Спорт никогда не служил делу мира
На модерации
Отложенный
Спорт: от солдатской подготовки к тотальной пиар-технологии.
Со времени своего появления спорт был ни чем иным, как системой физической подготовки солдат к войне. Древнейшие его виды наглядно свидетельствуют об этом: бег, борьба, кулачный бой, метание копья, скачки, гонки колесниц — все это занятия, необходимые воину античных времен.
Со временем спортивные состязания, помимо задачи тренировки и отбора лучших солдат, стали служить еще и для демонстрации их — а стало быть, и военной мощи страны — потенциальным противникам; античные Олимпиады были, по сути, военными парадами враждебных стран,инструментом холодной войны, возникшим задолго до появления самого этого понятия.
Именно поэтому, а вовсе не из-за наготы участников, на Олимпийские игры не допускались женщины. Отношение к наготе в древней Элладе было весьма толерантным, и шизофреническим ханжеством, при котором статуи обнаженных людей устанавливаются в публичных местах, включая храмы, но нагота живого человека считается неприличной, эллины не страдали. Однако война, как и политика, считались у них делами сугубо мужскими.
Что касается пресловутого священного перемирия на время Олимпийских игр, то даже если оно и имело место, то было лишь сменой горячей формы войны на холодную (кстати говоря, гибель атлетов во время кулачных боев или колесничных гонок была делом не таким уж редким). Можно, конечно, сказать, что и такую смену, как переход к менее кровавому варианту противостояния, все равно следует приветствовать. Да, конечно — если бы по окончании месяца иероминии войны не возобновлялись с новой силой.
Но даже если перемирие и провозглашалось формально, то на практике оно нарушалось, и более того — сами по себе Олимпийские игры служили поводом для войны и грязных военно-политических махинаций: борьба за контроль над священной территорией, где проводились Олимпиады, и соответственно над самими играми шла между несколькими городами-государствами Пелопоннеса, в первую очередь, Элисом и Пизой, и продолжалась не одно столетие. Ксенофон, в частности, описывает, как в 364 г. до н.э. элейские воины атаковали пизанцев прямо на месте проведения Игр во время финальных соревнований по пятиборью.
Наконец, само существование этого перемирия ставится под сомнение рядом историков, полагающих, что речь шла лишь о делегировании на Игры солдат из воюющих армий, но не о приостановлении боевых действий как таковых.
Не был спорт вне насилия и политики и в Романской империи. Гладиаторские бои были по сути своей именно спортивными состязаниями, а не, к примеру, аналогом публичных казней. Вопреки распространенным представлениям, гладиаторами часто становились не лишенные выбора рабы, а жаждавшие славы и наград свободные. И отношение к ним (включая ажиотаж фанатов) во многом походило на отношение к профессиональным спортсменам в современном мире.
Но куда более показательно миф о «стоящем выше политики» и «объединяющем, а не разделяющем людей» спорте развенчивает другой излюбленный романский вид состязаний — гонки колесниц. Соответствующие спортивные клубы в Империи превратились в настоящие политические партии — самыми могущественными из них были «Красные», «Белые», «Синие» и «Зеленые», и с ними вынужден был считаться сам император.
Можно было бы углубиться в своеобразные спортивные обычаи неевропейских народов, предписывавшие приносить в жертву игроков проигравшей (а то и победившей) команды или использовать в качестве мяча отрубленную голову. Но оставим их в покое и перейдем сразу к современности.
Очевидно, что в наше время спорт — не массовая оздоровительная физкультура, а именно «спорт больших достижений», вершиной которого считаются Олимпийские игры — утратил всякое рациональное обоснование, которое он имел в античном мире.
Физическая сила больше не играет решающей роли в войне (нередко не играет ее даже и сила оружия) и, соответственно, спортивные достижения не могут служить даже косвенным признаком могущества страны. Спорт поглощает огромные материальные, да и людские, ресурсы, которые по сути выбрасываются на ветер, не принося абсолютно никакой пользы. Исключение тут составляют только всякие авто- и авиасостязания, способствующие техническому прогрессу, но они составляют лишь небольшую долю профессионального спорта в целом, да и в них всевозможные искусственные ограничения часто не дают развернуться конструкторской мысли.
