Роман Абрамович рвется в небо

На модерации Отложенный

Особенности региональной кадровой политики Дмитрия Медведева до сих пор еще никак не проявлялись: уход кажущегося бессменным "кадровика" Виктора Иванова на борьбу с наркотиками, помимо размышлений о превратностях судьбы, внес определенную сумятицу в деятельность профильного кремлевского департамента, заставив заново выстраивать разбалансированные отношения между чиновниками, отвечающими за ротацию региональных глав.

Тем более, как шепчутся в управлении кадров президента, нынешний начальник - фигура временная, у президента есть друзья, которые совсем не прочь возглавить такой ответственный участок работы, и первый шаг в этом направлении ими уже сделан?

В последнее время стало ясно, что чукотский губернатор, более известный, как владелец яхты "Pelorus", вошедшей в Неву и украсившей очередной экономический форум, Роман Абрамович, несмотря на настойчивые прогнозы, из российского политико-экономического поля уходить никуда не собирается: зачем тогда все эти игры, лоббизм, покупка российской недвижимости?

Однако многое и поменялось с тех пор, как Романа Аркадьевича считали "семейным кошельком", - теперь эту роль, как утверждают, играет настоящий член семьи Ельциных Олег Дерипаска. А Абрамович успел продать "Сибнефть", затем, вместе с Алишером Усмановым, стать "скупщиком Кремля" и сыграть в игру "Преемник", обеспечив надежное прикрытие несостоявшемуся кандидату Сергею Иванову. В этой игре в основу был положен базисный тезис: "Абрамович просто так на Иванова не поставит? Многие купились на этот нехитрый прием.

Утверждают, будто Путин обещал, что Роман Аркадьевич будет освобожден из чукотского плена сразу после выборов президента, чтобы не осложнять ситуацию в этот чувствительный для кремлевцев период. Обещание Путина выполнил уже Медведев, отпустивший владельца "Челси", как птицу из клетки (журналисты уже успели устать переписывать друг у друга, что Абрамович на волю рвался еще с 2005 года).

Многое в кремлевской жизни зависит от того, кто кому и что обещал. Кстати, именно Путин ввел моду на выполнение этих обещаний.

Скорее всего, Абрамович тоже кое-что обещал так называемой "Семье", вернее - ее главе. В 2007 году Борис Ельцин умер, как известно, и обязательства "обнулились". В результате Абрамович развил гиперактивность по вопросу своего досрочного ухода с поста чукотского губернатора, но... Вновь обещания: теперь Путину - не уходить до избрания "преемника".

Следует отметить, что в составе самой "Семьи" за последнее время произошли весьма серьезные изменения. Уход Ельцина на старте подготовки новой избирательной кампании стал прологом к полному освобождению команды Путина от каких бы то ни было обязательств перед своими предшественниками, в том числе и относительно согласования интересов по части преемственности власти в 2008 году.

Как подозревают, "Семья" играла против кандидатуры Сергея Иванова. Прямых ответов на вопросы по этому поводу нет, поэтому судить можно по косвенным признакам.

В частности, муссирование слухов о предстоящем разводе Абрамовича связали с тем фактом, что новым финансистом "Семьи" стал Олег Дерипаска и моральный облик Романа Аркадьевича перестал быть "священной коровой". Кстати, слухи о фиктивности развода послужили базой для предположения о том, что на самом деле Абрамович просто "выводил" не свои, а "семейные" деньги в преддверии возможного обострения взаимоотношений между новой и старой политическими группами.

Вообще, складывалось впечатление о крайней степени кулуарности происходящего. Дальнейшие события показали, что впечатление оказалось верным: ситуация вокруг Абрамовича никак не укладывается в рамки обычной смены губернаторов в регионах.

Причиной высвобождения от обременительного для путешествующего на яхте Абрамовича статуса госслужащего стало, скорее всего, то, что его планируется более плотно привлечь к обеспечению надлежащего порядка в черной металлургии, где бывший теперь губернатор является активным игроком (владея 41% "Evraz Group S.A.").

В круг задач, стоящих перед Кремлем в ближайшей перспективе, входит строительство мощной труботранспортной инфраструктуры, с помощью которой можно будет уверенно гарантировать весь объем поставок энергоносителей на внешние рынки: в нынешних сложных политических условиях с такими вещами не шутят.

Отметим, что в чернометаллургической отрасли, в отличие от нефтегазовой, основная тенденция такова: россияне наращивают свои активы за рубежом, но осторожничают, когда дело касается вопросов слияний-поглощений внутри самой России, - все игроки в отрасли крупные и рынок хороший, поэтому и нет никаких предпосылок для консолидации.

