Депутаты Госдумы обогнали всех россиян по продолжительности отпусков

На модерации Отложенный В эту субботу депутаты Госдумы проведут последнее пленарное заседание, после чего уйдут на каникулы. Отдыхать парламентарии будут аж до сентября. Как подсчитали «НИ», у депутатов в году нерабочих дней почти столько же, сколько рабочих. При этом две трети народных избранников, по оценкам экспертов, вообще не замечены в законотворческой деятельности. О том, чем занимаются депутаты в свободное от работы время, попытались разобраться «Новые Известия».

С момента избрания и до начала летних каникул депутаты пятого созыва успели провести 46 пленарных заседаний (по 6,5 в месяц) и рассмотреть 479 законопроектов (по 10,5 за пленарное заседание). Последний рывок парламентарии совершат в пятницу – в этот день Дума планирует рассмотреть сразу 18 законопроектов. Субботнее же заседание продлится всего два часа. Его посвятят итогам весенней сессии. Затем депутатов ждет региональная неделя, отпуск в 42 дня и снова региональная неделя. То есть в Госдуме они соберутся, как школьники – лишь первого сентября.

Но отдых депутатов плановыми летними каникулами не ограничивается. Со всей страной парламентарии отдыхают в период новогодних и майских праздников, причем всякий раз выходных у народных избранников оказывается больше, чем у избирателей. Например, под Новый год простые граждане отдыхали неделю, депутаты – 16 дней. Майские же праздники думцы начали праздновать 27 апреля, а закончили – 13 мая с перерывом на 8 мая, когда им пришлось приходить в Госдуму и голосовать за кандидатуру нового премьера Владимира Путина. В итоге только на выходные и праздничные дни у парламентариев приходится 130 дней в году, не считая летнего отпуска.

Пять воскресений на неделе

Рабочая неделя депутата состоит из двух пленарных заседаний, которые длятся с 10 до 18 часов с перерывами на полчаса и два часа. Однако в большинстве случаев депутаты успевали выполнить программу еще до обеденного перерыва и покидали Госдуму уже в два часа дня. Помимо заседаний законодатели работают в комитетах и комиссиях, которые собираются в среднем раз в две недели и заседают от получаса до трех часов. Впрочем, на заседания комитетов обычно приходят лишь от четверти до половины депутатов, а остальные присылают вместо себя доверенности, чтобы их голос учитывался при принятии решений.

«Нагрузка не такая большая, если парламентарий приписан только к одному комитету, – рассказал «НИ» экс-спикер Госдумы Геннадий Селезнев. – Но некоторые депутаты еще входят в различные комиссии – межпарламентская ассамблея и парламентское собрание союза Белоруссии и России, парламентская структура ЕврАзЭС, ОБСЕ, ПАСЕ. У них, конечно, нагрузка больше». При этом г-н Селезнев отмечает, что при наличии «хороших помощников, которые будут контролировать и прохождение законов, и то, какие идут поправки», депутат сам лично может почти ничего не делать.

Работа в комитетах зависит от профиля комитета, поясняет «НИ» экс-депутат Госдумы Виктор Алкснис. «Есть комитеты, в которых достаточно напряженный график: бюджетный, по законодательству». А вот в комитетах по делам СНГ и по делам ветеранов работы гораздо меньше. В то же время некоторые депутаты загружают себя сами. «Мой бывший коллега, который не прошел в этот созыв, генерал-майор Безбородов приходил в 7 утра и уходил из Госдумы после 9 вечера», – вспоминает г-н Алкснис.

Обилие свободного времени у народных избранников в принципе можно объяснить тем, что большую часть времени парламентарии должны уделять законотворчеству. Впрочем, депутаты с опытом говорят «НИ», что после отмены выборов по одномандатным округам законотворческая работа членов нижней палаты сведена к минимуму. К примеру, за минувшие полгода 131 депутат не внесли ни одного законопроекта. А это почти треть от состава Госдумы. «Сегодня законопроекты спускаются сверху, в основном из правительства», – говорит «НИ» депутат прошлого созыва ГД Александр Крутов. И если одобрения не получено, то думцы попросту «не хотят работать в холостую».
А некоторые, по словам г-на Крутова, и вовсе боятся «услышать окрик: куда ты лезешь не в свое дело». Впрочем, есть и такие, кому написать законопроект не позволяют умственные способности.

