Тайный мир армяно-турецких отношений

На модерации Отложенный

Впервые за многие годы армяно-турецкие отношения могут нормализоваться. С инициативой по поводу налаживания контактов между Ереваном и Анкарой выступил президент Армении Серж Саркисян. Как выяснила газета The Washington Post, переговоры проходят уже несколько лет, однако встречи носят характер тайных, информация о которых не разглашается.

Сообщалось, что в швейцарском городе Берн были проведены тайные армяно-турецкие встречи, длившиеся около 10 лет. Газета «Кавказский узел» сообщает, что лёгкие сигналы Сержа Саркисяна в плане прямых встреч стали стимулом для Турции, проводившей около 10 лет неофициальные встречи с Арменией. Выяснилось, что советник Министерства иностранных дел Эртугрул Апакан и заместитель советника по вопросам Средней Азии и Кавказа Унал Чевикоз вместе со своими армянскими коллегами в мае и июле провели 2 этапа встреч. Хотя министр иностранных дел Али Бабаджан и подтвердил факт проводимых время от времени встреч, подробностей он избежал. Почему сведения о столь важных встречах подверглись огласке только сейчас, неизвестно, однако политологи заговорили о возможном подписании соглашений между Ереваном и Анкарой, призванных внести ясность в историю с геноцидом армян в конце XIX - начале XX века. Как известно, именно этот исторический факт стал причиной многолетнего конфликта, так как Турция до сих пор не признала факт убийства 1,5 миллионов армян. Тайные встречи представителей двух стран выявили необходимость создания специальных комиссий по карабахскому конфликту, геноциду армян, по отношениям Армении с Азербайджаном.

Предполагалось, что по поводу самого острого из обсуждаемых вопросов, геноциду армян, будет создана комиссия историков, принцип формирования которой вызвал много споров. Прежний президент Армении Роберт Кочарян упорно настаивал на создании межгосударственной комиссии, а не комиссии историков. В этот раз, как отмечают дипломатические источники, прилагаются усилия создать такой консультативный механизм, который был бы приемлем для двух стран.

Однако факт геноцида доказан парламентами многих стран, в том числе и американским. Поэтому комиссия историков сможет только подтвердить исследования многочисленных научных групп. Единственное, на что может повлиять Анкара, так это на то, какое количество убиенных армян в начале века будет записано в итоговом документе.

Создание комиссии именно по вопросу отношений с Баку может поставить крест на перспективах нормализации отношений Анкары и Еревана. Азербайджан, конфликтующий с Арменией, может использовать зависимость Турции в азербайджанском топливе для давления на Ереван, чтобы тот находился в своего рода региональной изоляции. Именно поиск источников инвестиций в страну побудил Ереван пойти на уступки Турции, которая обладает серьёзным инвестиционным потенциалом и является стратегическим партнёром Вашингтона.

Не секрет, что с приходом нового президента Армения стала более прагматично смотреть на отношения с Россией. Ереван начал искать новых инвестиций и партнёров, которые позволили бы форсировать экономический рост страны. К тому же нормализация отношений с одним из двух казалось бы непримиримых врагов станет личной победой Сержа Саркисяна.

По всей видимости, нормализация отношений между Арменией и Турцией позволит Еревану обрести уверенность в споре за Карабах с Баку, которую не может дать Россия, отстранившаяся от трудного вопроса. Очевидно, что предположение о турецких инвестициях, которые польются рекой после этого,  - преувеличение, однако не настолько, чтобы в него совсем не верить. Процесс установления исторической справедливости требует большого количества времени и сил от всех его участников, поэтому после объявления итогов может пройти не один год для привыкания к новой действительности. Именно поэтому ждать реального изменения психологии народов Армении и Турции не стоит.