Как продают мороженое в столице
На модерации
Отложенный
“Мороженое!” — канючат дети. А как иначе, если на улице лето, жара, а на лотках огромный выбор сладкого лакомства? “Не ной, сейчас купим!” — раздраженно бросают родители и пристраиваются в очередь. Но если вы вдруг едете в электричке, ситуация упрощается. “Подожди, сейчас тетя тебе принесет!” — заверяют мамы с бабушками и не обманывают: нет такой электрички, где во время поездки вам не предложили бы холодного лакомства.
Насколько абсурдно я оделась, собираясь торговать мороженым в электричке, стало понятным, как только я подняла сумку с закупленным лакомством. Да уж: такую тяжесть — 10 килограммов “продажного холода” — на каблуках, в мини-юбке не потаскаешь — запыхаешься! А дорогой маникюр? От него не осталось и следа к концу торговли при попытках выкопать для покупателей нужный сорт мороженого. Изначально рассортировать его по названиям у меня просто не хватило ума. Но все это оказалось мелочью по сравнению с главной проблемой: как не остаться внакладе?
Оказывается, я взяла еще немного и устроилась просто шикарно — поскольку весь мой товар влез в сумку-холодильник, отрытую дома. Мои коллеги по бизнесу таскали мороженое, перекладывая его кусками искусственного льда, отчего вес ноши возрастал вдвое.
СПРАВКА "МК"
На десяти направлениях московских электричек постоянно торгует около двух тысяч человек. Возраст самый разный — от 14 до 70 лет. Большинство — эмигранты с Украины, из Белоруссии, Молдавии, но немало и жителей Подмосковья. Москвичей немного. В основном это люди, не сумевшие найти другую, более стабильную работу, лоточники, лишившиеся места торговли, подростки из неблагополучных семей, пенсионеры, есть, правда, бывшие врачи и учителя. Все они разделены по бригадам, торгующим каждая на своем направлении движения поездов. Продавать свой товар самостоятельно вообще-то нельзя. Каждый член бригады закупает его на строго установленном складе и продает по твердой цене. Дневной заработок составляет от 100 до 1000 рублей. График работы свободный, никем не контролируется. Всем руководят хозяева складов. В том числе и следят за тем, чтобы менты не слишком часто цеплялись.
Как рассказали мне мои новые знакомые торговцы, люди и законы на каждом направлении очень разные На Ленинградском направлении, например, хозяева очень жесткие, агрессивные. На Павелецком, наоборот, все устроено демократично, даже как-то по-домашнему. Как в любом замкнутом сообществе, в электричках говорят на сленге. Торговать “по стояку” — значит работать, пока электричка стоит. Иногда это выражение употребляется в значении “торговать в районе ближайших станций”. “В ходку” — торговля во время движения электропоезда. “На подсадку” — когда проезжают до станции, где садится много народа, и только тогда начинают торговать.
— Давай так, — опекает меня опытная торговка Раиса, — этот день со мной походишь, поможешь мне и опыту наберешься. Раз уж ты не в курсе была, что все у хозяев надо брать, а не самостоятельно закупаться, попробуем и твой товар продать. Только под шумок, чтобы остальные не заметили. Стой пока здесь, я предпоследняя в очереди.
Как выяснилось, когда на одной станции в электричку садятся несколько торговцев, каждому присваивается порядковый номер. И если ты, например, пятый, то не должен проходить по вагону перед четвертым или третьим, даже если приходится всякий раз дожидаться четвертого и третьего в тамбуре.
Между проходами коробейников должны быть паузы, иначе пассажиры начнут раздражаться и не купят ничего.
Рекламные речи в электричках — вообще особая тема. Иногда встречаются просто чудо какие! Вот женщина в трико кричит на весь вагон: “Все знают, что такое штаны и как ими пользоваться! Я же предлагаю спортивные штаны всего за сто пятьдесят рублей!”. Но, как ни крути, продавцам мороженого радуются неизменно больше всего. “Нам и изощряться особо не надо, — объясняет Раиса, — единственная сложность — если не продашь вовремя, того гляди растает и потечет”.
Впрочем, ей это не грозило: ее мороженое просто рвали из рук. А вот мой товар под шумок продать, увы, за 4 часа торговли так и не удалось. Женщины требовали крем-брюле по 18 рублей, бабушки — стаканчики по 9, дети — фруктовое и эскимо по 7, а мужчины — шоколадное или пломбир по 13. А я, наивная, закупила модное, навороченное мороженое с исходной ценой 25 рублей. А в поездах, оказывается, ездят не такие уж богатые люди...
Но я не отчаялась! Можно ведь и на перекрестке дорог встать! Что еще людям в пробках делать, как не мороженое есть? Но это уже в следующий раз...
КАК ПРОДАЮТ МОРОЖЕНОЕ В СТОЛИЦЕ
Как сообщили “МК” в столичном Департаменте потребительского рынка и услуг, дефицита мороженого в Белокаменной нет и не будет. Оно сейчас есть в ассортименте каждого московского продовольственного магазина без исключения. Причем даже в самых скромных лавках представлено не меньше 8—10 видов холодного лакомства. Однако москвичи предпочитают покупать его не здесь, а в специализированных киосках или с мобильных тележек. Особой популярностью пользуются такие заведения, как кафе-мороженое, ориентированные на семьи с детьми. Этим летом они появились при библиотеках, в парках и образовательных центрах.
— В июле москвичи начали съедать по 200 тонн мороженого в день, — говорит зам. генерального директора Союза мороженщиков России Святослав Радванский. — Это рекордная цифра. В прошлые годы горожане смогли одолеть только по 100—120 тонн. Повышенный спрос на мороженое в этом месяце можно объяснить нестерпимой жарой. Не исключено также, что тут постарались и туристы. Особенно любят российское мороженое иностранцы, тем более что у нас оно стоит на порядок дешевле, чем в любой европейской стране. Вообще, по последним подсчетам, каждый москвич в среднем съедает 4,5—5 кг мороженого в год, это соответствует среднеевропейским нормам. Что касается среднестатистического россиянина, на его долю приходится около 3 кг лакомства.
Как сообщили “МК” в Федерации рестораторов и отельеров России, москвичи этим летом остались недовольны работой отдельных московских кафе и бистро, где продают мороженое. Когда они заказывали здесь холодное лакомство, им подвали его прямо в… брикетах. Персонал не удосужился даже распаковать мороженое и выложить его в креманку. Обиженные таким обращением посетители покидали заведение. Однако, как оказалось, всему виной в том числе и невнимательность потребителей. Многие не углублялись в изучение меню, где было написано название мороженого, его производитель и вес в граммах, из чего следовало сделать вывод, что оно расфасованное.
Комментарии