Для здоровья такой спорт (опять-таки, не путать с физкультурой!) безусловно вреден, ибо нагрузки в нем давно превзошли нормальный для человеческого организма уровень, лишним доказательством чему служит бесконечная череда допинговых скандалов: побеждать «по-честному» становится уже просто физически невозможно.
При этом нельзя сказать, что спортсмены сами выбирают свою судьбу и, как взрослые дееспособные люди, несут ответственность за последствия: по причине вышеупомянутой непомерно задранной планки, добиться сколь-нибудь заметных результатов могут лишь те, кого начали муштровать (а по сути — уродовать, превращая в живую машину) с самого раннего детства, когда ни о каком сознательном выборе не может быть и речи. По существу, тренеры спортшкол и родители, отдающие своих чад в их руки — не кто иные, как современные компрачикосы,так же, как и их средневековые предшественники, калечащие детей на потеху публике.
Спорт можно считать второй (после призывной армии) узаконенной формой современного рабства; нас не шокирует, когда мы слышим, что одна команда купила игрока у другой за столько-то миллионов. Да и от проституции профессиональный спорт мало чем отличается: такой же циничный бизнес по торговле человеческим телом, зашибающий миллиарды на низменных страстях и столь же далекий в своей практике от высоких и красивых слов, произносимых его апологетами, как и «первая древнейшая профессия» — от романтических мечтаний о «чистой любви».
Гипертрофированное физическое развитие и фармакологические эксперименты, призванные обойти допинг-контроль, не только чреваты кучей болезней к 30-40 годам, но и, естественно, идут в ущерб развитию умственному — как по причинам сугубо физиологическим, так и потому, что «спортивную надежду школы» охотно освобождают от уроков ради тренировок и соревнований.
С другой стороны, спорт разрушает умственный потенциал нации и иным путем — размывая интеллектуальную элиту изнутри, помогая попасть в ее ряды людям, лишенным должных способностей. Практика, когда молодого человека принимают и держат в вузе не ради учебы, а ради выступления за университетскую команду, повсеместно распространена. Кстати, это едва ли не основной путь, которым негры получают университетские дипломы в США, что признают даже сами негритянские активисты.
Но главное — спорт абсолютно деструктивен в социальном и политическом плане (если трактовать политику в интересах общества, а не кучки дорвавшихся до власти и денег проходимцев).
Спорт представляет собой разжигание нездоровых страстей на пустом месте. Уж если кого и судить по пресловутой 282 статье за «возбуждение ненависти и вражды», так это деятелей спорта, начиная с глав отвечающих за эту сферу государственных ведомств, а заодно и всех чиновников и журналистов, публично призывающих «болеть за наших». Ибо нет ненависти и вражды более абсурдной, нелепой и бессмысленной, чем та, что возникает между болельщиками разных команд.
Даже в основе религиозной вражды лежат пусть ложные и порочные, но все же понятные принципы: защита «истинной веры» от «еретиков», «правильной» идеи — от «неправильной». Даже свифтовская война остроконечников с тупоконечниками имела хоть какое-то обоснование. Но вражда между теми, кто в силу необъяснимых причин возлюбил футболки красного цвета с одной эмблемой, и столь же иррациональными любителями синих футболок с другим логотипом, лишена даже столь шаткой основы. Даже самый горячечный фанат не приписывает «своей» команде какой-либо «идеи».
И раскалывать нацию, натравливая одни ее части на другие, по столь вздорному признаку — это, конечно, преступление в чистом виде.
Причем боление не менее абсурдно и вредоносно и в тех случаях, когда речь идет не о командах одной страны, а об играх международного уровня.
Просто разжигаемая рознь в этом случае из социальной становится национальной — опровергая, естественно, лживый миф о миротворческой роли спорта. (Показательный штрих: на болельщицких интернет-форумах даже вывешивают списки самых грязных ругательств на языке другой страны — мол, разучивайте, вот что мы будем им кричать!)
