Как проведут лето активисты молодежных движений

На модерации Отложенный В ближайшую субботу на озере Селигер откроется традиционный летний лагерь движения «Наши». В этом году активисты уделят особое внимание не политзанятиям, а приобщению к религии. По своим лагерям разъедутся и оппоненты прокремлевской молодежи – леваки, националисты и либералы. Оппозиционеры будут учиться выявлять провокаторов и правильно вести себя в отделении милиции.

В последние годы у российских молодежных движений появилась традиция – вывозить летом своих активистов на природу. Одни собирались на берегу озера, чтобы у костра послушать страшилки политологов о надвигающейся «оранжевой» революции. Другие, готовясь к предвыборным уличным баталиям, отрабатывали в лесах приемы рукопашного боя. А третьи на свежем воздухе осваивали навыки работы в предвыборных штабах. После думских и президентских выборов эксперты утверждали, что надобность в подобных мероприятиях отпала. Однако этим летом политически активная молодежь снова отправится в лагеря. Чем активисты там будут заниматься, выяснили «Новые Известия».

«Наше» православие и палатка-мечеть

Лагерь прокремлевского движения «Наши» откроется на озере Селигер в четвертый раз и будет работать с 12 по 26 июля. Чем там будут заниматься активисты, попыталась разузнать корреспондент «НИ» Дарья ПЕТРЯГИНА. Однако в штаб-квартиру движения журналистку почему-то не впустили. «Лишь у входа в центральный офис «Наших» несколько молодых людей загружали в машины всевозможные свертки, флаги и плакаты, обсуждая, сколько еще воздушных шаров необходимо закупить. Другие активисты с взволнованными лицами договаривались по мобильным телефонам об аренде автобусов для отправки всех участников».

Изначально сообщалось, что на Селигер, как и в прошлом году, отправятся 10 тыс. комиссаров движения, однако директор форума Илья Костунов признался «НИ», что на данный момент число подавших заявки составляет всего 5 тысяч. Не исключено, что участников лагеря окажется еще меньше, так как выделенного на организацию слета бюджетного гранта в 6 млн. рублей не хватает, и впервые с самих комиссаров собирают взносы по 2 тыс. рублей. Только после уплаты взноса активиста обеспечат палаткой, спальником и продуктами питания.

Если в прошлые годы «Наши» готовились физически и морально противостоять угрозе «оранжевой» революции, то теперь эта задача официально признана «завершенной». В нынешнем лагере доминировать будет Православный корпус движения. Его члены проведут тренинги с будущими преподавателями основ православной культуры, а также будут учить активистов движения отмечать все церковные праздники. Ежедневно будет проводиться особая «миссионерская литургия». От обычной ее отличает то, что каждые 10 минут службу будут прерывать, и священник (ожидается, что им станет диакон Андрей Кураев) разъяснит собравшимся смысл обряда. «Это можно охарактеризовать лозунгом «Православие идет к людям», – заявил «НИ» активист Православного корпуса Сергей Микаев. В лагере установят даже палатку-часовню, в которой будут иконы, свечи, вода и просфоры. «Если найдутся желающие поставить палатку-мечеть, мы запрещать не будем», – пообещал директор форума Костунов.

«Нашисты» ударились в религию, потому что им «необходимо себя чем-нибудь занять», – говорит «НИ» глава ассоциации молодых политических экспертов Олег Бондаренко. По его мнению, власть не закрывает этот проект, так как «вложила много средств». Кроме того, отпущенные на вольные хлеба активисты будут вынуждены «куда-то идти и найти себе применение в других сферах», что может оказаться нежелательным. «Вот и возят на Селигер этих активистов, которых наплодили огромное количество и теперь не знают, куда их девать», – утверждает политолог.

Кадры на ветер

Другое околовластное движение, «Молодая гвардия» переходить в православие не собирается. «У нас летом будет целый ряд учеб, и самая яркая – на берегу озера Байкал под Иркутском», – рассказал «НИ» член политсовета организации Андрей Татаринов. Активистов научат агитировать за «Единую Россию» в связи с предстоящими в октябре выборами в Законодательное собрание Иркутской области. Помимо подготовки к выборам из «молодогвардейцев» будут готовить кадры для «Единой России», говорит г-н Татаринов.

На сегодняшний день эти кадры никому не нужны, так как представители молодежных организаций не имеют реального веса во властных структурах, утверждает политолог Бондаренко. Даже экс-лидер «Наших» Василий Якеменко недавно был понижен с фактически министерской должности на две ступеньки вниз. «То же самое автоматически произойдет со всеми движениями», – прогнозирует наш эксперт.

