Минобразования запуталось с ЕГЭ, стараясь облегчить жизнь детям

На модерации Отложенный

25 июня прошло долгожданное для абитуриентов заседание Совета ректоров вузов Москвы и Московской области. На нем обсуждали особенности приема в вузы в этом году. Больше всего волновали, конечно, вопросы, связанные с Единым государственным экзаменом, поскольку впервые все вузы страны будут обязаны засчитывать результаты ЕГЭ, а не дублировать их своими экзаменами. Главное, что неясно и вызывает панику у поступающих: как они это будут делать?

По опыту прошлых лет известно: приемные комиссии засчитывают данные ЕГЭ не автоматически, а разрабатывают некую собственную шкалу для перевода баллов ЕГЭ в оценки. Причем эти оценки не соответствуют и тем, что стоят в аттестатах.

Один пример. МГИМО пересчитывает тестовые баллы ЕГЭ, выставленные в сертификат, на свою 25-балльную шкалу. Получается, что 93 тестовых балла ЕГЭ по русскому языку для МГИМО — это уже 23 вступительных балла (из 25). Причем коэффициент пересчета не известен до последнего и зависит от усредненных результатов сдачи ЕГЭ по стране.

Мы уже неоднократно писали о том, что результаты одного и того же ЕГЭ пересчитываются трижды, еще не доходя до вузов. Первый — суммированный балл по итогам заданий, второй — перевод суммированного балла в тестовый (производится по формуле, для понимания которой необходимы познания в высшей математике и статистике — см. «Новую газету» № 44), третий — преобразование баллов ЕГЭ в пятибалльную оценку школьного аттестата. Вузовский пересчет — уже четвертый, и даже сложных формул, его объясняющих, не существует в природе. Каждое высшее учебное заведение решает эту задачу со всеми известными так, как ему заблагорассудится.

Попытки что-то прояснить в этой неразберихе на уровне Рособрнадзора успехом не увенчались. Любовь Глебова — главный начальник по ЕГЭ — приглашала всех заинтересованных журналистов посетить заседание Совета ректоров, чтобы снять все вопросы и разъяснить неясности читателям. Мы воспользовались приглашением.

Тайна поступления

Заседание ректоров оказалось совершенно секретным: перед журналистами просто закрыли двери, несмотря на предварительное приглашение Глебовой, сделанное на недавнем брифинге: «Приходите 25 июня, продолжим разговор», — так она прервала поток вопросов о финальной фазе единого экзамена — зачислении в вузы.

Пришли… Ждать пришлось два часа. Дождавшихся журналистов Глебова обнадежила: «Разговор был спокойный. Мы обсудили все вопросы, которые возникли у ректоров».

Журналисты настаивали: «Какие основные проблемы обсуждали? Что будет с пересчетом баллов ЕГЭ?»

«Никакой тревоги не было. Обсуждение — спокойное», — отвечал руководитель Рособрнадзора. Из чего можно было сделать вывод: то, что не вызвало тревоги у ректоров, непременно вызовет ее у абитуриентов.

Уже потом, в кулуарах, удалось выяснить только то, что ректоры бурно обсуждали проблему олимпиад: если ребенок зачислен по результатам олимпиады в вуз, должен ли он сдавать ЕГЭ, и должен ли вуз обращать внимание на результат?

Вопрос пересчета одной и той же оценки, исходя из субъективных условий каждого вуза, судя по всему, полемики не вызвал.

Экзамен один, результатов — два

«Новая» все-таки смогла задать руководителю Рособрнадзора вопрос, который интересует наших читателей: «Нельзя ли обходиться без четвертого, вузовского, пересчета баллов, полученных на ЕГЭ?» Если мы называем этот ЕГЭ универсальной шкалой, позволяющей объективно оценивать и сравнивать уровень подготовки выпускников, почему позволяем вузам так легко обращаться с этой, по существу государственной, оценкой?

Вот ответ Глебовой:

— Почему тогда, когда сдавали экзамены в вуз в традиционной форме, никто не возмущался, если ребенок сдал на пять в школе, а в вузе — на тройку? Это была своего рода шкала пересчета. Только называлась вступительными испытаниями, где выставлялась своя, а не школьная оценка. Это не вызывало никакого удивления. Сейчас пятерке в аттестате у одного выпускника соответствует  75, у другого — 95 баллов. Вуз устанавливает для себя, что есть для него пятерка. Например, пятерка в конкретном вузе может быть 95 баллов и не ниже, а двойка — не 25, как для аттестата, а 40 баллов. То есть вуз не пересчитывает, а устанавливает свои требования.

