Как поделят Арктику?
На модерации
Отложенный
Из-за таяния ледяной шапки приполярные страны (в том числе и Канада) спешат заявить о своих претензиях на Арктику и те нефтегазовые богатства, которые скрываются на дне Северного Ледовитого океана
"Мы были первыми и имеем право претендовать на всю Арктику целиком, но если наши соседи, Канада например, хотят получить какую-то ее часть, об этом можно вести переговоры", – говорит эпатажный русский ультранационалист Владимир Жириновский, радостно раздавая фотографии российского флага, установленного на дне океана в районе Северного полюса.
Популист Жириновский возглавляет партию с не отвечающим реалиям названием "Либерально-демократическая партия России". На Западе его часто поднимают на смех за радикальные ксенофобские высказывания, но от схватки за контроль над верхушкой мира и нефтегазовыми залежами, скрытыми под водами Северного ледовитого океана, похоже, никуда не деться.
Прошлым летом русские застолбили Северный полюс, спустив на морское дно свой государственный флаг и тем самым изрядно посрамив канадское правительство во главе со Стивеном Харпером.
"На дворе не XV век. Сейчас нельзя отправиться в кругосветное плаванье, понаставить флагов и сказать: "Мы претендуем на эти территории", – закипая от злости, сказал бывший министр иностранных дел Питер Маккей. Он забыл упомянуть тот факт, что его предшественник с помпой высадился на небольшой спорный остров Ганса, на который претендуют Канада и Дания, и установил там изображение кленового листа.
На встрече представителей пяти приполярных держав (Канада, Дания, Норвегия, Россия и США), которая состоялась весной этого года в Гренландии, горячие головы, вроде бы, были в меньшинстве. В совместном коммюнике, получившем название Илулиссатской декларации, участники заявили о своем согласии "в должном порядке улаживать любые спорные притязания, которые могут возникнуть в будущем".
Однако соревнование за верхушку мира и, что более важно, за право собрать богатый урожай нефти и газа, который, как полагают, скрывается под водами Северного ледовитого океана, только разворачивается.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров неоднократно пытался охладить страсти, вспыхнувшие по следам эскапады, учиненной русскими летом прошлого года. Он говорил, что установка флага вовсе не означает территориальных притязаний, и неоднократно замечал, что если американские космонавты поставили на Луне флаг своей страны, это не значит, что США претендуют на Луну.
Но ведь в результате глобального потепления стали более досягаемыми вовсе не лунные ископаемые.
По некоторым причинам – возможно, из-за использования современной цивилизацией органического топлива – происходит таяние арктической ледяной шапки, и попытка откупорить последние на Земле нетронутые запасы нефти и газа становится оправданной как с экономической, так и с технической точек зрения.
Ввиду этих перспектив имеющие выход к Северному ледовитому океану страны спешат подкрепить свои претензии ссылками на Конвенцию ООН по морскому праву.
"Быстрое таяние полярной ледяной шапки", говорится в подготовленном в ЕС докладе, сделает "доступными грандиозные запасы углеводородов, залегающие в арктическом регионе" и "уже сейчас меняет геостратегическую динамику в регионе".
Стоит ли удивляться, что Россия проводит в заполярье военно-морские учения. Весной текущего года в северных районах маршировали и канадские солдаты. Некоторые эксперты высказывают опасения, что вопрос о главенстве в Арктике в итоге может решиться не переговорами в ООН, а переброской на континент войск и боевой техники.
В соответствии с конвенцией по морскому праву, государство может претендовать на расширение своей морской территории за пределы 200-мильной (около 370 км) зоны в том случае, если существуют доказательства того, что бровка континентального шельфа выходит за эту границу. На этом основании спорщики-русские заявляют претензию на хребет Ломоносова.
Куш может быть очень велик. По данным одного исследования, в недрах Северного ледовитого океана за пределами 200-мильной специальной экономической зоны, в которой государства имеют право контролировать и регулировать нефтедобычу, покоится 400 млрд баррелей нефти. Это немногим меньше всех разведанных залежей Саудовской Аравии и Ирана вместе взятых.
До сих пор не оформленная претензия России на хребет Ломоносова может стать началом новой грызни. Подводная гряда простирается на 2 тыс. километров до самой Северной Америки и возвышается более чем на 3 тыс. метров над дном океана.
Заявку России оспаривают Канада и Дания. Пытаясь разделить Арктику на сектора с Северным полюсом в качестве исходной точки, страны, вероятно, будут все больше распалять друг друга.
Пусть заявление руководителя российской экспедиции 2007 года Артура Чилингарова, что "Арктика принадлежит России", слегка отдает сумасбродной бравадой, но сейчас страны наперебой стараются с геологической точки зрения обосновать претензии на расширение территории к центру Северного ледовитого океана.
Канадских политиков также призывают прекратить перебрасываться через Северный полюс взаимными обвинениями и территориальными претензиями.
