Ужесточение наказаний за нарушение ПДД уже снизило аварийность на дорогах
На модерации
Отложенный
Ужесточение наказаний за нарушение правил дорожного движения уже снизило аварийность на российских дорогах. Автоматическая фотофиксация нарушений сделает строгое наказание еще и неотвратимым. Но для того чтобы этот механизм эффективно работал, необходимы поправки в законодательство.
С 1 июля вступает в действие очередной пакет поправок к Кодексу об административных правонарушениях (КоАП), а именно начинают работать видео— и фотокамеры, фиксирующие нарушения правил дорожного движения.
Часть поправок в КоАП, принятых еще в прошлом году, вступила в действие с января. Ужесточение правил многие критиковали, однако эта мера дала результат. По данным ГИБДД, с начала года количество аварий в стране снизилось на 10%. Сократилось и число погибших в автокатастрофах. С января по май прошлого года на дорогах погибло более 10 тыс. человек, в этом году — 9207. Есть все основания полагать, что введение видео— и фотофиксации нарушений ПДД сделает статистику еще более обнадеживающей.
Поточный метод
Несмотря на то что лишение прав за значительное превышение разрешенной скорости (более чем на 60 км/ч) действует с 1 января этого года, лихачей на дорогах меньше пока не стало. Главный воспитательный эффект для нарушителей — не строгость наказания, а его неотвратимость. А с этим у нас, как известно, туго. Борьба с любителями быстрой езды сводилась к поимке отдельных нарушителей. Любому автомобилисту знакома картина: впереди мчится автомобиль, оснащенный индульгенцией в виде какого-нибудь служебного удостоверения, в народе именуемый «паровозом» или «миноискателем». За ним — вереница машин, также превышающих скорость. Каждый из водителей внимательно смотрит за стоп-сигналами лидера. Резкое торможение без видимых причин машины, возглавляющей колонну, является сигналом о гаишной засаде для остальных. Впрочем, такой вариант больше характерен для междугородных трасс. В крупных городах практикуется иная тактика. Большинство водителей понимают, что инспектор не будет рисковать жизнью, бросаясь через три-четыре полосы оживленного движения, только для того чтобы наказать лихача. Поэтому езда в левом ряду с явным превышением разрешенной скорости стала нормой. Впрочем, даже если находился ретивый инспектор, максимум, что он мог, это остановить первую машину, остальной поток безнаказанно следовал дальше.
На неразрешимый вопрос, кого же наказывать, если весь поток едет с превышением скорости, теперь существует ответ — всех. Сейчас только в Москве установлены три десятка комплексов по фотофиксации нарушений ПДД, располагающие тремя с лишними сотнями фотокамер. По всей стране камер более полутора тысяч. Кроме того, на улицах будет установлено множество муляжей, неотличимых от действующих устройств. Руководство ГИБДД обещает проводить регулярные ротации оборудования, чтобы водители не смогли вычислить, работает камера или нет.
Устройства функционируют независимо от времени суток, технические трудности возникают только в сильный дождь, снег и туман. Но уповать на ненастье не стоит: понять, когда камера сможет идентифицировать номер, а когда нет, очень сложно. Поэтому приличия на дорогах придется соблюдать в любую погоду и время суток.
Некоторые поблажки любителям быстрой езды первое время все-таки будут. По отзывам сотрудников ГИБДД, ловить всех нарушителей они пока не готовы физически. Превышение скорости более чем на 40 км/ч будут наказываться совершенно точно, от 20 до 40 тоже, но, скорее всего, не сразу. Превышение до 20 км/ч пока карательных мер не повлечет. «У нас такое количество лихачей, что штрафовать всех, независимо от уровня превышения скорости, мы просто не сможем — не хватит личного состава отправлять по почте квитанции», — сказал один из московских инспекторов. Кроме того, фотографию будут направлять нарушителю заказным письмом, а сторублевый штраф, положенный за превышение скорости в пределах 20 км/ч, не окупает затрат. Впрочем, рассчитывать на загруженность гаишников не стоит: по прогнозам самих автоинспекторов, радикальное снижение скоростного потока в Москве прогнозируется в течение первого же месяца. Гонять будут только до тех пор, пока несколько десятков тысяч водителей не получат штрафные квитанции. А квитанции начнут приходить уже в ближайшие недели.
Закон не дописан
Автоматическая фиксация нарушений — вещь безусловно нужная. Плохо только, что, введя фотофиксацию, законодатели нарушили конституционную норму о презумпции невиновности, распространяющуюся не только на уголовное, но и на административное право (согласно статье 1 КоАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность).
Нынешняя редакция закона исключает презумпцию невиновности для владельцев транспортных средств. Штрафная квитанция придет по адресу регистрации транспортного средства, а значит, за нарушение придется отвечать владельцу машины, кто бы ни сидел за рулем. Законодатели, конечно, предусмотрели возможность того, что в момент нарушения правил машиной управлял не хозяин. Но закон устроен так, что владелец должен доказать свою невиновность, а для этого ему нужно привести в ГИБДД того, кто сидел за рулем, причем тот должен чистосердечно сознаться в нарушении. В противном случае хозяин машины будет вынужден идти в суд и уже там доказывать, что за рулем его не было.
На просьбу «Эксперта» прокомментировать эту коллизию заместитель начальника ГИБДД Владимир Кузин сказал: «Обсуждать закон — не наше дело, мы его исполняем, а решать, конституционна или нет та или иная норма, должны юристы и законодатели».
