Гитлер любил произведения искусства, изображающие идиллию

На модерации Отложенный В австрийском Линце Гитлер хотел построить самый большой музей в мире – после войны. Гестапо воровало и скупало для него картины и скульптуры в течение многих лет. Немецкий исторический музей задокументировал в интернете "Линцскую коллекцию". Оказывается, Гитлер питал слабость к произведения искусства, изображающим идиллию.

Осенью 1909 года он провалился на вступительных экзаменах в Венскую академию искусств, а с 1910 года сильно сократил свою художественную деятельность. Но в 1920-е годы Адольф Гитлер продолжал называть себя "живописцем". Он не утратил своей особой склонности к искусству – к тому искусству, которое уже тогда считалось ностальгическим.

Если бы события развивались так, как представлял себе Гитлер, то в 1950 году он открыл бы в австрийском Линце свой "музей фюрера" – самую большую экспозицию произведений искусства в мире. Дом того искусства, которое он считал самым значимым и произведения которого во время войны по его приказу скупали, конфисковывали или просто воровали по всему рейху. В июне 1939 года он назначил Ганса Поссе, директора Дрезденской картинной галереи, особым уполномоченным по будущему музею в Линце – городе, который Гитлер выбрал для спокойной старости.

Любовь Гитлера к картинам Карла Шпицвега

Немецкий исторический музей (DHM) в Берлине продемонстрировал полную коллекцию из Линца в интернете. Отсталая в техническом плане и неудобная база данных позволяет, тем не менее, посмотреть все из 4731 произведения искусства, в числе которых скульптуры, мебель, фарфор и гобелены. Каждый экспонат снабжен названием, датой возникновения, данными о нынешнем и предыдущих владельцах. По меньшей мере 567 произведений были конфискованы или проданы не по воле владельца.

"Линцская коллекция" позволяет бросить взгляд на политику в искусстве, проводимую "третьим рейхом", а также по ней можно судить о вкусах фюрера. Ему нравились идиллические провинциальные сценки, и он коллекционировал в первую очередь романистов: мюнхенских и венских мастеров XIX века. Свою коллекцию он постоянно обозревал – специально для него составлялись так называемее "альбомы для фюрера". Всего было составлено 32 таких альбома – из них сохранился 21, они находятся в распоряжении DHM.

В коллекцию попала, к примеру, картина Шпицвега "Книжный червь". Карл Шпицвег стал сегодня олицетворением всего мещанского, однако при жизни имел славу скорее критика изнутри. Он был любимцем Гитлера. В этой коллекции представлено 45 его работ. Пасторальные сюжеты в стиле модерн занимают большую часть коллекции и представлены работами Людвига фон Хофманна ("Пастушок") и некоторыми картинами Арнольда Бёклина.

Что считалось где-то в другом месте в 1940-е годы стилем модерн, в коллекции отсутствует. Ни одной картины, которая представляла бы уже распространенный в то время абстракционизм, ни одного импрессиониста и никакого реализма простых социальных сценок, представленных, например, в произведениях Густава Курбе.

Мало эротики, много высокомерия

Вместо этого много классицизма: празднование в честь Вакха, сцены из "Одиссеи" или героические полотна, такие, как "Тирольские борцы за свободу" кисти Франца фон Дефреггера. Можно увидеть и такие картины, как "Сфинкс" Франца фон Штука, на которой мистическое животное изображено в надменной позе – здесь мало эротики, а много высокомерия и опасности, исходящей от него. При просмотре всей коллекции с обилием высокопарных жестов и ужасного китча возникает впечатление, что смотришь фильм Лени Рифеншталь, только в масле.

Однако была поставлена цель не только ответить на эстетические вопросы. Федеральное ведомство по спорным вопросам в отношении собственности (BADV) в процессе создания этой базы данных тесно сотрудничало с музеем. Его целью стало решить все вопросы с собственностью и по возможности вернуть произведения наследникам прежних законных владельцев. Доля украденных картин в собрании Линца, по-видимому, не очень велика – большая часть уже была возвращена американцами после Второй мировой войны. Но не все.

Участники виртуальной выставки обвиняют многих владельцев художественных галерей в коллаборационизме и нежелании сотрудничать и возвращать картины. Так, неожиданно пропали некоторые картины, которые попали в коллекцию до 1945 года, – возможно, некоторые галеристы до сих пор скрывают реальные доходы, которые их галереи зарабатывали на этих произведениях искусства лет 60 назад.

За проектом Гитлера стояла финансовая сила: национал-социалисты инвестировали в коллекцию 130 млн рейхсмарок. Самым дорогим предметом коллекции была сцена в горах "На строительстве Чертова моста", написанная в 1924 году Карлом Блехеном. Суровый пейзаж, мало неба – самый наглядный пример симпатий Гитлера в живописи. Человек, который родился на равнине в Верхней Австрии, питал слабость к изрезанным ущельями горным пейзажам – кроме того, эта картина прославляет честного простого трудягу, который своими руками подчиняет себе природу (и отдыхает после окончания работ в правом углу картины).

Исследователи, занимающиеся этой коллекцией, еще не завершили своей работы над базой данных: если в параметрах поиска задать "Чертов мост", компьютер не выдаст результатов.