Кто уничтожает памятники времен войны

На модерации Отложенный

Сколько денег можно наварить, если сдать в металлолом крейсер “Аврора”? Казалось бы, дикий вопрос. Но, как стало известно “МК”, памятники Великой Отечественной войны в регионах сносятся, как ненужная рухлядь. Угрожает опасность и одной из самых замечательных воинских реликвий — уникальной “царь-пушке”, которая в годы блокады громила фашистские полчища на подступах к Ленинграду.

Эта уникальная 406-миллиметровая артиллерийская установка была разработана в артиллерийском научно-исследовательском морском институте в конце 30-х годов прошлого века для новых линкоров серии “Советский Союз”, которые, по задумке Сталина, должны были превосходить немецкие бронированные гиганты “Бисмарк” и “Тирпиц”. Только чтобы начертить суперпушку, нескольким тысячам инженеров понадобилось два года работы и 30 тысяч ватманских листов. Начавшаяся война сорвала планы строительства линкоров. Гигантская пушка в единственном экземпляре вошла в батарею №1 полигона и в критические периоды обороны Ленинграда открывала огонь по врагу. Испанский диктатор Франко даже принял решение об отзыве с восточного фронта своей “Голубой дивизии”, после того как в здание ее штаба в Павловске попал один из таких исполинских снарядов.

Теперь суперпушка влачит жалкое существование на территории Ржевского полигона. И сейчас, по информации, просочившейся к членам военно-исторического общества “Форт Красная Горка”, над реликвией нависла новая угроза. Говорят, что некий генерал, недавно приезжавший на Ржевский полигон, возмутился внешним видом артустановки и приказал: “Если не можете привести ее в порядок — сдать в металлолом”. Общественность тут же создала инициативную группу по защите орудия и принялась за написание писем президенту, правительству и депутатам Госдумы. Мы связались с заместителем командира Ржевского полигона Валерием Бобрусом:

— У меня нет данных о том, что кто-то хочет распилить эту артустановку. Мы постоянно ищем пути дальнейшего использования. С нашей стороны было много предложений. Например, о ее передаче в Москву на Поклонную гору. Или питерским музеям.

Военно-морскому или Артиллерийскому. Но беда в том, что эту пушку передать просто так нельзя. На сегодняшний день не существует средств для ее перевозки.

Дело в том, что специальный козловой кран, с помощью которого гигантская пушка монтировалась на полигоне, давно почил в бозе. Поднимать тяжести весом в 200 тонн теперь нечем. Да и железнодорожная ветка, ведущая к этому месту, оказалась перерезана. Теперь транспортировка суперорудия выливается в огромные затраты. Таких денег у Министерства культуры нет. Да пушка пока и не имеет музейного статуса. А ВМФ, которому сейчас принадлежит реликвия, тоже недосуг тратить на него средства.

Но существует еще одно решение, которое и предлагается в письме Президенту России. Можно организовать общедоступный филиал музея прямо на территории Ржевского полигона. Тем более что военные вроде бы согласны передать для этих целей участок размером в 100 тысяч кв. метров. Правда, в такой исход дела без вмешательства свыше никто не верит.

СПРАВКА "МК"

В Самарской области в селе Ташелка на месте снесенного памятника собираются построить школу. Звезду, венчавшую высокое изваяние, отправили на свалку. В сельской администрации говорят, что другого места для школы в поселке нет.

В Благовещенске повод для сноса памятной стелы нашли еще более прозаический — на ее месте будет возведен многоэтажный комфортабельный торговый центр. Сейчас от памятника народу-герою остались лишь металлические трубы, на которых держалась плита с надписью. Все остальное ловкие строители разрезали и вывезли грузовиками на помойку.

Накануне Дня Победы лишилось своего памятника героям и алтайское село Между-Камыш. Несмотря на возмущение и недовольство сельчан, изящный монумент был демонтирован и отправлен на хоздвор. “Это просто возмутительно, — говорит “МК” председатель московского Клуба Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы Николай Антошкин, — таким деятелям надо руки пообломать! Я после 9 мая ездил в Восточную Европу, был в Чехии, Австрии. Так там памятники советским воинам содержатся в лучшем состоянии, чем у нас!”