Передел рынка: доктор Путина перепутал адреса

На модерации Отложенный

В деле горнодобывающей компании «Мечел» появился просвет. Точнее, внимание властей с нее переместилось на другую компанию - Evraz Group. Вчера вечером, глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил журналистам, что ФАС, расследующая ситуацию на российском рынке коксующегося угля имеет претензии не только к «Мечелу», но и к Evraz Group, «на которую совершенно справедливо кивают».

Между тем и независимые эксперты и представители компании затрудняются ответить, почему к ней внезапно предъявлены претензии (Evraz Group - крупнейший в России производитель металла и владелец нескольких крупных горнорудных предприятий, угольной компании и двух шахт. Среди людей, контролирующий компанию, - Роман Абрамович).

«Мы отправили все необходимые документы в ФАС по нашим поставкам. В первом полугодии 2008 года за пределы России было поставлено менее одного процента добычи углей, которые были направлены на предприятия Evraz, находящиеся на Украине», - заявил РИА Новости представитель компании.

Несколько экспертов подтвердили недоумение Evraz Group. «Мы не видим позиции, где бы Evraz был монополистом, - сказал РИА Новости аналитик Unicredit-Атон Георгий Буженица. - Весь "Южкузбассуголь" работает на них (практически не продает уголь на рынок)".

Подобным образом комментирует ситуацию и аналитик Альфа-банка Максим Семеновых сказал: «С трудом себе представляю, что могло вызвать претензии ФАС. Просто Evraz большую часть угля потребляет внутри. Что касается стали, то Evraz экспортирует меньше, чем НЛМК или "Магнитка».

«Если говорить об угле, то ни "Мечел", ни Evraz не являются доминирующими компаниями в этой отрасли.

Скачок цен, который произошел в последнее время, в большей степени не связан с отечественными компаниями. Но и в нашей стране произошли несколько аварий, которые определили некоторый дефицит», - считает аналитик Deutsche UFG Александр Пухаев.

Акции «Мечела» рухнули после того, как премьер Владимир Путин заявил, что в первом квартале компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже рыночных, а значит, и мировых. И задал мучивший его вопрос: «А маржа где, в виде налогов для государства?».

С момента этого вопроса, впервые заданного Путиным 24 июля и затем детальнее развитого 28-го, акции «Мечела» падали на 45 – 60 процентов. На короткий срок чуть поднимались, и снова рушились.

Чем вызвана атака Путина на «Мечел» аналитикам также, как и в ситуации с Evraz, понятно не вполне. По мнению аналитика инвестиционной компании «АТОН» Ольги Митрофановой, «есть нехорошее подозрение, что компанией заинтересовался набирающий силу крупный холдинг "Ростехнологии", который еще в бытность его "Рособоронэкспортом" обнаруживал такой интерес. Версия эта ходит давно, и, разумеется, она предусматривает финал покупки "Мечела" с предварительным доведением его до банкротства».

В отличие от «Мечела», акции Evraz не обрушивались вслед за заявлением Игоря Артемьева о том, что ФАС «имеет претензии». Но еще не вечер: сегодня станут известны итоги закончившегося вчера поздно вечером совещания в ФАС по поводу металлургической отрасли, и они могут многое на рынке изменить.