Подлодка чуть не утонула в Черном море. Почему молчат адмиралы?
За сутки, пока командование ВМФ РФ молчало о судьбе экипажа и субмарины, журналисты успели похоронить моряков.
Наученные горьким опытом с «Курском», журналисты склонны верить любым источникам. Особенно когда официальные лица делают вид, что ничего не случилось. Так произошло и в минувшие выходные.
В субботу утром украинские информагентства распространили сенсационную новость: в 150 км от абхазского Сухума терпит бедствие подводная лодка «Алроса». Это единственная боеспособная субмарина Черноморского флота России. Командование ЧФ заняло глухую оборону. Пресс-служба флота молчала. И вообще со дня на день она должна быть расформирована в результате реформы армии. Скупая и противоречивая информация просачивалась только от анонимных источников. Одни заявляли, что это всего лишь тренировка. И, дескать, даже спасательные самолеты Ан-24 и Бе-12 вылетели в тот же квадрат, где находится субмарина, в соответствии с планом учений. Другие же подтверждали: внештатная ситуация действительно была, у лодки что-то с дизелем. И только в воскресенье днем официальный представитель Минобороны РФ, опять-таки на всякий случай отказавшийся представиться, сообщил журналистам: возникли отдельные неисправности в одном из узлов двигательной установки, но опасности для людей и самой лодки нет. Субмарина буксируется на базу в Севастополь.
ЗВОНОК В КРЫМ
Жена офицера с «Алросы»: «Это была самая длинная ночь в моей жизни»
На протяжении всей эпопеи с подлодкой мы связывались с родственниками моряков, находившихся на «Алросе».
- Нам строго запретили общаться с прессой. Все, что могу сообщить: какое-то ЧП действительно приключилось на борту. Мы молимся, - рассказала нам жена одного из подводников сразу после появления первых сообщений о возможной аварии. Казалось, что женщина разрыдается в трубку. - Прошу вас, не называйте моей фамилии. Иначе мужа уволят!
Так же краток был брат одного из офицеров «Алросы».
Уже в ночь на воскресенье нам перезвонила та самая супруга подводника.
- Экипаж справился своими силами, и лодка возвращается домой, - сообщила она. - Господи, мне показалось, что это самая длинная ночь в моей жизни.
- Прекратите раздувать панику, - посоветовал источник «КП» в штабе Черноморского флота РФ. - По моим данным, на борту действительно были некоторые поломки, но говорить о том, что «Алроса» затонула, - это полный бред! Если бы действительно это произошло, к месту бедствия уже давно шли бы корабли.
ВОПРОС - РЕБРОМ
Почему молчат адмиралы?
После трагедии «Курска» в августе 2000 года, казалось бы, у военных было немало времени, чтобы сделать выводы из информационных провалов. Но тогда худо-бедно представители Главкомата ВМФ РФ и Северного флота регулярно рассказывали народу о сути случившегося, хотя и много врали. И вот вам ЧП с «Алросой». Только через 28 (!) часов после первого сообщения о неполадках на лодке таинственный сотрудник информслужбы ВМФ соизволил что-то сказать согражданам. А сказал он то, что еще с субботы известно каждой бабке у подъезда, каждому пацану у компьютера. Он повторил то, что талдычили «конфиденциальные источники» в штабе ЧФ. Но до сих пор так и не ясно, что случилось на лодке, все ли в порядке с экипажем. А ведь там - более 50 человек. Никто из адмиралов так и «не соизволил» появиться перед телекамерой и ответить на множество вопросов, волнующих людей (и в первую очередь - родственников моряков): зачем лодка выходила в море? Какие задачи решала? Почему она оказалась у берегов Абхазии? Подавала ли сигнал SOS? Все ли в порядке с экипажем? Почему из Севастополя следом за лодкой вышло спасательное судно, а затем отправились транспортный и спасательный самолеты?
Но вместо этого мы уже слышим: мол, по плану учений все так и было задумано - надо было проверить боеготовность спасательных служб. Только странно выходит: в Главном штабе ВМФ народу говорят одно, а в штабе ЧФ - другое. А когда стране преподносят грубую смесь правды и лжи, начинают верховодить слухи, сплетни, страшилки. Но разве нам мало было уроков «Курска»? Тогда командующий Северным флотом нашел в себе мужество сказать народу соленую правду. Сейчас, слава богу, вроде все обошлось. Но даже при этом голоса адмиралов мы пока не услышали.
Комментарии