Так какой же это тогда ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН?

Впрочем, этот вопрос уже несколько лет является риторическим.

Игорь Федоров, ректор МВТУ им. Баумана, председатель Совета ректоров, на эту тему размышлял так:

— Возьмем, например, физику. В Москве в этом году не было ЕГЭ по физике. Москвичи и другие абитуриенты, которые ЕГЭ по физике не сдавали, будут у нас сдавать экзамен в традиционной форме, и преподаватели будут их оценивать по пятибалльной системе, так, как они привыкли. Баллы тех детей, которые ЕГЭ сдали (в отдельных регионах он проводился), мы переведем тоже в пятибалльную шкалу, чтобы они были сравнимы с оценками на наших традиционных вступительных экзаменах. Наши преподаватели, которые принимают экзамены, хорошо представляют уровень знаний на каждую оценку по пятибалльной шкале, по 100-балльной им оценивать сложно. Но две системы оценки знаний нужно где-то объединить. Поэтому мы 100-балльную переводим в свою 5-балльную. (Остается только напомнить, что она не соответствует 5-балльной же шкале оценок, выставленных в аттестат. — Л. Р.)

В данном случае, на наш взгляд, имеет место грубое попрание фундаментального закона физики — о сохранении энергии: была пятерка, а стала тройка — как так?

Разбираясь в этой запутанной системе четырех пересчетов одной оценки под названием ЕГЭ, вспоминая, сколько было потрачено денег на ее внедрение и сколько будет потрачено еще, сколько нервов потрачено и судеб разбито, пытаешься понять — зачем все это?

Не слишком ли Минобраз запутался, стараясь облегчить жизнь детям?

Кстати, о коррупции, бороться с которой ЕГЭ тоже вроде как призван. Член приемной комиссии МГИМО рассказывала в приватной беседе, как перед ЕГЭ по русскому звонили из одного сибирского города, спрашивали: «Скажите, какой балл ЕГЭ нужен для надежного поступления?» Вузовский преподаватель удивился: «А что вам даст эта цифра, ведь ребенок будет сдавать ЕГЭ?» На том конце провода прозвучало: «Вы цифру скажите, а уж как ее нарисовать, мы знаем. Выше, чем нужно, ставить не хотим, чтобы не вызывать лишних подозрений».

Победили коррупцию…

«Об отмене отметок»

А между тем есть замечательный выход. Опробован он ровно 90 лет назад. В мае 1918 года Луначарский подписал постановление «Об отмене отметок». Первый пункт этого короткого постановления такой: «Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики».

И Советская Россия из безграмотной стала грамотной совершенно безо всяких отметок. Отметок не было до 1935 года. 17 лет! Похоже, что мы подошли с этим ЕГЭ к такой черте, когда 90-летие начала великого, но забытого эксперимента надо отметить его повторением. Тем более что нижняя черта демографической ямы, к которой подошла Россия, позволяет принять в вузы всех без исключения выпускников школы безо всяких выпускных и вступительных экзаменов. Без аннексий и контрибуций.

А Минобороны со своим призывом как-нибудь перетопчется…

Справка «Новой»

Что нужно знать о ЕГЭ

— До 1 июля все вузы должны объявить, как тестовые баллы ЕГЭ соотносятся с вузовскими вступительными баллами.

— Все вузы обязаны в этом году принимать документы от абитуриентов до 15 июля. Если где-то экзамены начинаются раньше, то будут организованы дополнительные потоки, в которые попадут абитуриенты, сдавшие документы позже.

— На Совете ректоров вузов Москвы и Московской области было достигнуто соглашение: провести одномоментное зачисление — не раньше 31 июля, чтобы вузы не попадали в неравные условия.

— Из 20 тысяч апелляций удовлетворены 7500.

— Тем, у кого изменилась после апелляции оценка, не успевают выписать сертификаты. Но руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова заверила, что все ректоры знают: для сдачи документов подлинник сертификата не нужен. Не нужна и его копия. Абитуриент в своем заявлении просто указывает, какую оценку по ЕГЭ он получил, или пишет, что его работа на апелляции. Вуз обязан принять документы и допустить до экзаменов. Если абитуриент подает документы в несколько вузов, он оставляет в каждом копию сертификата или указывает в заявлении свои баллы. Все вузы имеют возможность проверить их в единой электронной базе данных. Подлинник потребуется только к моменту зачисления.