Иными словами, гаишники не будут вникать в правовые тонкости, а будут — как им и положено — штрафовать.
Защитники прав автомобилистов о правовом изъяне знают. «В основу этого новшества, фотофиксации нарушений, положен порочный принцип, — заявил вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. — Постановление о штрафе будет выписываться человеку автоматически, а это — прямое нарушение статьи 49 Конституции, в которой речь идет о презумпции невиновности, и пункта 1.5 КоАП». Поэтому, как только оштрафуют первого юридически грамотного и неленивого автовладельца, не находившегося за рулем в момент нарушения, последует иск в Конституционный суд, который, скорее всего, потребует внести поправки в закон.
Авторы поправок говорят, что пошли на нарушение конституционного принципа не от хорошей жизни — им казалось, что иначе невозможно ввести систему автоматизированного учета нарушений ПДД, действующую без личного участия гаишников. На самом деле это не так. Во-первых, можно отменить рукописные доверенности на машины. Узнать данные того, кто получил нотариально заверенную доверенность на автомобиль, милиции по силам. Не говоря о том, что рукописные доверенности сильно облегчают жизнь бандитам: поскольку подписи автовладельца нет ни на одном документе, позволяющем распоряжаться машиной, милиционер никак не может проверить, выписал такую доверенность владелец автомобиля или тот, кто его угнал. Во-вторых, автовладельцев можно штрафовать не за само нарушение, а за халатное отношение к источнику повышенной опасности, коим является автомобиль.
Скорее всего, депутаты воспользуются обоими вариантами разрешения возникшей коллизии, после того как Конституционный суд примет решение по ожидающемуся иску автовладельцев. Так что механизм автоматической фиксации нарушений все равно будет работать. Хотя и приходится посетовать на легкость, с которой наши государственные люди пренебрегают законом. Вот и начальник российской ГИБДД Виктор Кирьянов недавно заявил, что система автоматической фиксации нарушений начнет действовать на пять дней раньше установленного законодателями срока. По его словам, водители Москвы и Московской области, попавшие в поле зрения фотоавтомата с 26 июня, уже рискуют получить штрафные квитанции. Правда, Кирьянов обмолвился, что система будет работать в «тестовом режиме». По всей видимости, водители, получившие квитанции до 1 июля, могут оплачивать штраф тоже в тестовом режиме. То есть не оплачивать его вовсе.
Неприкасаемых станет меньше
Одним из мотивов введения камер была борьба с коррупцией. Предполагается, что автомат будет фиксировать абсолютно все нарушения, вне зависимости от наличия тех или иных корочек или особых номеров. Но и тут есть проблема: получается, штрафные квитанции будут получать и «скорая помощь», спешащая на вызов, и милиционеры, преследующие преступника. Замначальника ГИБДД Владимир Кузин считает иначе: «Если фотоавтомат зафиксирует служебную машину “скорой помощи” или милиции, никакого преследования не будет. Даже если по какой-то случайности протокол будет выписан, организация всегда сможет предоставить документы и избежать наказания». Впрочем, остаются машины депутатов, министров и спецслужб, принадлежность которых по фотографии определить невозможно. Комментарий Кузина опять-таки звучит обнадеживающе: «Депутаты обладают иммунитетом от уголовного преследования, но за административные правонарушения они отвечают так же, как и все остальные граждане, поэтому и квитанции получат наряду со всеми».
Однако знание российских реалий заставляет усомниться в полной искренности руководства ГИБДД. В систему может быть встроен программный запрет на фиксацию нарушений определенной группы машин. «Камера считывает номер и переводит его в электронный вид, достаточно установить в программе запрет на работу с выбранной группой номеров, чтобы компьютер перестал на них реагировать», — говорит системный программист Денис Иванов, в прошлом сотрудник фирмы «Информзащита», разрабатывавшей программное обеспечение для ФАПСИ. Не исключено, что у нас на дорогах просто появится класс неприкасаемых машин, которые смогут не опасаться фотокамер. Кстати, это позволит владельцам таких машин наконец отказаться от ненавистных остальным автолюбителям мигалок — спецсигналы окажутся не нужны. Но автоматическая фиксация нарушений сильно сузит круг неприкасаемых. Например, милицейские корочки, как и прочие служебные удостоверения, перестанут быть индульгенцией на дорогах.
Есть, однако, и еще одна техническая проблема. Безнаказанными могут оказаться иногородние водители. Дело в том, что — и это самая страшная тайна гаишников — единой базы данных по транспортным средствам, водителям, угнанным машинам и тому подобному в России не существует. Региональные базы не связаны в общую сеть. Поэтому, например, водитель-москвич, лишенный прав в Московской области, может тут же получить их по месту жительства, написав заявление об утере. ГИБДД собирается только в следующем году создать первую версию единой базы. Поэтому велика вероятность, что фотографии заезжих нарушителей будут отправляться в мусорную корзину.
Впрочем, идеальных законов не бывает, а недостатки нового механизма поддаются устранению и не отменяют его необходимости. Если благодаря нововведениям удастся сберечь хотя бы одну жизнь, значит, работа законодателей была ненапрасной. А сберечь удастся — и тут сходятся во мнении и гаишники, и эксперты, и водители — тысячи.
Комментарии