Интересы разных стран никогда не смогут совпасть во всем — просто потому, что своя рубашка ближе к телу, чем соседская. Это абсолютно нормально — и, стало быть, между странами всегда будут реальные противоречия. И это необходимо учитывать даже самым прекраснодушным поборникам всеобщего братства. Но вот что совершенно точно не имеет никакого отношения к реальным интересам и реальным противоречиям, так это сколько раз какие-то одиннадцать мужиков запинали надутую кожаную пустышку в ворота каким-то другим одиннадцати мужикам. Нет, чем бы дитя ни тешилось, конечно — хочется мужичкам побегать по травке, коли уж больше ничего не умеют, пускай их, но нам-то, всем остальным, что за дело? Что в нашей жизни изменится к лучшему (или, напротив, к худшему) от их беготни? Но многотысячные толпы, вываливающие на улицы и устраивающие погромы в городах (причем нередко — в своих же собственных!), почему-то считают иначе.
И дело тут не в «русском быдле», не умеющем себя цивилизованно вести. Точно так же ведут себя и в самых «цивилизованных» странах — и не только в темпераментных Италии или Испании, но и в славящейся законопослушанием Германии или считающейся оплотом хладнокровия Британии…
О да, конечно — официально спортивные воротилы подобное поведение осуждают. Бывает даже, что команду штрафуют за действия ее фанатов. Но трудно представить себе более наглое лицемерие. «Вот тебе, дорогой, наркота по сходной цене, ширяйся чем больше, тем лучше, но только смотри — под кайфом (или, напротив, в ломке) веди себя культурно!»
Из всех видов патриотизма болельщицкий наиболее нелеп. Прежде всего, вообще глупо гордиться тем, в чем нет никакой твоей заслуги. «Мы выиграли» в устах того, кто наблюдал игру по телевизору — это один-в-один крыловское «мы пахали». А еще более смешным подобный «патриотический подъем» становится с учетом повсеместной практики приобретения командами как игроков, так и тренеров за границей.
Но самое главное — что спортивные победы, в отличие от любых других, не приносят жителям страны абсолютно никакой реальной пользы. Чем действительно стоило бы гордиться, так это высоким уровнем и продолжительностью жизни (последнему, кстати, способствует как раз массовая физкультура, но никак не боление с пивом и сигаретами у телеэкрана), гражданскими правами и свободами, достижениями в области науки и культуры. От всего этого граждане страны выигрывают на практике. Можно, в конце концов, гордиться и мощью армии, если таковая достигается не в ущерб вышеперечисленному (что, учитывая пункт о правах и свободах, автоматически означает, что она не должна быть призывной). Но если где-то какой-то негр, пусть и облаченный в футболку с надписью «Россия» (которую он с трудом может прочитать), пнул куда-то там пресловутый кожаный пузырь (или прыгнул, или пробежал лучше, чем негр в футболке с другой надписью) — в чем тут повод к радости и гордости для русских? В том, что у них принудительно отобрали часть доходов (через налоги), чтобы купить этого негра, а потом еще заплатить ему астрономический гонорар? И даже если это был не негр — ситуация принципиально не меняется.
Но спорт больших достижений не просто бесполезен — он, как уже было сказано, вреден.
Не только для самих спортсменов.
Не только для множества людей, страдающих от бесчинств фанатов (в результате коих бывают и человеческие жертвы, не говоря уже о материальном ущербе — а уж моральный ущерб от ночных воплей под окнами и вовсе никто не подсчитывал).
Даже не только для нас как налогоплательщиков, вынужденных оплачивать все это безобразие.
Он вреден политически, ибо спортивный патриотизм — это воистину последнее прибежище негодяев.
И речь, в данном случае, не о тех, кто бесчинствует на улицах, а о негодяях куда более крупного ранга, сидящих на самом верху.
Нет, конечно, профессиональный спорт существует и во вполне благополучных странах. И пользуется благосклонностью тамошних правителей, которые не прочь урвать несколько очков рейтинга, продемонстрировав свою «близость к народу» на трибуне стадиона. Но все же их рейтинг базируется отнюдь не только и не столько на этом. Но что делать заправилам тоталитарных, диктаторских, погрязших в коррупции и беззаконии режимов? Тем, что не могут и не хотят обеспечить своему народу достойную жизнь ни в политическом, ни в экономическом плане? А уж тем более тем, что, бездарно угробив науку и культуру, не в состоянии похвастаться уже даже и «ракетами и областью балета». Что им остается предъявить народу, чтобы тот в конце концов не взялся таки за вилы?
