Теперь милицию позволено не любить

На модерации Отложенный

Дорогомиловским районным судом Москвы вынесен приговор по делу Андрея Морозова. Одно из предъявленных ему обвинений – в разжигании с помощью интернета ненависти к социальной группе – отпало: суд не признал социальными группами сотрудников милиции и лиц с либеральными политическими убеждениями. В "разжигании" Морозова обвиняли за то, что он в своем интернет-дневнике осыпал ругательствами милиционеров и (гораздо реже) либералов.

Кроме интернет-творчества, Морозов обвинялся в хулиганстве, незаконном хранении оружия (у него дома был найден обрез), а так же публичных призывах к экстремистской деятельности. В совершении этих деяний он был признан виновным и, по совокупности, приговорён к 3 годам колонии общего режима за вычетом полугода пребывания в СИЗО.

Вкратце суть дела такова. В ночь на 18 марта 2007 года Андрей Морозов два раза выстрелил по фасаду московского офисного здания из обреза гладкоствольного охотничьего ружья. В этом доме на Кутузовском проспекте кроме офиса "Единой России" располагались также окружные отделы ФСБ, наркоконтроля и районная управа. Первый раз стрелок попал в неоновую вывеску, изображавшую медведя - символ главной партии страны, вторым выстрелом разбил окно кабинета ФСБ. Эти действия следствие расценило как "Хулиганство" (статья 213 УК). Также молодой человек обвинялся в незаконном хранении и ношении огнестрельного оружия и боеприпасов (статья 222 УК). Кроме этого ему вменялись "Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности" (статья 280 УК), которые содержались в его интернет-дневнике в "Живом журнале" (LiveJournal.com), где Морозов был известен под ником Бойцовый кот Мурз. В частности, в его блоге обнаружены призывы к вооруженному восстанию и свержению власти. А еще, как сочло следствие, блоггер Морозов разжигал ненависть к социальным группам (статья 282).

Морозов свою вину признал частично. По его утверждению, обстрел здания, где располагалась "Единая Россия", был ничем иным, как акцией протеста против незаконных действий властей. Повод для протеста: за два дня до этого в Южном Бутово во время организации митинга жителей, выступающих за переименование улицы имени Ахмата Кадырова, милицией была задержана единомышленница Морозова Ольга Касьяненко. На суде Морозов признался, что планировал провести акцию по-другому, а именно – поджечь здание. Взяв с собой две бутылки с горючей смесью, он хотел выстрелом из обреза разбить окно и забросить их внутрь. Однако в последний момент "зажигалка не сработала". Через несколько дней Морозов поместил отчет о проведенной акции в интернете. Что касается записей на его страничке, то, по мнению блоггера, там не содержалось никаких экстремистских призывов, а лишь "выражалось мнение о ситуации в стране и необходимости совершения каких-либо действий"...

Тем временем в Сыктывкарском суде рассматривается дело другого, гораздо менее воинственного блоггера, обвиняемого по 282 статье УК (по той самой, по которой оправдан Морозов). Савве Терентьеву, музыканту по профессии, инкриминируют разжигание ненависти к социальной группе через интернет, и группой этой считаются сотрудники правоохранительных органов. Поскольку других обвинений Терентьеву не предъявлено, то если Сыктывкарский суд последует примеру Дорогомиловского и признает, что милиционеры не являются социальной группой, 22-летний блоггер будет полностью оправдан.

На днях Сыктывкарский суд получил результаты очередной экспертизы по делу Терентьева, ради проведения которой в процессе был объявлен перерыв. Проведение экспертизы, назначенной по ходатайству гособвинителя, поручили сыктывкарским ученым, подобранным городской прокуратурой.
Главная задача, которая ставилась перед экспертами - "определение содержания комментария Терентьева в блоге на предмет разжигания социальной розни".

Одна из ранее проводившихся по делу экспертиз, лингвистическая, констатировала, что в комментарии музыканта не содержится призывов к разжиганию социальной вражды, а высказывается лишь мнение. Вторая, социогуманитарная экспертиза, которую проводили сотрудники научного центра республики Коми Уральского отделения Российской академии наук, установила, что текст, написанный Терентьевым, "направлен на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по принадлежности к социальной группе, совершенные публично, с использованием средств массовой информации".

Защита считает, что действия Терентьева, который признал авторство комментария, лёгшего в основу дела, преступлением не являются. Адвокат отстаивает позицию, что комментарий вырван из контекста и является частью дискуссии, имеющей общественное значение: а именно – о злоупотреблениях в правоохранительных органах. В связи с этим адвокаты полагают, что уголовное преследование Терентьева следует прекратить.

Напомним, что Савва Терентьев 15 февраля 2007 года под ником terentyev оставил комментарий на текст местного журналиста Бориса Суранова в "Живом журнале" (suranov.livejournal.com). Там было размещено сообщение местных правозащитников об обыске в редакции газеты "Зырянская жизнь". Откликом на эту информацию стала образовавшаяся ветка дискуссии на тему выборов в республике, ущемления оппозиционных СМИ и действиях сотрудников милиции.

Правозащитники уже критикуют заключение новой экспертизы по делу Терентьева, отмечая, что эксперты, например, почему-то пользуются трактовками понятий "ненависть" и "манипуляцию общественным мнением", которые даются на не вполне научном сайте ru.wikipedia.org.

Председатель комиссии "Мемориал" Игорь Сажин считает, что "для разрешения дела Саввы Терентьева следует использовать не очередное сумбурное заключение доморощенных экспертов, а решение Страсбургского суда по делу "Торгерсон против Исландии". В 1983 году исландский писатель Торгер Торгерсон в двух своих статьях назвал полицейских дикими зверями в униформе, а также скотами и садистам. Национальные суды приговорили его к штрафу за оскорбление полиции Рейкьявика, но с этим не согласился Европейский суд по правам человека", - сказал Сажин. Европейский суд оценил высказывание так: используемый в статьях язык не может быть расценен как чрезмерный.

Как ранее писало "Избранное", судебные процессы над блоггерами участились во всём мире. Об этом говорится в докладе специальной междисциплинарной исследовательской группы Вашингтонского университета World Information Access (WIA). За последние 5 лет, в течение которых исследователи изучают блогосферу, было арестовано 64 блоггера. Только в одном 2007 году было арестовано 36 блоггеров, что в 3 раза больше, чем в предыдущем, 2006-ом.

Авторы доклада WIA считают, что рост числа арестов блоггеров связан с возрастающей ролью интернет-дневников в политической и общественной жизни в целом. Из-за усиливающейся эффективности воздействия частных постов блоггерских сервисов государственные структуры, ведомства и компании стали чаще обращать внимание, на то, что пишут в веб-дневниках. Недовольны своими блоггерами даже страны-лидеры демократии: США, Канада, Великобритания, Франция. Средний срок, который получает осужденный блоггер - это 15 месяцев. Самое значительное наказание, к которому приговорили автора интернет-дневника, - 8 лет тюрьмы.