Россия терпит неудачу в борьбе за мировой рынок вооружений

На модерации Отложенный

Согласно официальным сообщениям, московские переговоры президента Венесуэлы Уго Чавеса с Президентом РФ Дмитрием Медведевым и председателем правительства Владимиром Путиным увенчались очередным успехом. Дескать, стороны договорились о закупках высокотехнологичного российского оружия на 30 млрд. долларов. В общем, очередной прорыв России... Вот только венесуэльские власти уже поспешили опровергнуть эту информацию. Громкие реляции об успехах, достигнутых в сфере экспорта российской военной техники, вновь оказались блефом. С чем это связано, анализировал наш корреспондент.

Непосредственно перед визитом Чавеса СМИ публиковали даже конкретный перечень той военной техники, которую президент Венесуэлы собирался приобрести в России: 6 подводных лодок класса «Амур» и 3 подлодки класса «Варшавянка», 10 кораблей различного типа, 20 зенитных ракетных комплексов Тор-М1, 20 патрульных самолётов Ил-114 и 10 вертолётов Ми-28Н. Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов добавлял к этому списку другие наименования. По его словам, уже «достигнута договорённость о закупках переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) «Игла», военно-транспортных самолётов типа Ил-76 и танков Т-90». Живой интерес Чавеса к «Иглам» подогревался тем обстоятельством, что под давлением США у Венесуэлы сорвался контракт с концерном Saab на закупку ПЗРК шведского производства. А необходимость купить Ил-76 была вызвана тем, что стоящие на вооружении венесуэльской армии аналогичные американские военно-транспортные самолёты Lockheed С-130 не могут быть отремонтированы из-за эмбарго, наложенного Вашингтоном на военно-техническое сотрудничество с Венесуэлой.  

Однако никаких новых контрактов на поставку военной техники так и не было подписано. Сотрудничество в военно-технической сфере ограничится продолжением выполнения прежних договоров. Неприятные для России точки над i расставил сам Чавес, заявив, что он «не знает, откуда взялись эти цифры – 30 млрд. долларов». Единственным результатом визита стали четыре контракта в энергетической сфере – в той единственной области, где Россия освоилась на мировом рынке в качестве одного из лидеров.

Судя по всему, желаемое просто выдали за действительное. Освоить такую сумму российский оборонно-промышленный комплекс просто не в состоянии. По мнению экспертов, сейчас для России предельной суммой являются 5 млрд. долларов в год, причём в основном за счёт складских остатков. Тезис о том, что российское оружие и другая высокотехнологическая продукция ВПК уверенно завоёвывают всё новые внешние рынки, – миф. Напротив, внешнеторговые контракты всё чаще срываются, так как российский ВПК уже не в состоянии выполнять их качественно и в срок.

Вот несколько скандальных фактов из хроники последних лет. Индия никак не может дождаться достройки авианосца «Адмирал Горшков». И это при том, что контракт был подписан ещё в 2004 году, а выделенные на модернизацию авианосца 750 млн.

долларов уже израсходованы. Однако российская сторона требует доплаты в 1,5 млрд. «зелёных» и переноса срока сдачи корабля с 2011 на 2013 год. Кроме того, Индия предъявила претензии к исполнению другого контракта, отказавшись принять модернизированную в России атомную подводную лодку «Синдувиджай», которая ещё в 2005 году была отправлена в Северодвинск.

Есть у Индии претензии и по поводу передачи документации на производство 1 тыс. танков Т-90С, и по постройке на верфи «Янтарь» в Калининграде трёх фрегатов. Все 100% пусков ракет «Стилет», предназначенных для Дели, во время пробных стрельб оказались, по выражению замдиректора Федеральной службы по оборонному заказу генерала Владимира Муравника, «мягко говоря, неуспешными». В итоге индийцы выставили Рособоронэкспорту штраф на 40 млн. долларов. И наконец, в прошлом году Индия остановила контракт на покупку пяти противолодочных самолётов Ил-38SD, потому что их комплекс обнаружения подводных лодок «Морской змей» на испытаниях так и не справился со своей задачей. Наконец, треть поставленных всё той же многострадальной Индии самолётов Су-30МКИ, по мнению заказчиков, нуждается в ремонте из-за дефектов двигателей, которые выходят из строя раньше, чем заявлено в гарантийных обязательствах.

Алжир заявил о том, что вернёт в Россию 15 поставленных ему самолётов Миг-29, так как его не устроило качество комплектующих. Ну а российские поставщики не нашли ничего лучшего, кроме как обвинить алжирцев в том, что… их пилоты налетали на этих машинах гораздо больше, чем лётчики наших ВВС. Разгоравшийся скандал удалось погасить лишь в ходе переговоров президентов двух стран. Чехия отказывалась принимать в счёт погашения российского госдолга вертолёты Ми-35, обнаружив на них узлы и агрегаты, бывшие в употреблении. Малайзия не дождалась запчастей к Миг-29 и вынуждена была… разобрать на них половину купленных самолётов.

Много претензий и у Китая, который долгое время являлся одним из главных заказчиков российской техники. Сорванным оказался подписанный в 2005 году миллиардный контракт на поставку Китаю 38 самолётов Ил-76 и Ил-78. Вообще, по оценкам экспертов, половина всех рекламаций на качество российского вооружения исходит именно от китайских военных. Так, они открыто возмущались установкой на поставленные им эсминцы и подлодки ракет «Москит», которые не поражали цели. В итоге Китай дал понять, что сворачивает программу закупок российской техники.

По словам аналитика Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, «потеря технологий и утечка мозгов привели к постоянной деградации военной промышленности». Вопрос лишь в том, как долго нашим оружейникам удастся прикрывать эти хронические проблемы бравурной пропагандой.