В России давно пора отмечать День зависимости
На модерации
Отложенный
За полтора десятилетия относительной политической и экономической свободы россияне приобрели массу мелких несвобод, превратившись по сути в рабов вредных и не очень привычек. И многие виды современных зависимостей развиваются настолько стремительно, что человечество в целом скоро не сможет им противостоять.
У человека есть роковая потребность постоянно получать какую-то информацию. Это - наша главная зависимость. Даже ведя растительный образ жизни, мы все равно забиваем чем-нибудь свою голову. И информацией может быть все что угодно - новости, музыка, какие-то личные переживания, предметы и так далее. Главное, нам нужны впечатления. И поэтому нередко в столь оживленной атмосфере современного города поиск информации принимает извращенную форму, когда человек уходит слишком далеко. Алкоголики и наркоманы, лудоманы и эротоманы, трудоголики, любители шопинга и прочие несчастные - явление, увы, обыденное для большого города. Все они зашли слишком далеко в поиске «информации».
Корреспондент «МП» провел на днях «социологический опрос», задав на сайте «Mail.ru» вопрос: «Какая зависимость самая ужасная?». Пришло около 20 ответов. Первый ответ был лаконичен: «Все!» А дальше последовали такие: «наркотики и любовь», «наркотики», «алкоголь», «любовь - когда человек делает из тебя все что хочет», «любовь, как и наркотики - сначала кайфуешь, а потом ломает». Некоторые респонденты философствовали: «любая зависимость убивает человека - одна быстрее, другая медленнее», ужасны «те, которые калечат душу и тело. Выходит, что все...», «зависимость сама по себе ужасна», «любая зависимость ужасна... каждый человек даже в данный момент от чего-то зависим», «да ни от какой радости не прибавляется».
Обратно в вытрезвитель
По мнению врача-психиатра, нарколога высшей категории Федора Ямалеева, многие виды зависимости могут переходить одна в другую.
- Я лечу алкоголика, он может уйти в наркоманию, и наоборот, - сказал врач корреспонденту «МП». - Игровая зависимость тоже тесно связана с алкоголизмом: он играет и одновременно совершает возлияния. Это - болезнь, и все это относится к неврозам. Потому что если все это из жизни больного убрать, у него появляется раздражительность, а потом - депрессия.
Федор Ямалеев сказал «МП», что наряду с традиционными видами зависимости теперь распространены еще и лудомания и киберзависимость. Но если в борьбе с пьянством и алкоголизмом у российских наркологов есть надежный метод (о котором чуть ниже), то здесь многое зависит от самого больного.
- Лечение уже началось, - сказал врач. - Но результаты пока очень слабые - 50 на 50. Без мотивации больного результата практически не бывает, а радикального метода лечения таких заболеваний пока нет. Алкоголизм и наркомания тоже не лечатся в обычных условиях, но средство есть. Но главное, все это - проблема социальная, и решать ее должны не одни только врачи.
Опыт США, по мнению психиатра, для России неприемлем:
- У них лечение совсем другое. Там психотерапия, связанная с Богом. А у нас - медикаментозные методы. Эффективен ли их метод? У нас нет. У нас эффективен медвытрезвитель, - считает врач. Он уверен, что система ЛТП и медвытрезвителей должна быть восстановлена.
- И алкоголиков, и наркоманов становится все больше. И хотя учетных больных сегодня меньше, но это только потому, что их не регистрируют. И запомните: легких наркотиков и алкоголя нет. И ничто не лечится, если врач и больной не придут к согласию.
Специалисты уверены, что, чтобы побороть хотя бы повальное пьянство, нужны законодательные изменения и возврат к медвытрезвителям и ЛТП. В Госдуме уже мелькали соответствующие инициативы депутатов, поддержанные Госнаркоконтролем. Однако, отмечают сторонники возврата к принудительному лечению, набравшие вес алкогольные лоббисты не дают этого делать. «Просто выгодно, чтобы народ спивался», - говорят врачи.
Наркомания:
Россия в зоне риска
Первый заместитель руководителя думской фракции «Единой России» Татьяна Яковлева не смогла однозначно ответить, «кем является наркоман».
