Измерена скорость миграции на север южных растений и животных

На модерации Отложенный

Скорость проникновения в европейские широты чужеродных видов животных и растений растет год от года. Об этом свидетельствуют результаты научных исследований, проведенных в Альпах французскими биологами, а также российскими специалистами Академии наук на границе с Монголией и в Калмыкии. Установлено, что в Европе уже гнездятся несколько видов тропических попугаев, Волга на 50% заселена черноморскими обитателями, а над тайгой Южной Сибири вообще нависла угроза превращения в пустыню.

О пагубном влиянии глобального потепления и о проникновении на север массы чужеродных видов говорилось уже не раз. Однако впервые предпринята попытка измерить скорость миграции растений. В качестве научного полигона были выбраны несколько гор во французской и швейцарской частях Альп, потому что в этих местах очень хорошо заметна граница между климатическими поясами Земли.

«Если на равнине глобальное потепление способствует продвижению растений и животных с юга на север, то в горах эта миграция осуществляется снизу вверх, ближе к вершине, — рассказывает руководитель группы исследователей, эколог из Парижского технологического университета Джонатан Ленуар. — Если принять ледники Альп за Северный полюс и связать полученные данные с географическим расположением климатических зон, то можно построить приблизительную картину высокоширотной миграции».

После измерения количества ныне существующих видов в той или иной климатической зоне Альп ученые заглянули в архивы биологических институтов и сравнили современные данные с информацией, полученной 100 лет назад. Оказалось, что начиная с 1905 года южные растения продвигались вверх по вершинам со скоростью 30 м в течение десяти лет. Тем самым за минувшее столетие ареал их обитания расширился на 300 м.

«Это очень много, потому что в горах климатические зоны как бы сжаты и растения уже давно перешагнули свойственные им ареалы обитания, — продолжает Джонатан Ленуар. — Самыми «быстрыми» являются организмы с коротким периодом жизни, такие как альпийские травы и цветы. Многие из них мигрируют в пределах своих зон. Но есть и агрессивные виды, которые активно продвигаются в новые ареалы и вытесняют аборигенные растения, что приводит к значительной трансформации сложившихся экосистем. Мы стоим на пороге передела природы, который может обернуться для человека массой проблем».

«Если посмотреть в целом на континентальную часть Европы, то миграция растений здесь происходит по двум направлениям, — рассказывает РБК daily старший научный сотрудник лаборатории экологии аридных территорий Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН Сергей Бажа, — с юга на север и с запада на восток. Причем в некоторых местах эти процессы происходят настолько стремительно, что изменение климатических зон перескакивает сразу через несколько позиций».

К примеру, Сибирь постепенно превращается в пустыню. На границах с Монголией наблюдается перескок от леса через лесостепи сразу к степям и далее ведет к опустыниванию почв. Тем самым тайга отходит на север, а ее место занимают южные степные растения. Такое взаимодействие вызвано не природным вытеснением, а просто гибелью растений и приходом на их место более жизнеспособных видов.

«Между тем гораздо страшнее, если агрессивные чужеродные растения, проникая в несвойственные им ареалы обитания, уничтожают вполне жизнеспособные виды, — рассказывает РБК daily заместитель директора Института географии РАН, доктор географических наук Аркадий Тишков. — Именно они несут значительную опасность сложившимся экосистемам и начинают грозить даже человеку».

Так, в нашей европейской части России распространяются среднеазиатские и средиземноморские растения и животные. Прекрасно чувствуют себя американские ясенелистный клен и ясень пенсильванский, которые лучше выдерживают температурные режимы благодаря рождающейся особой среде и, выдавливая другие деревья, не дают разрастаться здесь аборигенным растениям.

Похожая ситуация наблюдается и с животными. Так, бурый медведь устремился на север и вплотную приблизился к тундре. Волга на 50% заселена выходцами из Черного моря, южной тюлькой и даже тропическими крабами. В Балтийском море обитают черноморские бычки, прошедшие на север через систему рукотворных каналов. В Европе уже гнездятся пять видов попугаев.

«Все они нарушают сложившиеся экосистемы, — отмечает Аркадий Тишков. — Устремляются сюда и сорные южные растения, на которые у многих северных людей может возникнуть аллергия. Помимо этого они загрязняют природу генетическим материалом. Если пришлые виды являются предками культурных растений, использующихся в наших местах, то в результате перекрестного опыления сорта теряют свои качества и постепенно начинают возвращаться к первоначальному дикому состоянию. Тем самым могут быть сведены на нет многолетние труды специалистов-селекционеров».

Между тем даже эти процессы имеют свой предел. Например, несмотря ни на какое потепление леса никогда не станут расти на берегах северного океана. Кроме того, в некоторых точках планеты наблюдается и обратный эффект. На Эльбрусе в противовес Альпам растения отступают все ниже и растет ледник. В Антарктиде вновь стало наблюдаться накопление запасов льда. В Калмыкии же опустынивание почв прекратилось и идет постепенное укрупнение степей. И как утверждают ученые, эти обратные процессы — также следствие глобального потепления.