Художникам не дает покоя самая знаменитая картина Малевича
На модерации
Отложенный
Десяток современных художников, уходя на летние каникулы, решили еще раз перепеть на новый манер известный образ «Черного квадрата» Малевича. Что из этого получилось, можно увидеть на выставке «100% blacksquare», которая проходит сейчас в Москве. Как и следовало ожидать, диалог с Малевичем получился неоднозначным: одни откровенно им восхищаются, другие норовят поддеть и сбросить с пьедестала.
Наряду с матрешками, икрой и ушанкой «Черный квадрат» Казимира Малевича, датируемый 1915 годом, давно превратился в национальный, культурный и торговый бренд. Даже если человек никак не разбирается в течениях русского авангарда, его знаковое произведение этого направления всплывает сразу. Всплывает, как правило, в саркастически-ироничном контексте: вот вам современное искусство, полная деградация, когда от картины остается в прямом смысле черная дыра! В конце 1990-х годов на выставке Малевича в Третьяковской галерее обозревателю «НИ» приходилось наблюдать бесконечные группы, надолго останавливающиеся около «Квадрата». Нужно было слышать, какие комментарии давали экскурсоводы, чтобы «объяснить картину». Здесь тебе и борьба света с тьмой, и икона самого жестокого и негуманного ХХ века, и какие-то сложные математические соотношения вкупе с мистическими прозрениями. В общем, по числу интерпретаций и безумных инсинуаций «Черный квадрат» идет сразу за «Джокондой» Леонардо да Винчи.
Ничего удивительного в том, что «Квадрат» – это особого рода художественная валюта, которая ходит из рук в руки почти во всех актуальных российских галереях и музеях. Примерно такую же роль на Западе выполняет «Фонтан» Дюшана (писсуар, выставленный в начале века в качестве произведения искусства). Если хотите подвести фундамент под радикальные жесты и отрицание реализма с академизмом, лучшего примера, чем Малевич, вам не найти.
Поэтому не так давно в Русском музее проходила выставка «Приключения Черного квадрата», на которой художники упражнялись в перекладывании черных и белых фигур. Теперь галерея «Pop/Off/Art» решила повторить тот же ход для летнего смотра – тем более что немало ее авторов принимали участие в питерской затее.
Как и полагается в таких случаях, выставка «стопроцентного Квадрата» больше похожа на артистический капустник. За юмор и иронию отвечает один из основателей «соцарта» Вагрич Бахчанян. Он придумал ряд «Мала мала Малевич» – линейка уменьшающихся квадратиков. Есть еще квадраты с концептуальными подписями: «Черный как икра квадрат» или «Черный как зависть квадрат». Социальное и даже конфессиональное звучание темы – у Аладдина Гарунова. В виде квадратов он разложил на полу восточные молитвенные коврики. Рядом почти исследовательские схемы Александра Панкина: художник выяснил, что белые и черные поля на картине Малевича равны по площади – поэтому можно устроить некое «распыление», переформатировать квадрат так, чтобы два цвета поменялись местами. Наконец, имеется образец квадрата как сувенира и почти безделушки. Олег Артюшков сделал чисто российскую версию кубика Рубика. Вместо цветных сторон у него на каждом боку – черный квадрат.
Вряд ли перепевы старой песни могут стать хитами. Точно так же ничего особо нового о Малевиче и ее творении галерейные художники не произнесли. Такая выставка отлично бы смотрелась в стенах Третьяковки, разместись рядом с оригиналом. Стала отличным подарком зрителям, изголодавшимся в мертвый сезон. Но так уж вышло, что Третьяковка не может разобраться с современностью. Культурную брешь приходится закрывать несколько в стороне – на галерейном поле.
Комментарии