Гастарбайтеры и иммигранты раздражают Европу
На модерации
Отложенный
Еврокомиссия предложила законопроект, который обещает привлечь «полезных иммигрантов». Специалистов будут встречать с распростертыми объятиями и выдавать им «голубую карту ЕС».
Как объясняют еврочиновники, это нечто вроде американской «грин-кард», только лучше. Брюссельские эксперты убеждают граждан европейских стран в том, что без притока рабочих рук и умных голов из-за границы невозможно поддержать созданное сегодняшними стариками богатство. Да и достойные пенсии этим старикам платить будет не из чего.
Заместитель председателя Еврокомиссии Франко Фраттини посетовал после рассмотрения нового законопроекта об иммиграции: «Если посмотреть на цифры, то привлекательность Европы не так уж и высока. Мы принимаем 70 тыс. квалифицированных специалистов в год. Не ахти как много».
Половина мигрантов с высшим образованием, которые уехали, например, из стран Магриба (Северо-Западной Африки), обосновались в Канаде и США. А среди переселенцев из того же Магриба в Европу 85% не имеют даже среднего образования. До 1970-х годов гастарбайтеров организованно завозили для работы в шахтах и в черной металлургии. Сейчас эти отрасли почили в бозе, бывшие шахтеры и сталевары устроились кто где, а их дети стали гражданами ЕС. Европа дает социальные блага и уровень жизни, Америка же влечет возможностью заработать. Поэтому европейцам предстоит нелегкая борьба с американцами за «качественного» иммигранта.
«Голубая карта», предложенная Еврокомиссией, – это и вид на жительство, и разрешение на работу на два года с возможностью продления. Для ее получения работнику нужно иметь профессиональный стаж не менее трех лет, на его место не должны претендовать граждане ЕС, а ставка на этом месте не может быть меньше трех минимальных зарплат. То есть «не профи» просят не беспокоиться.
Семьи можно будет вызывать по облегченной процедуре. «Голубая карта» – единая для всего Европейского Союза, что для Италии, что для Эстонии. Если, конечно, этот закон примут. Не все готовы регулировать свой рынок труда по брюссельским лекалам. Канцлер Австрии Альфред Гузенбауэр уже предупредил об этом.
В Германии нехватка инженеров, программистов, ученых оценивается упущенной выгодой в ?18,5 млрд в год, хотя ФРГ – как раз в числе европейских передовиков по приему иммигрантов. Здесь проживают 15 млн приезжих, половина из которых имеют германское гражданство. На прошлой неделе в интервью газете Die Welt канцлер Ангела Меркель призвала уделять больше государственного внимания интеграции иммигрантов, их «перевариванию» немецким обществом.
«В последние десятилетия, – сказала она, – миллионы приезжих сильно изменили Федеративную Республику, многие из них – в положительную сторону. Например, только среди живущих здесь турок – около 66 тыс. самостоятельных предпринимателей, которые ежегодно дают стране доход в ?70 млрд и 300 тыс. рабочих мест». Но есть трудности с интеграцией. Многие приезжие плохо говорят по-немецки. Их дети часто не доучиваются в школе до аттестата. Причем вопреки расхожим представлениям религия не играет важной роли. Проблемы одинаковы и у мусульман, и у христиан. Канцлер призвала повысить требования к образованию иностранцев, предложила ввести для их детей обязательные дошкольные классы.
Похожие проблемы в Великобритании, где из 37 млн трудоспособного населения 4 млн – иммигранты. Но опубликованный на прошлой неделе правительственный доклад убеждает, что они – благо для британской экономики. Предприниматели нанимают приезжих, потому что не могут найти работников среди коренных британцев, отмечается в этом исследовании. Более того, они предпочитают иммигрантов, потому что те более надежны, мотивированы и упорны, берутся за тяжелую работу, согласны трудиться сверхурочно, меньше болеют.
В строительной отрасли Лондона, например, ценят поляков. Рабочий-иммигрант в Лондоне зарабатывает в среднем 424 фунта в неделю, а коренной британец – 395 фунтов. С притоком рабочей силы из новых восточноевропейских стран ЕС обострилась языковая проблема. С выходцами из бывших британских колоний было проще. Поэтому правительство будет спонсировать обучение гастарбайтеров языку Шекспира. 330 фунтов на каждого ученика будет тратить работодатель, а 550 фунтов – государство.
Если у правительств подход к иммиграции научный и прагматический, то у электората – эмоциональный и житейский. За последний десяток лет иммигрантское население европейских городов «зашкалило» за отметку толерантности, и маятник общественных настроений качнулся вправо. Это не могло не отразиться на политике. В Швейцарии на парламентских выборах 21 октября с триумфом победила Швейцарская народная партия, получившая 29% голосов.
Ее лидер Кристоф Блохер – одиозный популист, выступающий за изоляцию страны, за изгнание «плохих» иммигрантов. На предвыборном плакате были нарисованы облачно-белые овцы, пинающие черную. В Швейцарии с ее населением 7,5 млн человек проживает около 1,6 млн иностранцев. Либеральные политики в Европе не могут не учитывать таких уроков. Слова о более строгом подходе к иммиграции появляются в программах всех партий, которые хотят побеждать на выборах.
Комментарии