Стратегия войны в «горячей точке»

Представители радикальных движений тоже не собираются этим летом сидеть сложа руки, а вернее, кулаки.
Выяснять, куда поедут активисты Евразийского союза молодежи (ЕСМ), отправилась корреспондент «НИ» Мария МОРОЗОВА. Офис движения, или «сетевая ставка», как называют его сами «евразийцы», разместился в подвале многоподъездного кирпичного дома на окраине столицы. У входа растянули символику Союза – черные стяги с расходящимися из общего центра золотыми стрелами. В холле на столе рассыпаны груды различных брошюр, книг и газет, посвященных деятельности движения.

В остальном штаб ЕСМ мало отличался от простой квартиры – обычная кухня и пара комнат. «Скорее всего, имеется даже спальня, так как мужчина, открывший дверь, явно проснулся за несколько минут до моего визита», – делится впечатлениями Мария. Он сообщил, что Союз каждое лето проводит только один лагерь, и в этом году он уже прошел. «А больше ничего вы тут не узнаете. И вообще, у нас еще утро раннее», – заявил «евразиец» в самый разгар дня.

Впрочем, «НИ» удалось выяснить, что в конце июня активисты ЕСМ провели сборы в Южной Осетии недалеко от села Кроз. Там около 200 человек прошли курс молодого бойца, отрабатывая «стандартные физические упражнения» и изучая стратегию войны. «Грузия объявила войну Южной Осетии, и мы готовим наших активистов к участию в боевых действиях», – объяснил «НИ» координатор движения Павел Заррифулин. Он похвастался, что за время проведения лагеря пообщаться с молодежью несколько раз приезжал президент непризнанной республики Эдуард Кокойты.

В последние два года «евразийцы» предпочитали собираться в России. В 2006 они тренировались в лесах Владимирской области, а в прошлом году перебазировались в Ростовскую. Причем тогда они совершенно не скрывали, что движение готовится к «обострению ситуации в преддверии выборов и к уличным столкновениям». Теперь же ЕСМ не может реализовывать себя во внутренней политике страны и ищет себе применение в «горячих точках» ближнего зарубежья, говорит Олег Бондаренко.

К отсидке готов

Полуподпольное Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) в этом году проведет сразу несколько лагерей. Один из них уже функционирует в Тульской области. Лидер ДПНИ Александр Белов назвал «НИ» эти лагеря «военно-спортивными» и сообщил, что сторонников движения обучают навыкам самообороны. «В стране растет количество преступлений, и каждый человек должен уметь защитить себя и окружающих в экстренной ситуации», – объясняет он. Кроме физической подготовки внимание уделяется психологическим программам. Активисты учатся выявлять провокаторов во время массовых мероприятий, правильно вести себя при задержании, проходят правовой ликбез. Правда, г-н Белов жалуется, что у движения «не хватает ресурсов на проведение полноценного лагеря». Опрошенные «НИ» эксперты подтверждают, что сейчас ДПНИ никому не нужно – ни власти, ни оппозиции, ни своим прежним частным спонсорам.

Левые радикалы из «Авангарда красной молодежи» (АКМ) намерены собрать в своих лагерях в Карелии и на Черноморском побережье активистов всех «внесистемных» левых организаций, чтобы затем объединить их в «Левый фронт». Лидер АКМ Сергей Удальцов называет в числе потенциальных союзников Российскую коммунистическую рабочую партию, Союз коммунистической молодежи, Трудовую Россию, анархистов, а также запрещенную Национал-большевистскую партию. «Вначале все они сохранят свою идентичность, но потом фронт должен стать единым массовым дееспособным субъектом и вступить в борьбу за власть», – заявил «НИ» г-н Удальцов.

Не тусовкой единой

Как будут проводить нынешнее лето представители оппозиционной молодежи, выясняла корреспондент «НИ» Мила ОРИЩЕНКО. Оказалось, что «яблочники» в летний лагерь не поедут. «Мы не считаем это необходимой частью молодежной организации, потому что люди приходят сюда не ради тусовки», – объяснила «НИ» сопредседатель «Молодежного «Яблока» Ольга Власова. Другой сопредседатель Илья Яшин и вовсе называет летние молодежные лагеря «достаточно странной модой», когда «людей вывозят, читают лекции, промывают мозги». «Яблоко» находится в депрессивном состоянии после смены руководства, считает политолог Бондаренко. Напомним, что когда у партии были деньги, «яблочники» также выбирались на природу.

Среди либеральных движений летний лагерь в августе проведет только «Оборона». Где именно пройдет мероприятие, координатор организации Олег Козловский сообщать «НИ» отказался. «Заранее ничего не хотелось бы говорить, а то боюсь сглазить», – признался он.