С одной стороны, его можно считать больным, заслуживающим сочувствия и помощи, - сказала она журналистам. - С другой стороны, это изгой, который сам виноват в постигшем его несчастье. Но как бы мы ни относились к такой категории людей, нельзя отказывать им в помощи. Ведь проблема наркомании - один из сложнейших медицинских, психологических, правовых и социологических вопросов. Это лакмусовая бумажка уровня благополучия современного общества. Международные эксперты утверждают: если число наркоманов приближается к 5 - 7% от общего населения страны, то такое государство обречено.
Россия находится в зоне риска, ведь до этой грани осталось несколько шагов... Об этом свидетельствуют последние неутешительные данные: в нашей стране около 6 миллионов человек употребляют наркотики. Причем ежегодно число наркоманов в стране увеличивается на 1 - 2%. Около миллиона зарегистрированных наркоманов - это подростки и молодежь в возрасте 11 - 24 лет!
По всем данным, которые уже давно не новы, именно молодежь наиболее подвержена «наркотической заразе».
- Чтобы искоренить у молодого поколения малейшее желание испытать наркотический эффект, необходима массированная антинаркотическая кампания, активная пропаганда здорового образа жизни, - считает Яковлева. - В США любой школьник без труда назовет более 10 признаков влияния наркотиков на растущий организм. В России с этой задачей справится не каждый взрослый. Потому что уровень информированности о данной проблеме ничтожно мал. Неудовлетворительно организованная и недостаточно эффективная работа по профилактике и борьбе с наркоманией приводит не только к росту молодых потребителей разного рода наркотических веществ, но и к увеличению ВИЧ-инфицированных, заразившихся в результате внутривенного употребления наркотиков (таких уже более 72%).
По данным официальной статистики, в прошлом году от передозировки наркотиков погибло более 8 тысяч человек, а по неофициальной - примерно 80 тысяч.
- На мой взгляд, количество «ловцов кайфа» было бы меньше, если бы в профилактике наркомании и реабилитации наркозависимых людей активнее участвовали общественные организации. Ведь на сегодняшний день лишь 8% от общего числа наркоманов полностью излечиваются. Эта цифра - капля в море. Между тем число реабилитационных центров продолжает сокращаться. Остановить эту тенденцию можно путем их государственной поддержки, системой госзаказов, и естественно - софинансированием из государственного бюджета.
Сказка — ложь
По мнению специалистов, новые виды зависимости, «нехимические», распространившиеся в конце XX - начале XXI века, не так уж и новы.
- Они, собственно, начались с азартных игр, - считает врач-психиатр высшей категории, сотрудник Московского института психиатрии Виктор Ханыков, - и были известны и описаны уже в незапямятные времена. Игра - это первая «виртуальная» зависимость. Но в последнее время она получила развитие в виде игровых автоматов, компьютеров. Они прокладывают мостик от зависимостей прошлого к зависимостям будущего. А во многом уже и настоящего, потому что интернет-зависимость, зависимость от компьютерных игр уже есть. И наиболее опасна зависимость от сетевых игр, потому что она развивается гораздо быстрее.
Врач также отметил пагубность телевидения и телефонов. Все это, по его мнению, виды киберзависимости.
- Киберзависимость - это суррогат жизни, суррогат общения, - сказал он «МП».
Специалисты затрудняются сказать, насколько широко современное общество охвачено этим недугом. В отличие от наркоманов и алкоголиков людей, переселившихся в виртуальный мир, посчитать сложнее. Особенно в России. Опросы и исследования, конечно, проводятся, но разбос, по словам Виктора Ханыкова, слишком большой.
- По западным опросам получается, что не более трех процентов пользователей интернета проявляют клинические признаки. Но есть и другие работы, и цифры там гораздо выше. Если смотреть по нашим опросам, то там уже до 10 процентов интернет-зависимых. И это неудивительно, потому что Россия по всем видам зависимостей всегда переплевывала Европу, по крайней мере. Алкоголь - это понятно, но и по наркотикам мы дали беспрецедентную картину. По игровой зависимости мы, безусловно, бьем мировой рекорд. И по интернет-зависимости - то же самое.
Российские специалисты пытаются понять, почему именно Россия становится лидером в этом тревожном процессе. Сам Виктор Ханыков и его коллега, клинический психолог Юлия Молчанова пришли к выводу, что в данном случае влияет российский психологический архетип «настроя на удачу». И «удача» может быть разной - материальная или эмоциональная. Главное, что она должна прийти не в результате долгого труда, как в протестантской культуре, а в результате простого везения.
