НАТО не угрожает России?
На модерации
Отложенный
Российский МИД попытался смягчить свои же вчерашние жесткие заявления по ПРО. Сегодня замминистра Сергей Кисляк заявил прессе, что у Москвы нет ясности по американской позиции по ПРО. И, конечно же, наша страна продолжит диалог с Вашингтоном. Эти заявления прозвучали из уст главы российской делегации на переговорах с США по этой теме. Тогда как вчера МИД выступил с заявлением [1] о том, что РФ «будет вынуждена реагировать не дипломатическими, а военно-техническими методами», «если договоренности с США, подлежащие ратификации в чешском парламенте, все-таки приобретут юридически обязывающий характер и у наших границ начнется реальное развертывание американской стратегической ПРО».
Это заявление вызвало волну эмоций как в США, так и в России. Военные эксперты стали наперебой выдвигать гипотезы о том, какие именно военно-технические методы может предложить Москва. Так, одни говорили, что надо порвать НАТО, подтянуть к границам «Искандеры», перенацелить наши ракеты. Другие говорили, что нечем России ответить, и все обещания – не что иное, как бравада. Запах пороха уже витал в воздухе.
Подкорректировать коллегНо сегодня после заявлений Кисляка все оказалось не так уж страшно. Переговоры идут, будут проходить еще, и мы охотно слушаем доводы американцев в пользу размещения ПРО в Европе: «Мы с удовольствием это выслушиваем, потому что хотим понять, что же конкретно нам предлагается. Должен сказать, что на сегодняшний день ясности в этом вопросе нет. Нет ясности и в диалоге с польскими и чешскими коллегами, есть ли готовность к транспарентности в той же степени, которую нам предлагали американцы, мы пока этого не видим».
Это понятно, потому что взаимоотношения между США и РФ – совершенно иные, чем между РФ и двумя бывшими странами соцлагеря. Те хронически обижены на Союз, а следовательно, и на Россию, за то, что ранее находились в числе соцстран. Яркое подтверждение тому – свидетельство Александра Коновалова, президента Института стратегических оценок, который неоднократно общался со статусными персонами в Варшаве и Праге. «Они говорят, что хотят продемонстрировать свой суверенитет. Нам нравится принимать решения, которые вам не нравятся, утверждают они», – рассказал Коновалов.
Велика ли угроза Ирана, ради которого, по словам американцев, все это и затевается? До 2019 года эта страна не сможет произвести опасного для США и Европы оружия, уверен Анатолий Цыганок, глава Центра военного прогнозирования. Радар и противоракеты, которые желает установить Пентагон в Польше и Чехии, по утверждению Коновалова, пока не оттестированы для выполнения тех задач, которые на них возлагаются, – поиск летящей на США цели и выведение спутника на орбиту, где находится эта цель, для ее уничтожения. «Это труднее, чем на дуэли попасть пулей в пулю», – уверен глава Института стратегических оценок. По его словам, проект ПРО в Европе – это «дорогостоящая неоттестированная система против несуществующей угрозы». Причем все делается очень поспешно – слишком поспешно.
По словам Сергея Кисляка, американцы готовы «попытаться ответить на наши озабоченности», несмотря на большую разницу между практикой и политическими заявлениями.
«У России достаточно устойчивый диалог с США. Насколько он будет продуктивен – посмотрим, но не думаю, что этот диалог прервется, в этом так же заинтересованы США, как заинтересована Россия», – отметил он.
Говоря о мерах, которые могла бы принять Россия в ответ на начало монтажа элементов ПРО в Европе, дипломат отметил: «Не будем заниматься спекуляциями, что это за меры. У военных специалистов всегда есть много опций». Таким образом, дипломат фактически перевел стрелки с погорячившихся мидовцев на военных, как это часто бывает.
Чем неприятна ПРОРоссии не угрожает НАТО, эта организация совершенно безопасна для нашей страны, уверены военные эксперты умеренного толка. Противоракеты, которые планируется разместить в Польше, предназначены для перехвата ракет на среднем участке траектории, то есть когда они уже в космосе, а не на разгонном участке, заявляет Коновалов. По его словам, если поставить целью перехват российских ракет, то противоракетные установки надо монтировать в Норвегии или в Канаде. Кроме того, для работы с одной лишь боеголовкой необходимо около 20 противоракет. А в Польше их планируется 10. Российский же потенциал на сегодняшний день оценивается в 6 тыс. боезарядов.
Другое дело, что неприятно все же иметь развивающуюся натовскую инфраструктуру у наших границ. Хотя бы потому, что она может стать опасной в далекой перспективе. Американцы должны объяснять РФ, что в их замыслах нет ничего антироссийского. И убедительно доказывать это. Потому что так принято в хорошем обществе.
По мнению экспертов, самый лучший ход, который могли бы сделать европейцы, это создание единой с Россией системы безопасности. Радары раннего предупреждения в Армавире и Габбале, которые просматривают территорию до Индии и Западного Китая, могли бы передавать информацию на чешский радар, который умеет выдавать целеуказание противоракетам, а тот, в свою очередь, передавал бы сведения на польские установки. С таким предложением выступает Александр Коновалов. Причем на всех этих объектах могли бы работать российские и западные военные вместе. Вот тут-то и проблема: Польша и Чехия не хотят видеть у себя российских офицеров, несмотря на то что США обещают Москве такую «транспарентность».
Что касается обещанных МИД РФ ответов на работы по размещению ПРО в Европе, то теперь Россия оказалась в не очень простой ситуации. Обещанное надо выполнять. Иначе в следующий раз никто не будет воспринимать реплики со Смоленской площади всерьез. И хотя Кисляк сегодня попытался максимально сгладить ситуацию, осадок остался.
Россия может перенацелить свои ракеты на Польшу и Чехию – несложно добавить-переписать компьютерную программу. Даже совсем не обязательно это делать сейчас, отмечает Коновалов. Но можно этого и не делать. В конце концов ракета – не единственное, что есть у нас в арсенале. Есть, например, российские военно-воздушные базы, а ПВО в Польше и Чехии – слабые. Но не надо истерик. Ведь реальной угрозы НАТО нет. И зачем нацеливать что-то на страны, где мы отдыхаем, где полно российской недвижимости, успешно работает бизнес, где учатся наши дети и живет множество наших граждан?
Комментарии