Последнее спасение для таких режимов — это спорт.
Разумеется, ведь купить за границей (или натаскать с помощью купленного там же тренера) игрока, который загонит никому не нужный мяч в никому не нужные ворота — это несравнимо проще, чем решить проблемы массовой нищеты, обвального роста цен, недоступности жилья, разрушения всего производящего сектора экономики, технологической отсталости и т.д. и т.п. (о тотальной коррупции уж и не говорю, ибо существует только один способ, которым подобный режим может с ней эффективно бороться: все его функционеры должны застрелиться).
Ну а дальше в головы населению вколачиваются две демагогические подмены.
Во-первых, реально бесполезная победа кучки спортсменов объявляется победой всей страны, «объединяющей народ».
А во-вторых, «победа страны» подается как победа и заслуга правящего режима.
Чтобы подчеркнуть последнее, верховный диктатор и его сатрапы устраивают «нашим героям» торжественный прием (и неважно даже, завоевали «герои» первое место или лишь утешительный приз — фанфары заготовлены заранее и будут греметь при любом результате, отличном от абсолютного провала) — ну а «герои», не блещущие, в силу ранее отмеченных причин, ни интеллектом, ни кругозором, охотно принимают барскую ласку (тем более когда та подкреплена щедрыми материальными дарами за счет того самого барахтающегося в нищете населения) и в ответ старательно и публично вылизывают начальство во все места, обеспечивая режиму столь необходимую не только в демократиях, но и в диктатурах народную любовь. Самые старательные вступают в правящую (она же, как правило, единственная — если не юридически, то фактически) партию и даже пополняют ряды деревянных болванчиков, заседающих в кукольном псевдопарламенте, призванном имитировать наличие демократических институтов для внешнего зрителя.
Именно этому внешнему зрителю адресована вторая функция большого спорта и, в особенности, Олимпийских игр: легитимизация и повышение рейтинга диктаторского режима не только на внутренней, но и на международной арене.
Здесь разыгрывается еще один жульнический трюк: сначала активно муссируется мысль, что «спорт вне политики» и «спортсмены не виноваты», а потом, когда под этим соусом тоталитарный режим добивается проведения Игр в своей стране, это подается именно как его политическая победа.
Удивителен не сам этот нехитрый шулерский прием, а то, с какой готовностью раз за разом ведется на него мировое сообщество. В ХХ веке наиболее яркими примерами применения этого приема стали Олимпиада-1936 в нацистской Германии и Олимпиада-1980 в коммунистическом СССР. Во втором случае, правда, все-таки сорвалось: попытка прикрыть Олимпиадой советское вторжение в Афганистан обернулась бойкотом со стороны США и многих других стран Запада.
«Симметричным ответом» по принципу «сам дурак!» стал бойкот следующей Олимпиады в США уже просоветским блоком. Казалось бы, тут лицемерному олимпийскому движению, декларирующему аполитичность, а на деле служащему орудием политической борьбы, и придет конец.
Но увы. И в XXI столетии история повторяется.
Сначала Игры получает Китай, который, после отхода от ортодоксальных коммунистических догм в экономике, фактически стал национал-социалистической страной (со вполне выраженными репрессиями по национальному признаку, в частности, против тибетцев и уйгуров; количество жертв в Тибете за время китайской оккупации достигает, по данным борцов за независимость, 1,2 миллиона человек, и даже если считать это число завышенным в несколько раз, оно все равно остается весьма внушительным — германский нацизм образца 1936 года на этом фоне выглядит просто плюшевым). Потом такой же подарок достается чекистской РФ. Какие именно аргументы так повлияли на решения МОК — за неимением прямых доказательств умолчим.
Но нельзя сказать, что обычные люди по всему миру ничего не понимают. Однако правительства вроде бы демократических стран предпочли покрыть себя позором, посылая полицию разгонять и арестовывать своих собственных граждан, вышедших протестовать против Олимпиады, устраиваемой на крови тибетцев.