- И мы возвращаемся к нашему эпосу, к нашим сказкам, где преобладает везение дурака, а не того, кто трудится. Все эти скатерти-самобранки, печи, на которых можно ездить, не прилагая никакого усилия - все это создает традицию: достаточно быть просто добрым и тебе повезет. Но это только часть проблемы. Здесь еще важна и историческая тотальная невознаграждаемость труда, характерная для России. В советский период это тоже было: люди точно знали свои границы возможного на протяжении всей своей жизни. И какие-то особые, удачные изменения могли произойти только благодаря везению.
Вместе с тем, по словам психиатра, человеческий мозг нацелен на успех.
- Это существует на уровне нейрохимии, - объяснил Виктор Ханыков корреспонденту «МП». - Виртуальный мир имитирует реальный, в нем присутствует все, что есть в реальной жизни. Но проявить себя там проще. И человек, входя в эту игру, становится кем-то, кем могут стать единицы, - президентом, генералом, крупнейшим менеджером. Компьютер предоставляет нам всем такую возможность. Казалось бы, что здесь плохого? А плохое - то, что возможности виртуального мира намного превосходят возможности реального. И успех в виртуальном мире приходит на порядки быстрее и чаще, чем в реальном. И мозг, направленный на успех, начинает перестраиваться. Так устроены все живые существа. И человеку становится незачем действовать в реальном мире, когда мир виртуальный удовлетворяет его главную потребность - в успехе. И значимость реального мира начинает падать.
Тупик цивилизации
Врачи считают это заболеванием. Так же, как и алкоголь, который в результате химических процессов в мозгу дает ощущение удовлетворения, виртуальный мир более сложным путем приводит к ощущению успеха, но - не настоящего. Природа требует от человека успеха в реальном мире. Люди должны жить и работать именно в нем. Но отрыв от него, по словам специалистов, приводит к резкому ухудшению состояния человека и происходит личностная деградация, когда уходят все интересы, связывающие больного с миром, уходят настоящие, живые эмоции, заменяясь на реакции на компьютер.
- Происходит обеднение всех реальных сфер деятельности, бросается работа, учеба, живые партнеры по общению полностью игнорируются. Лечить эти вещи нужно. Там есть что-то похожее на другие виды зависимостей - химических, но многое не похоже. Это гораздо сложнее. Это требует переориентировки личности, массированной помощи на уровне психологии, перестройки на уровне ценностных ориентаций. Мы с Юлией Молчановой как раз и занимаемся ценностными ориентациями как базовыми вещами, искажение которых создает предпосылки для ухода человека из реального мира. Мы пытаемся помочь человеку вернуться к нормальным ценностным ориентациям, к нормальному смыслу жизни и нормальной форме поведения, пусть даже они и менее эффективны, с его точки зрения. Задача человека - повышение эффективности в реальном мире.
Врачи подчеркивают, что такая помощь - очень сложная работа. Методики еще не до конца отработаны для массового применения. А массовое применение, говорят специалисты, увы, не за горами.
- Это все развивается стремительно, - говорит Виктор Ханыков, показывая на свой компьютер. - И болезни будут развиваться стремительно, пока между государствами не будет договоренности, что необходимо остановить процесс виртуализации сознания. Это можно сделать только жесткими международными мерами. Цивилизованные государства должны понять, что безграничное развитие этой формы досуга может повлечь гибель цивилизации. И вместе с психологами, врачами, социологами, деятелями культуры и СМИ надо обсудить меры, которые можно принять. Ведь сегодня весь компьютерный бизнес зарабатывает и развивается на играх. Это гигантские, сумасшедшие деньги. И огромная сфера влияния - это возможность в будущем влиять на людей через виртуальное пространство. Вот вам и еще одна опасность.
Эта проблема - еще одна загадка реального мира, которую сейчас пытаются разгадать врачи-психиатры. И многие приходят к неутешительному выводу: человеческая цивилизация в какой-то момент уже свернула с нормального пути и пошла «не в ту степь». И потеряла понимание: а зачем оно нужно - это человечество, эта вселенная, этот мир?
Комментарии