Медведев не изменит политическую ситуацию?

Дело Михаила Ходорковского и иск КПРФ против Центризбиркома показывает: в России судебная власть по-прежнему зависит от власти исполнительной. Социолог и политолог Георгий Сатаров оценивает, может ли с приходом Медведева радикально измениться ситуация «хороший царь, плохие бояре», стоит ли ждать верховенства закона, можно ли реформировать нынешнюю политическую систему. 

- Пока кроме слов Медведева и телодвижений должностных лиц, которые что-то пытаются в этих словах усмотреть (принимать решение в соответствие с этими словами, например, вроде решения Конституционного суда), больше ничего нет. Понятно, что появляется немало попыток где-то использовать его заявления, дескать, господин президент, если вы сказали «а», то нужно говорить и «б». Что касается адвокатов Ходорковского, я считаю, что они должны использовать любую возможность для того, чтобы их клиент оказался на свободе.

- Правильно ли вызывать Медведева на сотрудничество? Или надо продолжать жесткую критику власти, дожидаясь того момента, когда Медведев отреагирует?

- Критика должна быть адекватной, а не жесткой или мягкой.

Иногда бывает ситуация, когда и критика бесполезна. Что касается Медведева, я считаю, что нужно использовать все возможности для того, чтобы повлиять на «б», когда он говорит «а».

- Вам понятен Медведев-политик?

Нет. Я не думаю, что наша главная задача – изучать Медведева как политика. Я не считаю, что существует единственное универсальное решение для всех по поводу выбора позиции. Более того, единственная позиция – это вещь вредная.

- Нынешняя российская политическая система способна к реформированию?

В этом вопросе есть как бы два. Первый – способна ли она к самореформированию? Второй – можно ли ее реформировать? Скажем так, у второго варианта шансов больше, чем у первого.

- Есть ли надежда, что Медведев изменит политическую систему в России?

- Слабо надеюсь, потому что у него нет никаких политических опор для того, чтобы решать такую серьезную задачу. Его единственная реальная опора – это те, кто вряд ли закажет такое реформирование.