"Националистические аргументы с элементами паникерства и довольно серьезная паранойя лишь скрывают то, что нам известно о Канаде и Арктике", – пишет профессор истории Уитни Лакенбауэр в докладе о принадлежности Арктики, подготовленном в понедельник Канадским международном советом.
Пять приполярных государств заявляют, что после утверждения своих заявок смогут самостоятельно поделить и освоить Арктику, но кое-кто говорит о зловещих последствиях такого решения для окружающей среды.
В связи с отступлением льдов для предотвращения "быстрой выработки всех доступных арктических ископаемых – как было на Клондайке – и во избежание дестабилизирующего влияния массового строительства инфраструктуры" необходимо принять новое законодательство, утверждает Жаклин Макглейд, директор Европейского агентства по защите окружающей среды.
Северо-западный морской путь
Канада наращивает присутствие в своих арктических территориях, чтобы подкрепить свои претензии на этот проход
Хребет Ломоносова
Россия утверждает, что эта гряда является подводным продолжением ее континентального массива
Основные разногласия
1. Канада и США спорят за значительный сектор моря Бофорта. Оттава хочет провести границу строго к северу вдоль 141-го меридиана, а Вашингтон предпочитает вариант с линией, равноудаленной от обоих берегов. На кону – подводная котловина – как предполагается, богатая нефтью и газом.
2. Аналогичный спор о морских границах идет между Россией и Норвегией. Москва, подобно Оттаве, предпочитает выгодный ей вариант "строго к северу" вдоль меридиана, а Норвегия претендует на значительный выступ, уходящий в Баренцево море. Обоснованием служит принадлежащий этой стране небольшой отчужденный Медвежий остров. Разумеется, здесь на мелководье расположено одно из крупнейших неразработанных месторождений природного газа.
3. Канада претендует на Северо-западный морской путь – извилистый тракт, соединяющий между собой канадские арктические острова и пролегающий от Атлантического океана до моря Бофорта. Таким образом, это кратчайший северный маршрут из Европы в Азию. Официальный Вашингтон (как, похоже, и все остальные, кто высказывался по этому вопросу) утверждает, что Северо-западный морской путь – это международный пролив, поскольку в самой узкой своей части он превышает 12-мильную зону территориальных вод Канады. Таким образом, этот путь ничем не отличается от других ключевых морских путей, таких как Ормузский пролив или Гибралтар.
4. Также под вопросом принадлежность крошечного бесплодного и необитаемого острова Ганса, лежащего в середине канала Кеннеди, который отделяет канадский остров Элсмир от датской Гренландии. Обе страны претендуют на этот островок площадью 1,3 квадратных километра, ведь он может стать пробным шаром в разрешении путаницы вокруг спорных претензий на арктические территории.
5. Даже морская граница между Аляской и Россией, пролегающая от Берингова моря на север к Северному ледовитому океану и вроде бы утвержденная договором 1990 года между Советским Союзом и США, может пошатнуться. Российская Дума так и не ратифицировала тот договор, и, хотя предполагается, что Россия унаследовала все международные договоры, подписанные СССР, некоторые российские парламентарии настаивают на возобновлении переговоров.
Энергетические гиганты наступают
Российский энергетический гигант "Газпром" в текущем месяце заказал две огромных полупогружных морских буровых платформы. Это массивные сооружения, достаточно мощные для работы в усеянном айсбергами Баренцевом море, под ледяными водами которого на большой глубине залегает одно из крупнейших в мире неразработанных газовых месторождений.
Экологи бьют тревогу, ученые все чаще спешно пересматривают прогнозы относительно сроков (все более близких), когда из-за глобального потепления растает арктический лед, а нефтегазовые гиганты тратят миллиарды долларов, чтобы получить возможность бурить возможно глубже и дальше от берега.
Работы ведутся в основном на континентальном шельфе (здесь можно упомянуть богатое российское Штокмановское месторождение в Баренцевом море), но в высоких арктических широтах на значительном удалении от берега могут найтись и еще более крупные залежи.
По оценкам Геологической службы США, на Арктику приходится четверть мировых неосвоенных запасов нефти и газа. Многие нефтеносные котловины, которые в перспективе могут оказаться весьма богатыми, еще только предстоит разведать и освоить. Лежащие по обе стороны он протяженного подводного хребта Ломоносова котловины Макарова и Амундсена, на которые претендует Россия, могут содержать обширные залежи, утверждает Виктор Поселов, заместитель директора санкт-петербургского ВНИИ океангеологии. По его словам, российским, канадским и датским ученым, возможно, придется провести забор образцов морского грунта, чтобы понять геологическую картину и тем самым определить принадлежность Арктики. Однако ученые ограничены в средствах, говорит Поселов, и потому были бы рады сотрудничеству с коллегами из приполярных стран.
А энергетические гиганты тем временем наступают. Премьер-министр России Владимир Путин на этой неделе посетил судостроительный комплекс "Севмаш" (туда по-прежнему не пускают иностранцев), где идет строительство огромной установки для бурения нефтяных скважин, которая способна работать на паковом льду при температуре минус 50 градусов.
Комментарии