехи? В последний год многое изменилось на легендарной “Горбушке”.
— Администрация рынка сама к нам пришла, — рассказывает Константин Земченков. — Говорят, нам надоело, что о нас на весь мир такая дурная слава.
Теперь каждый месяц на “Горбушку” приходят списки, в которых отмечены даты официального DVD-релиза любого фильма. И если раньше этого срока будет обнаружен диск в продаже, то на первый раз продавец отделается штрафом, на второй — лишится места.
Конечно, насовсем “пиратки” с “Горбушки” не пропали. Если душевно поговорить с продавцами, те тут же достанут из-под полы секретный каталог, а то и покажут на экране, какого качества подделка. Но в открытую торговать больше не рискуют.
Чище стал и Савеловский рынок, хотя там ситуация усложняется тем, что продавцов прикрывают сами милиционеры. Его так и прозвали — “милицейским”.
— Когда проходит операция “Контрафакт” — массовый рейд по всей стране, так именно на эти дни исчезают все пиратские лотки, — вспоминает Земченков. — Кто-то же их предупреждает? Или взять эти палатки, которые у нас стоят на каждом углу. Я лично выступал в Госдуме, говорил, что это позор, когда контрафактом торгуют в подземном переходе прямо у них под носом. На что мне сказали, что это работа не Думы, а милиции. Но отдельные милиционеры вместо того, чтобы закрывать эти лотки, предпочитают брать с них деньги.
Как делаются пиратские диски? Сначала готовится цифровая версия фильма — так называемый авторинг. После чего из прочного металла изготавливается матрица, на которой лазером по спирали нарезаются тонкие дорожки, как иглой на виниловых пластинках. Эти дорожки хранят всю информацию о будущем фильме.
Матрицу устанавливают в специальную пресс-форму, куда потом заливают расплавленный поликарбонат — материал, из которого сделаны DVD. Дав новоиспеченным дискам остыть, их с одной стороны покрывают тонкой металлической пленкой — от нее будет отражаться лазерный луч DVD-плеера. В специальном принтере размером с небольшую комнату на диски наносят краску, после чего нанизывают на шпили и отправляют на склад, где их расфасовывают по отпечатанным заранее коробкам.
Подобное оборудование может себе позволить далеко не каждый, поэтому в последнее время снова вернулась традиция “домашних” линий. Пятьдесят DVD-R, записывающих фильмы на “болванки”, могут заменить целую заводскую линию. Это значительно дешевле, таких пиратов труднее вычислить, но и качество DVD у них будет хуже. А о том, чтобы наносить рисунок на диск, и речи быть не может.
Как отличить подделку? По закону на каждом лицензионном DVD должна стоять отметка завода. Некоторые заводы днем печатают белые диски, а ночью ставят молот чистой стороной, без опознавательных знаков, и штампуют уже “пиратки”. Но современное оборудование позволяет проводить экспертизу, которая определит, на каком заводе был сделан диск, и без номера лицензии. Даже чистый молот при штамповке дисков оставляет один и тот же след, который, как отпечатки пальцев, хранится в определенной базе данных. Сколько бы ни наносилось потом на диск новых повреждений — эти будут всегда. На основании подобной экспертизы подается заявление в Росохранкультуру, которая может как приостановить действие лицензии завода, так и отозвать ее через суд.
Что нас ждет? Есть такое понятие — покупательская способность населения. В Москве покупают “правые” диски, а в глубинке, выбирая между одним фильмом за 300 рублей и десятью за 100, конечно же, выберут второй вариант. Следовательно, надо сделать так, чтобы лицензионные диски стали дешевле. В последнее время и сами правообладатели это поняли. Средняя стоимость лицензионного DVD в России — 270 рублей — одна из самых низких в мире. А новые релизы прокатчики стараются выпускать по еще меньшей цене — 130—150 рублей за диск: не намного дороже, чем просят пираты.
Сократилось и время между стартом кинопроката и выпуском соответствующего фильма на DVD. Если раньше этот перерыв составлял 3—4 месяца, то сейчас — 2—3 недели. Например, “Крепкий орешек-4” вышел через 2 недели после старта кинопроката по небольшой цене, и в итоге за две недели было продано около двух миллионов “белых” дисков. Правда, тут возникает другая проблема. Пираты из других стран, у которых прокат начинается после России, покупают легальный диск, оцифровывают, после чего им надо только записать звуковую дорожку в кинотеатре и соединить ее с изображением. На изготовление пиратской копии уходит всего 24 часа. Решить эту проблему можно, только если установить одну дату премьеры фильма для всех стран.
…Но все эти усилия очень скоро станут совершенно напрасными. Проблему с пиратскими дисками уже через полтора года может решить не Департамент экономической безопасности МВД, не РАПО и не Правительство РФ, а… технический прогресс. Как только скорость передачи данных в Интернете вырастет настолько, что можно будет в течение десяти минут скачать целый фильм в отличном качестве, “пиратки” исчезнут сами собой. Точнее, они просто станут виртуальными. А потребность в дорогостоящих линиях и огромных складах отпадет. Пока пальму первенства интернет-пиратства прочно держат США, но и наши кудесники не отстают. За последние полтора года русские пираты первыми выложили в Сеть в свободном доступе 52 блокбастера.
Если по факту видеопиратства в год возбуждается несколько тысяч дел, большинство из которых выигрывается правообладателем, то в случае с Интернетом еще ни одно дело не дошло до суда. Но это, как нас заверил Константин Земченков, дело времени. Имена и адреса крупнейших интернет-пиратов известны, факт нарушения ими авторских прав задокументирован. Уже готовится несколько крупных исков.
В любом случае спрос рождает предложение. И пираты будут существовать до тех пор, пока мы с вами будем нуждаться в их услугах.
Комментарии