Внешнеэкономическая активность - "конек" Абрамовича, ему в этом деле практически нет равных; именно эта особенность Романа Аркадьевича, как говорят, всегда вызывала искреннее восхищение даже у самого Владимира Путина.

Кстати, после приобретения Абрамовичем пакета акций, "Evraz Group S.A." объявила о покупке американской "Oregon Steel Mills Inc." за 2,3 млрд долларов.

Вообще, российским производителям однозначно более интересны западные активы, так как их приобретение гарантирует и сбыт, и добавленную стоимость, а также, что немаловажно, - благосклонность Кремля, который, как известно, устами бывшего и нынешнего президентов благословил российских собственников на максимально активную инвестиционную политику на Западе.

Ожидавшаяся ранее консолидация российской металлургической отрасли в рамках суперкомпании с госучастием теперь, похоже, откладывается на неопределенное время: на территорию противника лучше вторгаться мелкими боевыми группами, чтобы не спровоцировать массированный огонь "на себя".

Конечно, участников металлургической отрасли довольно легко можно заставить "сливаться" в мегакомпанию указанием сверху, но еще один приобретатель американских металлургических активов, Алексей Мордашов, резонно приводил в Кремле довольно веский аргумент против этого: достаточно посмотреть на "Arcelor" и "Mittal Steel", которые, после долгих усилий, объединились. В результате Лакшми Миттал (владелец "Mittal Steel") потерял контроль над объединенной компанией, финансовые результаты оказались негативными, управляемость падает, а долговое бремя растет.

Оппонируя Мордашову, Абрамович считает, в принципе, консолидацию необходимой хотя бы потому, что в России сегодня нет компании, которая могла бы побороться за оставшиеся крупные и выгодные зарубежные активы. В связи с чем Абрамович предусмотрительно предлагает объединить усилия "Evraz Group S.A." с усмановским "Металлоинвестом". За кадром как бы остается крайняя степень близости Алишера Усманова к чете Медведевых (его жена Ирина Винер - подруга первой леди).

Эти маневры Абрамовича весьма затруднялись статусной, но очень обременительной должностью российского губернатора в таком отдаленном регионе. Да и шутки собратьев по олигархическому оружию в адрес "начальника Чукотки" уже, похоже, надоели.

Помимо этого, в регионе в последнее время устойчиво намечается ряд скандалов, хотя и на весьма благожелательном для Абрамовича информационном фоне.

Дело, в частности, касается золоторудных месторождений. Все началось с того, что Олег Митволь попросил отозвать у британской компании "Highland Gold Mining" лицензию на разработку золоторудного месторождения на Чукотке (в 2003 году HGM купила 100% акций ОАО "Майское", которому принадлежит лицензия на разработку золоторудного месторождения Майское в ЧАО с запасами около 280 тонн золота).

При ближайшем рассмотрении оказалось, что под удар попал Абрамович - на переговорах по поводу продажи Майского английского покупателя акций представляли его люди: вице-губернатор Чукотки Андрей Городилов и специалисты "Millhouse Capital". Саму британскую "Highland Gold Mining" также связывают с бывшим членом совета директоров "Сибнефти" Иваном Кулаковым (Кулаков ранее был главой Нефтяной финансовой компании, проводившей конкурс по продаже 51% акций "Сибнефти" в 1997 году.). Получается, что HGM, несмотря на британское происхождение, - вообще российская компания с глубокими (офшорными) корнями? и со всеми вытекающими для тогдашнего губернатора Чукотки Абрамовича последствиями. Правда, никаких уголовных дел, насколько известно, заведено не было.

Так или иначе, но Абрамовичу, предполагающему создавать золоторудный холдинг (пока отрасль, за редким исключением, представлена в основном разрозненными артелями), губернаторский пост и здесь явно мешал. Так что нельзя исключать, что Абрамович наконец определился со стратегией еще одного своего бизнеса.

Наконец, сведения о предстоящей свадьбе Абрамовича с Дарьей Жуковой завершили "картину маслом": семейный человек не должен отвлекаться на такие глупости, как спивающиеся чукчи, а молодость будущей супруги и необремененность детьми заставят более пристально следить за ее передвижениями по мировым столицам.

Так что, похоже, к серьезной проблеме кадровой ротации региональных глав при новом президенте Медведеве отставка Абрамовича отношения не имеет. И тем не менее взявшее небольшой тайм-аут управление кадров президента заработало вновь: в ближайшее время предполагается подвергнуть ротации 7-10 региональных начальников, не справившихся, по мнению нового кремлевского руководства, с возложенными на них обязанностями.

Эти предстоящие кадровые перемены будут чуть ли не научно обоснованы с помощью критериев, не так давно выработанных экспертным сообществом для оценки эффективности глав регионов с целью исключить волюнтаристский привкус региональных отставок прошлых лет.