Нефтяной коллапс: нефть за 200 долларов через полгода
На модерации
Отложенный
Мировые цены на нефть достигли нового рекорда. На последних торгах в Лондоне и Нью-Йорке цена барреля нефти перевалила за отметку в 145 долларов. На Лондонской нефтяной бирже цена марки Brent остановилась на абсолютном историческом максимуме – 146,08 доллара за баррель. В то же время стоимость смеси Light Sweet Crude достигла 145,29 доллара за баррель.
Таким образом, с начала года нефть подорожала в Нью-Йорке – более чем вполовину. По мнению экспертов, локомотивом, подталкивающим котировки вверх, стали данные о сокращении коммерческих запасов нефти в США. Также беспокоит инвесторов напряженная ситуация вокруг Ирана и его ядерной программы. В случае реализации военного сценария в отношении этой страны будут не только прекращены поставки нефти от одного из ведущих производителей ОПЕК, но и может быть нарушен экспорт нефти из всего региона Персидского залива. В случае войны Иран может блокировать Ормузский пролив, через который морем идет около четверти всей экспортной нефти.
Также повлияли на котировки заявления некоторых членов ОПЕК о том, что мировые рынки не нуждаются в дополнительных поставках, а соответственно - и в добыче нефти. Не снизило цены и резкое укрепление – более чем на 1% - доллара США по отношению к евро.
Президент США Джордж Буш неоднократно говорил о необходимости увеличения добычи нефти странами ОПЕК, а эксперты Белого дома напрямую связывали резкий рост цен с политикой картеля. В ответ на эти обвинения представители ОПЕК неизменно говорили о высокой спекулятивной составляющей в стоимости нефти.
Но динамику цен на рынке нельзя полностью списывать на спекулянтов, считает аналитик инвестиционной компании «Юникредит Атон» Артем Кончин: «Если копнуть глубже, есть определенный дефицит предложения по сравнению с тем, как рос спрос, есть фактор Индии, Китая, может быть, даже Востока, который, несомненно, влияет на это. Так что я бы не стал списывать это все на спекулянтов. Конечно, факт того, что больше денег вращается именно в обороте фьючерсных инструментов и инструментов, связанных к цене нефти - это реальность, да, такое есть. Но с другой стороны, это обычные рыночные механизмы, которые всегда присутствовали».
Согласен с коллегой аналитик инвестиционной компании «Метрополь» Алексей Кокин: «Спекуляции обычно следуют за фундаментальными причинами. Другими словами, спекулянты только усиливают, может быть, увеличивают, умножают действия фундаментальных причин. Я думаю, что тенденция за этим ростом цен носит фундаментальный характер и в основном вызвана опасениями относительно будущего в поставках нефти на международный рынок».
Объективными причинами безостановочного роста цен на нефть, говорит Артем Кончин, была нехватка вложений в добывающую отрасль:
«В мире, в том числе и в России, в последние пять лет наблюдался существенный дефицит капитала, деньги не вкладывались в новую добычу, просто потому что их не было, например, в России.
Кроме того, маржинальные места, где нефть могла появиться, типа Ирака, Венесуэлы и других подобных мест, Нигерия, - они все, как один, полны проблем».
Нефть за 200-250 долларов
Накануне глава «Газпрома» Алексей Миллер, говоря о подорожании российского газа для европейских потребителей до 500 долларов за тысячу кубометров, заявил, что по его прогнозу, в ближайшее время цена на нефть может достигнуть 250 долларов за баррель. И в этом случае цена тысячи кубометров газа для Европы достигнет трехзначной цифры. Однако такой прогноз, по мнению Артема Кончина - слегка агрессивный:
«При всем моем уважении к господину Миллеру. В ближайшее время, я думаю, порог в 200 долларов за баррель, если будет достигнут, то мы увидим существенную реакцию со стороны потребителей - коллапс. Так что 250 долларов, мне кажется, немножко агрессивно».
По словам аналитика «Метрополя» Алексея Кокина, цены могут достичь высоких отметок, если под ближайшим временем понимать несколько лет. Но эксперты уже сейчас пытаются спрогнозировать потолок цен для конца нынешнего года:
«Если речь идет о трех годах, допустим, то с какой-то вероятность можно допустить. Если речь идет о трех месяцах, то, я думаю, все-таки это преувеличение. Но, на мой взгляд, о 150 долларах уже можно говорить для некоторых сортов нефти. Мне кажется, рынок сейчас думает, если угодно, о том, достигнет ли нефть в течение оставшихся шести месяцев года 200? Я думаю, вопрос стоит так».
Между тем в случае реализации именно такого сценария в выигрыше не окажется никто, говорит Артем Кончин:
«Россия все еще остается развивающимся рынком, и цена в 200 или 250 долларов за баррель в мире приведет, по нашим расчетам, к депрессии в Соединенных Штатах и к возможной депрессии в Европе, что вызовет, естественно, ответное движение, во-первых, в ценах, во-вторых, в товарооборотах, в потреблении и так далее. Для мировой экономики это не полезно, и Россия все еще остается завязанной на эти вещи, так что я не думаю, что мы должны приветствовать такого рода уровень».
C некоторых пор рост цен на нефть перестал быть для России благом, соглашается Алексей Кокин:
«Речь идет не только о сокращении потребления топлива, это первичный эффект, очевидно, что влияние на спрос будет разрушительным, но вторичным эффектом будет падение целых секторов. Мы уже знаем, что General Motors близка к банкротству, но подобным образом и ряд других отраслей окажется на грани разорения. Поэтому вполне возможен такой глобальный экономический спад, который в свою очередь может скорректировать и цены на нефть. В этом смысле Россия тоже окажется вовлеченной в этот процесс и окажется в таком же неблагоприятном положении, как и развитые страны. Рост цен на нефть перестал быть таким благословением для России, стал своего рода проклятием, потенциальным, по крайней мере, дамокловым мечом».
Комментарии