Известная научная загадка оказалась подделкой
На модерации
Отложенный
Уникальный памятник письма Фестский диск - большая загадка среди археологических находок. Некоторые исследователи полагают, что 45 загадочных знаков на этом диске являются словами поэмы, которой уже 4000 лет. Другие считают, что эти символы – магическая надпись, частица древней музыкальной культуры или же самый древний образец пунктуации.
Американские учёные, исследовав диск, пришли к сенсационному выводу: символы на диске совершенно ничего не обозначают, потому что диск – подделка.
Джером Эйзенберг (Jerome Eisenberg), специалист в области древнего искусства, заявил, что диск и его текст, не поддающийся расшифровке, не являются реликвией датированной 1700 годом до нашей эры, это подделка, придуманная Луиджи Пернье (Luigi Pernier), итальянским археологом, «обнаружившим» диск в 1908 году при раскопках города Фест на острове Крит в Минойском дворце.
По словам Эйзенберга Пернье очень хотел впечатлить своих коллег собственной находкой, для чего ему нужно было раскопать что-нибудь, что смогло бы превзойти открытия, сделанные его итальянским коллегой Федерико Халберр (Federico Halbherr) и знаменитым английским археологом Артуром Эвансом (Arthur Evans).
Таким образом, согласно Эйзенбергу Пернье специально создал и раскопал «частицу древности» с непонятным пиктографическим текстом. Хитрость сработала. Известный археолог Артур Эванс был очень впечатлён открытием, он даже посвятил Фестскому диску один из трёх разделов в первом томе своего фундаментального труда «Scripta Minoa» (1909).
В течение столетия учёные старались расшифровать таинственные надписи на диске, но все попытки ни к чему не привели.
Проводя оценку стоимости диска для Государственного казначейства США и музея Гетти (J. Paul Getty Museum) Эйзенберг обратил внимание на ошибку поддельщика. Терракотовый диск имеет ровно обрезанные края. В то время невозможно было так идеально обжечь тарелку. «Минойские глиняные плиты не обжигались специально, только случайно. Пернье скорее всего этого не знал», - говорит Эйзенберг.
На обеих сторонах диска нанесены борозды таким образом, что поверхность диска предстает в виде спирали, содержащей 4—5 витков. Эйзенберг полагает, что эти борозды были добавлены для того, чтобы ещё больше запутать учёных. Греческие власти не дали Эйзенбергу разрешение извлечь диск из выставочного футляра для исследования, обосновав это тем, что диск слишком хрупкий.
Все мысли о том, что Фестский диск – подделка, могут быть развеяны после проведения термолюминесцентного теста, стандартного научного теста на определение датировки предмета, но власти отказали Эйзенбергу в этом.
Недавно в Риме после проведения такого теста учёные усомнились в происхождении другой культовой археологической раскопки – известной бронзовой скульптуры Капитолийской волчицы, кормящей основателей Рима - Ромула и Рема. Тест показал, что скульптура была создана в эпоху Средневековья, а не в Этрусский период (V век до н.э.).
Комментарии
borki-ryazan.narod.ru/people.html