Эстафета олимпийского огня, который пришлось прятать от общественного гнева, словно особо мерзкого преступника, чуть ли не в каждой стране, за исключением африканских и ближневосточных сатрапий, воистину стала эстафетой позора, обнажившей всю постыдную и лицемерную сущность современного олимпийского движения. Еще до своего начала, независимо от качества судейства и допинговых скандалов, летняя Олимпиада-2008 заслужила эпитет «подлая».
Конечно, мы еще не знаем, какой будет власть в России в 2014 году (и даже будет ли к этому времени Россия существовать, как единое государство). Но факт остается фактом: сочинский подарок был сделан именно путинскому режиму, наиболее полно воплотившему те пороки диктатур, о которых говорилось выше (по крайней мере, и в нацистской Германии до войны, и в современном Китае был/есть реальный экономический подъем, а не сидение на нефтегазовой игле, да и раем непуганных коррупционеров ни одно из этих государств не назовешь).
И режим, естественно, вцепился в брошенную кость зубами и когтями. Особенно учитывая, что, помимо двух вышеупомянутых функций, Олимпиада обеспечивает коррумпированной хунте еще и третью, а именно столь любимую ей забаву под названием «распил бабла».
«У нас и мысли не должно быть, что хоть один рубль из этих средств может остаться неосвоенным», как с детской непосредственностью заявил мэр Сочи В.Афанасенков (цитата по РИА «Новости»). Его предшественник на этом посту В.Колодяжный оценил общие бюджетные расходы на Олимпиаду-2014 в 328 миллиардов рублей, после чего отправился — нет, не в тюрьму, а как раз в специально созданную госкорпорацию «Олимпстрой» руководить процессом.
В общем, кому нужна эта Олимпиада и кто здесь действительно выиграл, хорошо понятно.
Кто проиграл — тоже понятно: все остальные жители России, из карманов которых изымают эти деньги, а сочинцев так и вовсе выгоняют из их домов. Недаром краснодарский губернатор Ткачев заговорил уже практически в стилистике сталинских времен, называя подготовку к Олимпиаде «вопросом государственной важности», а попытки людей, изгоняемых с собственной земли, защитить свои права — «открытым, хорошо организованным саботажем», на любые попытки которого власть «будет реагировать жестко».
Кстати говоря, простым китайцам от их Олимпиады тоже приходится несладко. Тут и совершенно параноидальные меры безопасности (ибо знает кошка, чье мясо съела, и боится акций протеста), и ограничение движения на столичных дорогах, которые мало того что стали Уже на специальную «олимпийскую полосу», так еще и доступны теперь китайскому водителю только по четным либо только по нечетным дням (в зависимости от номера машины).
Впрочем, что тут оригинального? Во время Олимпиады-1980 москвичам вообще рекомендовали покинуть столицу и не путаться у властей под ногами, запугивая терактами вездесущих западных «врагов». Хотя те, кто не послушался, смогли урвать хоть какие-то крохи с барского стола, ибо к приезду иностранцев в советских магазинах «выбросили» дефицит. В новых условиях, когда дефицитом являются не товары, а деньги, сочинцам не светит даже это; тамошние цены взлетели до небес уже сейчас и продолжают расти, делая город попросту непригодным для жизни обычных людей.
Какие выводы следуют из всего вышесказанного?
1. В то время, как массовая оздоровительная физкультура заслуживает всяческой поддержки, большой спорт не несет людям ничего, кроме вреда.
Он разжигает нездоровые страсти, стимулирует абсолютно бессмысленную и неоправданную вражду и агрессию как внутри наций, так и между народами, ведет к массовым беспорядкам, поглощает без всякой реальной пользы огромные средства, вредит здоровью и интеллектуальному потенциалу нации. Уже только по этим причинам он не имеет права на существование и должен быть упразднен.
Это не значит, что надо запрещать сами занятия спортом (а также и наблюдение за таковыми). Это означает лишь, что все формы извлечения прибыли из этих занятий должны быть признаны незаконными, а рекорды не должны фиксироваться (подобно тому, как комитет книги Гинеса принял решение не фиксировать рекорды в ряде областей, вредных для здоровья людей и животных).
Также безусловно должно быть запрещено создание спортивных команд при учебных заведениях, а те заведения, программа которых предусматривает углубленное занятие спортом в ущерб другим предметам, должны быть закрыты или перепрофилированы.
