Кого боится малый бизнес и почему?

На модерации Отложенный

Более других проверяющих российские компании и их менеджеры опасаются налоговой инспекции — таков результат параллельного опроса 250 российских компаний с численностью персонала не более 500 человек и 130 директоров компаний с окладом свыше 100 000 руб., проведенного исследовательским центром Superjob.ru 4-8 июля. На 2-е место и те и другие поставили инспекторов ОБЭП. Далее следуют местные органы самоуправления, пожарные инспекции, инспекции Роспотребнадзора (бывшей санэпидемстанции) и т. д.

«Большинство опрошенных отказались комментировать данный вопрос, — сетует Наталья Голованова, руководитель исследовательского центра Superjob.ru. — Это указывает скорее на то, насколько болезнен и конфиденциален он для руководителей сегодня».

«Тем, кто честно ведет свой бизнес, нечего бояться проверок», — считает представитель УБЭП ГУВД Москвы Филипп Золотницкий.

«Что касается формального ограничения числа проверок бизнеса, то, на мой взгляд, необходимо создавать эффективную систему полного возмещения убытков, нанесенных бизнесу неправомерными действиями проверяющих. Только такой механизм может эффективно бороться со злоупотреблениями чиновников», — считает Дмитрий Костальгин, партнер юридической компании Taxadvisor.

Жертвы проверок

Владелец и гендиректор нижегородского рекламного агентства «АДМ-групп» Александр Малюгин рассказал, что его бизнес страдает не от большого количества проверок (они бывают раз в 2-3 года), а от некомпетентности чиновников и пробелов в законодательстве. «Из-за отсутствия в законодательстве четко прописанной процедуры и сроков проверки или элементарной расхлябанности и неграмотности чиновников часто нам приходится переоформлять нужные справки и документы по нескольку раз. Из-за неправильно поставленной запятой проверки длятся от месяца до года и более, — сетует Малюгин. — Сотрудники вынуждены заниматься бумагописательством вместо работы, а промедление в предоставлении документов чревато штрафами от 3000 до 10 000 руб.».

Управляющий нижегородской сети быстрого питания «Гурман» Алексей Антощук рассказал, что проверки в отношении предприятий фастфуда проводятся почти каждую неделю: пожарная и налоговая инспекции, милиция, Роспотребнадзор, профильные отделы администраций. «Из-за многочисленных проверок и большого пакета требуемых документов (подтверждение лицензии, копии сертификатов качества, разрешение санэпидемслужбы, налоговая декларация и др.) мы вынуждены заниматься не развитием компании, а мышиной возней», — жалуется Антощук. Он вспоминает, как с лета 2005 г. до марта 2006 г. все точки быстрого питания в Нижнем Новгороде были закрыты Роспотребнадзором, обвинившим предприятия фастфуда в заражении нижегородцев гепатитом А. Потом суд пришел к выводу, что источником заражения 3500 человек была водопроводная вода. Предприятие тогда понесло миллионные убытки.

«Налоговая, пожарная, санэпиднадзор, энергонадзор проверяют нас минимум раз в год, — рассказывает Елена Фролова, гендиректор ростовской компании “Индустрия новых технологий” (производство строительных материалов). — Проверка может длиться до недели. Проверяющих обычно от двух до четырех человек. Во время проверки не работает руководство, также могут не работать начальники — цеха, отделов, в общей сложности до 10 человек». По ее мнению, в строительной отрасли следовало бы сократить количество проверок санэпиднадзора (кроме предприятий отрасли питания) и упростить проверки пожарных, поскольку они часто предъявляют излишние требования.

«Нам велели сделать работы по противопожарной охране на 0,5 млн руб., мы обошлись только тем, что действительно необходимо нашему производству (на 70 000-80 000 руб.)», — подсчитывает Фролова.

Директор «Альфа-альянса» (продажа алкогольной продукции) Александр Смирнов сетует, что инспекция лицензионной палаты приостанавливает работу компании на сутки, замечая, однако, что к финансовым потерям это не ведет.

Директор НОУ «Самарский учебный центр» Павел Гуров говорит, что частые визиты СЭС (примерно раз в три месяца) мешают занятиям: инспекция закрывает на временный карантин учебные классы, и иногда приходится возвращать деньги за обучение.

Директор «Школы ремонта в Самаре» Александр Соловьев рассказывает, что из-за недавней налоговой проверки работа компании была полностью приостановлена на месяц, так как налоговая инспекция изъяла не только финансовую документацию, но и офисные компьютеры для проверки информации на жестких дисках. В результате компания выплатила неустойку деловым партнерам в размере 400 000 руб.

Частное мнение

Каждый бизнесмен по-своему решает проблемы с проверками, как правило, это взятка, рассказывает ресторатор из Петербурга. Чтобы открыть ресторан, надо утвердить проект в Роспотребнадзоре, после открытия приходит проверка ввода в эксплуатацию, через неделю — опять проверка Роспотребнадзора, приводит он пример. Владельцам невыгодно нарушать пожарные или санитарные правила. Зато чем честнее себя ведешь, тем скорее придет налоговая. Проще работать с черным налом, тогда не возникает вопросов по возврату НДС. В его ресторане несколько проверяльщиков из ОБЭП за 5 минут работы собрали 120 000 руб., ведь только штраф за отсутствие русскоязычной этикетки на соусе составляет 50 000 руб., вспоминает ресторатор. Взятка — обычно 50% от суммы штрафа. А если проверка заказана, придраться можно ко всему. Системности в проверках различных служб нет, добавляет он.

Что делать

«Дабы избежать неразберихи во время проверок, которая приводит к серьезным ошибкам, я бы рекомендовал прежде всего иметь утвержденный внутренний регламент о порядке общения с проверяющими и порядке предоставления документации, — настаивает Костальгин. — Должно быть определено, кто уполномочен общаться, какие права и обязанности он несет, что обязан делать в случае неправомерных действий органов и т. п. А во избежание недоразумений лучше вести переговоры под диктофон. Как показывает практика, запись опросов мобилизует обе стороны».

«Надо вести документацию в соответствии с требованиями нормативной базы. Это и минимизирует потери в виде штрафов, и исключит ситуации авралов», — советует Сергей Пятенко, гендиректор экономико-правовой школы ФБК. Он рекомендует неустанно повышать квалификацию финансово-бухгалтерских служб: в тех компаниях, где это происходит регулярно, сотрудники больше подготовлены к претензиям налоговых и иных проверяющих органов и психологически более спокойно относятся к проверкам — повышается их уверенность в том, что они делают работу правильно и грамотно.

Золотницкий же из УБЭП ГУВД Москвы предлагает в таких ситуациях не паниковать, а спокойно следовать инструкциям и подчиняться требованиям проверяющих.