Александр Лукашенко изменил белорусский язык

На модерации Отложенный

Александр Лукашенко соскучился по реформам. В стране уже все так “схвачено”, все настолько “под контролем”, что поневоле заскучаешь. Вот и придумал новую “развлекуху” для себя и населения — изменение правил правописания белорусского языка. Закон был подписан Батькой в начале недели…

Вообще-то идея провести “языковую реформу” возникла у Лукашенко еще пару лет назад. Но все ограничилось лишь  некоторыми изменениями в правописании слов иностранного происхождения, сложносокращенных слов и имен собственных. Например, слово “компьютер” теперь по-белорусски будет писаться “камп’ютар” (прежде писался “камп’ютэр”). Такие же изменения постигли слова “прынтар” и “пэйджар”. Прибавилось букв “а” и в сложносокращенных словах. Скажем, “абком” (обком) теперь будет писаться как “абкам”.

Но самое главное, теперь решено названия государственных должностей писать с большой буквы. Не только президент, но и даже глава администрации президента будут печататься  с заглавной буквы.  А вот про слово “бог” в законе не говорится. Это уж как Он на душу положит…

Между тем белорусская оппозиция усматривает в изменениях политический подтекст. Ведь в Белоруссии фактически существует несколько видов письменности. Про малоиспользуемый белорусский вариант латиницы — lacinka — можно не говорить.

Но есть еще тарашкевица — белорусская орфография, разработанная в 1920-х гг. на территории Западной Белоруссии, вошедшей по Рижскому договору в состав Польши, Брониславом Тарашкевичем. В БССР в пику “буржуазной” тарашкевице был создан свой, большевистский вариант — “наркомовка”, утвержденная указом Наркомата просвещения в 1933 году. В 1957 году ее подкорректировали, и с тех пор она и остается официальным языком Белоруссии. На этом языке, кстати, писал свои произведения знаменитый Василь Быков. И, поскольку Батька Лукашенко говорит на “наркомовке” и не любит тарашкевицы, символом оппозиционности власти в Беларуси сегодня стало как раз использование этой формы правописания. На этом “языке” издаются оппозиционные газеты, на нем говорят политики, считающие себя “истинными белорусами”. 

Комментирует известный белорусский писатель Адам Глобус:

— Конечно, язык развивается. Но с другойстороны превратить все книги, которые стоят в магазинах и хранятся в библиотеках, в “книги с ошибками” — это очень революционное решение. Ну а для меня как писателя проблем не будет. В конце концов есть компьютерные “редакторы” и корректура. А как уж там будут писать премьер-министра — меня не касается. Меня больше интересует, как писать слово “Бог”.