2. Более того, в современном мире большой спорт является действенным инструментом в руках антидемократических и коррумпированных режимов, позволяя им упрочать свое положение как внутри страны, так и на международной арене.
При этом реальное положение народов, живущих под властью этих режимов, только ухудшается.
3. Олимпийское движение, являющееся квинтэссенцией большого спорта, полностью дискредитировало себя. Его реальная практика противоречит декларируемым благородным целям. Постоянные и все разрастающиеся скандалы вокруг допинга и несправедливого судейства являются лишь частью проблемы; главное же зло в том, что, вопреки заявленным принципам, олимпийское движение является инструментом политики, причем политики самого нечистоплотного толка, способствуя раздору между народами и укреплению диктаторских режимов. Причем никакие паллиативные меры здесь не помогут: порочна сама идея, превращающая Олимпийские игры в «вопрос государственной важности». Соответственно, олимпийское движение должно быть ликвидировано, проведение Олимпиад прекращено, а соответствующие международные и национальные организации — распущены.
4. Высвободившиеся в результате исчезновения расходов на большой спорт средства следует направить на поддержку образования, массовой физкультуры и иные социальные нужды.
Конечно, в современном мире подобная программа выглядит утопично. Слишком уж большие деньги стоят за спортом больших достижений, и слишком серьезные политические силы заинтересованы в сохранении status quo. А под рукой у этих сил — послушные толпы болельщиков, к фанатизму коих всегда можно апеллировать, как к «гласу народа».
И тем не менее, что можно делать реально?
Во-первых, при всякой возможности развенчивать миф о том, что «спорт вне политики» и «спортсмены не виноваты». Ага — до того не виноваты, что аж вступают во ВПОПЕРОС (Всероссийскую Политическую Партию «Единая Россия») от большой невиновности.
Во-вторых, развенчивать также и еще более вредоносный миф о том, что победа спортсмена — это победа страны, «наша общая победа» и вообще повод для каких бы то ни было патриотических чувств.
Стране, то есть ее жителям, пользы от этой победы уж точно не будет, а вот вред не исключен. Кое-кто из сочинцев, ныне выбрасываемых из своих домов, в свое время по недомыслию тоже бурно радовался, что его город «выиграл» проведение Олимпиады… Наверное, бессмысленно убеждать болельщиков не болеть, коль скоро они даже по самоназванию — больные люди. Но можно, по крайней мере, объяснять им, что болеть лучше дома перед телевизором, а всякое публичное проявление радости по поводу спортивных достижений, особенно с размахиванием государственной символикой, на руку вовсе не России, а паразитирующему на ней чекистско-олигархическому режиму, старательно записывающему эти достижения на свой счет. А крики «Россия, вперед!» в нынешних условиях живо напоминают фразу, произнесенную в простоте душевной неким советским еще учителем истории: «До Октябрьской революции Россия стояла на краю пропасти — после нее она сделала большой шаг вперед».
Вообще, приличный человек в современной России не должен разделять никаких радостей с властью — даже, казалось бы, самых далеких от политики. Нет, радоваться, конечно, можно — но только не вместе с этими, а максимально дистанцируясь от них.
В-третьих, участвовать в акциях протеста и не считать, что проблемы тибетцев или сочинцев нас не касаются. Сегодня не касаются, а завтра очень даже могут коснуться. Особенно учитывая, что сочинский опыт уже был использован как прецедент для закона, позволяющего отнимать у людей дома и землю по всей России.
В-четвертых, активно бойкотировать товары и услуги тех компаний, которые выступают спонсорами Олимпийских игр и вообще большого спорта. Активно — это значит не просто не покупать, но по возможности объясняя, почему вы этого не делаете. Здесь могут помочь стикеры с хлесткими лозунгами, баннеры в интернете и т.п.
Ну и, конечно же, агитировать за бойкот самих игр.
И не пугаться того, что в сознании большинства людей Олимпийские игры — это священная корова. В конце концов, Олимпийское движение в постантичном мире начиналось с фантазий одного-единственного человека.
И о том, что король голый, тоже первым говорит кто-то один.
Комментарии
Именно так.