Какие регионы РФ станут первыми жертвами изменения климата?
На модерации
Отложенный
Проблема изменения климата - одна из главных тем, обсуждаемых в эти дни на саммите G8 в Хоккайдо. Кажется, весь мир уже осознал, что если не обратить на это пристальное внимание, последствия "аукнутся" уже ныне живущему поколению людей. Голод, засуха, наводнения, тайфуны, невиданные прежде болезни... Просчитать, куда нанесет удар так и не покоренная "царем-человеком" природа, невозможно. Однако можно предположить, чем обернется пренебрежение средой обитания. Некоторые регионы уже почувствовали изменение климата на себе. Другим это еще предстоит. К сожалению, в России проблемам экологии пока уделяется мало внимания. Многие считают это несерьезным и малозначащим, неоднозначной была реакция и на присоединение нашей страны к Киотскому протоколу по снижению вредных выбросов в атмосферу. Между тем, по данным Всемирного фонда дикой природы (WWF) и британской организации Oxfam, содействующей решению проблем бедности, климат уже вовсю меняется. Об этом говорится в обнародованном во вторник на пресс-конференции докладе, подготовленном специально к саммиту "восьмерки". Изменения в корне меняют жизнь людей, причем в худшую сторону, говорится в документе. Пока лично мы с этим не столкнулись. Но кто знает, какие сюрпризы преподнесет нам будущее?
По словам руководителя программы "Климат и энергетика" WWF России Алексея Кокоркина, даже изменение среднегодовой температуры воздуха на 2-3 градуса Цельсия может привести к нехватке пресной воды. А это чревато засухой, вспышками малярии, голодом для населения многих регионов. Другие районы, напротив, оказываются в зоне риска затопления из-за таяния вечной мерзлоты. В России среди потенциально засушливых числятся южные регионы, Поволжье, Кавказ, то есть традиционные "житницы", обеспечивающие урожаи сельскохозяйственных культур для всей страны. Правда, то же потепление может дать всплеск урожайности в средней полосе, но надо понимать, что здесь Москва при всем желании не сможет заменить Ставрополья. На фоне глобального продовольственного кризиса это может стать для нас серьезной проблемой. Правда, последствия изменения климата можно минимизировать, если уже сейчас принять соответствующие меры. Скажем, начать переход к так называемому низкоуглеродному сценарию развития экономики, предполагающему двукратное снижение выбросов.
В срочной адаптации к резко меняющемуся климату нуждается целый ряд российских регионов, отмечает А.Кокоркин. Это Арктика, Тува, где оттаивание вечной мерзлоты приводит к избытку грунтовых вод. Следовательно, растет нагрузка на инженерные коммуникации, в первую очередь, на трубопроводы. Изменение стока рек и ледового режима приводит к повышенной нагрузке на их подводные участки. Засухи в районах Сибири уже привели к увеличению числа лесных пожаров. На юге страны необходимо начинать превентивные меры против засухи. А странам Центральной и Средней Азии, входящим в СНГ, уже нужна гуманитарная помощь. Там налицо серьезные экономические проблемы: из-за изменения состояния грунта в основных сельскохозяйственных районах снижается урожайность.
Об этом, в частности, говорил представитель Oxfam Николас Коллофф. Тот факт, что организация, "заточенная" на борьбу с бедностью, вдруг стала уделять внимание проблемам экологии, он объяснил просто. Дело в том, что основными жертвами любых глобальных проблем неизменно становятся беднейшие слои населения. Поэтому цель Oxfam, с одной стороны, минимизировать последствия изменения климата, с другой - помочь местному населению адаптироваться к неизбежному. Как характерный пример, Н.Коллофф упомянул Таджикистан: площадь ледников, питающих местные реки, из года в год уменьшается. Следовательно, реки высыхают, что приводит к снижению урожайности. Осадки в регионе случаются бессистемно и непредсказуемо, часты наводнения, вымывающие плодородный слой почвы и разрушающие и без того находящиеся в критическом состоянии системы орошения. Все это лишает местных крестьян возможности прокормить семью, многие выживают на грани голодной смерти или отваживаются на миграцию. Людские потоки в поисках лучшей жизни перемещаются внутри страны или за ее пределы, что каждый из нас уже имеет возможность видеть воочию. И это лишь первые экологические беженцы в России. Между тем, по подсчетам ООН, официально утвердившей термин "ecological refugees", к 2010 году порядка 50 млн человек будут покидать насиженные земли не из-за преследований, а из-за голода, болезней и засухи, вызванных проблемами с экологией.
