Граждане сами стимулируют появление нищих на улицах

На модерации Отложенный Понурый взгляд, грязные лохмотья, протянутая ладонью вверх рука.

Держу пари, таких людей по нескольку раз в день встречает каждый москвич.

В столицу сегодня стекаются полчища попрошаек со всего СНГ. Они везде – в метро, подземных переходах, электричках, стучатся в окна автомобилей, благо еще по квартирам ходить не начали.

Житель подмосковного города Серпухова Виктор работает недалеко от Курского вокзала. Приезжая на работу, он неизменно паркует машину во дворе одного из жилых домов, имевших несчастье расположиться рядом с этой вокзальной клоакой. «Тут ставлю машину, и передо мной место занял какой-то парень на «Хендае». Прилично одетый такой, модненький даже. Припарковался, вылез из машины, достал из багажника костыли разобранные... Ну, думаю, мало ли что, может, во двор этот за кем-то приехал. Я пошел на работу. Уже в офисе вспомнил, что забыл в машине папку с документами, пришлось возвращаться. Прохожу мимо Курского, смотрю и глазам не верю – стоит этот парень из «Хендая» в грязной одежде, на костылях и милостыню просит!»

Эту историю можно было бы воспринять как анекдот, если бы она не была так правдива. На улицах Москвы, пожалуй, нет ни одного нищего, который бы просил милостыню для себя. Попрошайки организованы в группы, территории поделены, выручка распределяется по отработанной схеме. Чаще всего стоящему сутки с протянутой рукой товарищу не достается ничего. В лучшем случае – кусок хлеба. Все деньги идут его хозяину.

По такой же схеме действовала задержанная в Люберецком районе Подмосковья группа цыган. Их дом стал настоящей тюрьмой для полутора десятков пожилых людей. Одиноких пенсионеров и инвалидов из Молдавии, Украины и Подмосковья цыгане находили сами. Они предлагали малообеспеченным людям приличный заработок в Москве. Прельстившись такой перспективой, пенсионеры и инвалиды соглашались переехать в столицу. В итоге у них отбирали паспорта и заставляли попрошайничать. Жили несчастные в одной комнате без света. Кормили один раз – днем. Рацион скудный – два бутерброда и стакан воды. При этом работали попрошайки круглые сутки. На кадрах оперативной видеосъемки четко видно, как в шесть утра липовых попрошаек развозят по точкам. Самые лучшие места – подземные переходы, рынки, вокзалы. Только по приблизительным подсчетам, один работник приносил цыганам прибыль в пять тысяч рублей за один день. И это при минимальных затратах – немного еды и вода.

Денег от бизнеса попрошаек было так много, что цыгане даже умудрились использовать материальные блага в оформлении своего загородного участка. Все садовые дорожки на территории были выложены монетами. А чего мелочиться! Материал доставался практически даром.

Об этом доме сотрудники УБОПа узнали от одной из пострадавших. Женщине удалось убежать. Она рассказала, что в Москву ее позвали знакомые, обещали, что будет работать продавцом. На деле все оказалось иначе. Сотрудники милиции освободили из плена больше десятка рабов.

По признанию самих оперативников, доказать факт рабского труда очень трудно. «Прежде всего нужно получить признание самих попрошаек, что их избивали, морили голодом, принуждали, а они часто не идут на это, опасаясь мести бывших хозяев», - признаются в милиции.

Ни для кого не секрет: попрошайничество давно перешло из категории социальных городских язв в сферу малого предпринимательства. Нищих нам, с одной стороны, жалко и перед ними стыдно, а с другой стороны, мы все меньше сомневаемся в том, что в их «бизнесе» крутятся серьезные деньги. И что кто-то этому бизнесу помогает.

Говоря на современном сленге, «крышует». Бизнес попрошаек в Москве хорошо организован. Столица четко поделена на зоны, за каждым нищим следит смотрящий. Ни одна бабушка с улицы не может прийти к переходу, встать и просить милостыню. Ее тут же погонят или попросят заплатить за место.

Способы выманить денежки у попрошаек самые разные. В основном давят на жалость. Но жалостью нынче пробьешь не всех. Табличкой с надписью «хочу есть» проймешь не многих, вот и проходится побирушкам придумывать новые способы привлечь к себе внимание. Так, недавно у станции метро «Парк культуры» здоровый дядечка сидел с табличкой: «Помогите на машину». А у станции метро «Медведково» молодой человек собирал оставшуюся сумму денег на «покупку компьютера». Люди смеялись и бросали деньги. Сегодня побирушки чаще даже не утруждают себя объяснениями, на что они собирают деньги. Молча взирают на прохожих, помахивая целлофановым пакетиком, и крестятся. Бог нынче в моде.

Но не все нищие – бедные, несчастные люди, попавшие в рабство к нехорошим дядям. Доказательство тому - история, произошедшая в минувший вторник с 46-летней москвичкой Натальей на Чусовской улице, в районе дома 2. Женщина отправилась в магазин и по какой-то роковой случайности забыла выложить из сумки крупную сумму денег, которую накануне сняла в Сбербанке. На улице женщине встретились двое парней, примерно по 16 - 17 лет. Молодые люди слезно попросили 10 рублей. Добродушная женщина пожалела ребят и полезла в сумочку за кошельком. В это время внимание одного из попрошаек привлекла внушительная пачка денег, лежавшая в сумке. Получив 10-рублевую купюру, ребята отошли в сторонку, но, посовещавшись, решили не довольствоваться малым, а отобрать все. Хулиганы неожиданно напали на Наталью и принялись жестоко избивать ее. Затем выхватили из рук упавшей женщины сумку с деньгами и скрылись. В результате своего благодетельного поступка москвичка оказалась в больнице с сотрясением головного мозга.

Городские власти пытаются бороться с попрошайками. Принято несколько программ, выделяются деньги. Открываются ночлежки, пункты дезинфекции, раздается бесплатное питание. Есть служба, помогающая бомжам оформить документы и найти родных. Но все эти меры словно уходят в никуда. Попрошайки как стояли во всех столичных переходах, так и стоят.

Кстати, группа ученых из Карлова университета в Праге и Института этнологии и антропологии РАН опубликовала многолетнее исследование поведения нищих в России и Европе. Вышедшая книга называется «Бредущие среди нас: нищие в России и странах Европы, история и современность». Это масштабный труд, описывающий методы воздействия нищих в Праге, Флоренции и Москве. Ученые исследовали не столько психологию попрошаек, сколько «национальную душу» подающих. Нищие оказались прекрасным инструментом для изучения культурного кода нации - ведь для каждой страны они вырабатывают свой набор приемов для максимально эффективного сбора денег. Россия и здесь продемонстрировала свой уникальный путь. У нас нищие зарабатывают едва ли не больше всех в Европе и отлично адаптируются к изменению общественного мнения. А подают им не столько из человеколюбия, сколько из желания самоутвердиться в собственных глазах.

Получается, граждане сами стимулируют появление нищих на улицах. Практически каждый в курсе, что попрошайки в метро - никакие не инвалиды, не погорельцы, не «афганцы», и все равно подают! Значит, нищие нужны нам самим? Что ж, раз есть спрос, будет и предложение.