Отпуск каждый месяц

После трех недель пленарных заседаний, согласно регламенту Госдумы, депутаты обязаны посвятить одну неделю общению с избирателями в регионах, от которых они баллотировались. В весеннюю сессию таких недель выпало девять. Однако редкий депутат не то что сам встречается с избирателями, а хотя бы контролирует работу своих приемных.

Раньше заниматься проблемами избирателей были вынуждены депутаты-одномандатники. Теперь в Госдуме их нет, а приемные превратились в партийные филиалы. Характерно, что, по данным социологов, более 80% граждан не знают фамилию депутата, за которым закреплен их округ. А у самих депутатов лишь остались обязанности раз в два месяца отвечать гражданам на письма и раз в полгода проводить с избирателями встречи. Поэтому региональные недели традиционно привязывают к праздникам, а также к началу и концу сессий. Так, недельные каникулы депутаты превращают в двухнедельные, а 42-дневный отпуск – в 56-дневный.

Дополнительные региональные недели вводятся в преддверии выборов. К примеру, минувшей осенью прошлый созыв закончил работу 16 ноября, хотя выборы были намечены на 2 декабря. Две недели депутаты потратили на агитацию, а отдохнули потом в декабре, собравшись лишь на одно заседание по разделу руководящих постов в Госдуме. Дополнительную региональную неделю депутаты ввели и в феврале под предлогом участия в кампании по выборам президента. Хотя там их участие было излишним.

Бывшие парламентарии говорят «НИ», что посещаемость депутатами регионов, как правило, никто не контролирует. По словам Геннадия Селезнева, все зависит от руководства фракции, хотя и оно порой оказывается бессильно. «Когда я был председателем Госдумы, мы добивались, чтобы депутаты свою региональную неделю отрабатывали на месте, а не выезжали в какие-либо экзотические вояжи».

Виктор Алкснис признается «НИ», что депутат в региональную неделю «может заниматься, чем он хочет». Проконтролировать народных избранников «практически невозможно», так как «никто не отчитывается, сколько он провел встреч с избирателями». Для депутата важнее выстроить отношения с руководством партии и фракции, а не с избирателями, подтверждает экс-депутат Александр Крутов.

Поздоровался и исчез

Напомним, летний отпуск депутата составляет 42 дня. Это почти вдвое больше, чем у простых граждан, и на 10 дней превышает законный отдых шахтеров, чей отпуск ограничен 32 сутками. Экс-спикер Селезнев вспоминает, что лично он отдыхал летом не более двух-трех недель. «У меня постоянное место отдыха – санаторий «Белые ночи» под Питером». Но многих депутатов, по словам г-на Селезнева, можно найти на Мальдивах, причем не только во время летнего отпуска.

Поскольку контроля за депутатом нет, он вправе планировать свое время, как хочет, соглашается экс-депутат Алкснис. По его словам, часть парламентариев отдыхает даже в рабочее время, прогуливая пленарные заседания. «Например, Александр Глебович Невзоров за восемь лет депутатства пару раз приезжал: проходил по залу, здоровался с депутатами и исчезал снова». С другой стороны, депутат считается «лицом, обладающим абсолютным суверенитетом», и потому вправе заниматься, чем хочет и когда хочет.

Депутатской работой занимается не более трети депутатов, утверждает «НИ» генеральный директор Совета национальной стратегии Валерий Хомяков. Остальные же «не осуществляют представительные функции», сведя свою деятельность к штамповке законопроектов, инициированных исполнительной властью. Поэтому к депутатам разграничение между рабочим временем и отдыхом едва ли применимо. «Говорить о загруженности депутатов сейчас не приходится», – уверен г-н Хомяков. Активность проявляют лишь те, кто твердо намерен и дальше участвовать в выборах.