Даже если напрямую россиянам это не грозит, то стоит задуматься - а что мы будем делать с людскими потоками, от отчаяния хлынувшими на нашу территорию?
Если же говорить непосредственно о влиянии антропогенного изменения климата на экономику, то оно весьма велико. Как заявил руководитель Центра экономики охраны окружающей среды Высшей школы экономики, консультант WWF Георгий Сафонов, потери могут к 2100 году достигнуть 20% от глобального валового внутреннего продукта. Цифра действительно впечатляющая. Сюда входят как потери прямые - от неурожаев и миграции - так и косвенные. В первую очередь, речь идет о здоровье людей. В последние годы в России наблюдаются вспышки таких заболеваний, о которых раньше и не слыхали. Так, по словам А.Кокоркина, в Вологодской области отмечены случаи лихорадки Западного Нила, могущей привести к смертельному исходу. Все чаще регистрируются случаи клещевого энцефалита - если 20 лет назад их было не более 1 тысячи в год, то в этом год - уже 3 тысячи. Так активизировались клещи из-за необычайно теплой весны, считает эксперт. Причем случаи заболевания отмечены не только в Сибири, где оно, в общем-то, не редкость, но и в средней полосе России.
О непосредственном влиянии смены климата на наше здоровье рассказал профессор Российской медицинской академии последипломного образования Минздравсоцразвития РФ Симон Авалиани. Он отметил, что человек по своей природе наиболее благоприятно воспринимает климат того региона, где он родился. Скажем, северяне считают минус 20-30 градусов по Цельсию не морозом, а так - приятной свежестью. Но при плюс сорока, типичных для юга, им становится плохо. Не случайно наших туристов призывают не забывать об акклиматизации, приехав на отдых в теплые края. Пренебрежение мерами предосторожности может обернуться трагически. Как, например, для 15-20 тысяч человек, ставших жертвами небывалой жары, накрывшей Европу летом 2003 года. В свою очередь, южане крайне болезненно переносят холода. Известен случай, когда в Саудовской Аравии из-за переохлаждения умер стоявший на вахте солдат. Это произошло нынешней зимой, когда на Аравийском полуострове впервые за 40 с лишним лет выпал снег. Вспоминается то ли анекдот, то ли история из жизни: студент из Африки, приехавший в Россию на учебу, на вопрос, какова здешняя зима, отвечает: та, что зеленая, куда ни шло, а вот белая - хоть совсем пропадай...
Было бы смешно, когда бы ни было так грустно. По словам С.Авалиани, те, кто ни разу в жизни не покидал родных мест, имеют намного больше шансов дожить до глубокой старости, нежели те, кто резко менял климат. Если мы все станем "климатическими мигрантами" поневоле, то есть в средней полосе России можно будет выращивать бананы и обходиться без шубы, вряд ли это пойдет на пользу нашему здоровью.
Самое время задуматься - а что можно сделать, чтобы избежать такого печального расклада? По словам Г.Сафронова, Минэкономразвития при участии других ведомств готовит проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года, в соответствии с которым планируется в течение данного периода снизить энергоемкость экономики на 40%. Важны и меры, направленные непосредственно против негативных последствий изменения климата. Так, в тех зонах, где бурные паводки сменяются засухой, необходимы резервуары для накопления пресной воды. Медики должны обновить свои знания, дабы уметь лечить и экзотические заболевания, важно тщательное соблюдение санитарно-гигиенических норм. Там, где начала подтаивать вечная мерзлота, особое внимание следует обратить на инженерные сооружения и коммуникации - компании, эксплуатирующие богатые энергоресурсами регионы, вполне в состоянии это сделать. Если же говорить о более принципиальных вещах, то необходимо ускорить создание Экологического кодекса, в котором будет прописана концепция развития страны до 2020 года. Для того, чтобы реализовать упомянутые выше задачи, понадобится создание качественно новой природоохранной системы. Дело это долгое и затратное, но необходимое. Если, конечно, мы не хотим потерять больше, чем приобретем от очередного экономического рывка.
Комментарии