Три с половиной года лишения свободы за журналистское расследование

На модерации Отложенный

Три с половиной года лишения свободы. Такой приговор журналистке Айгуль Махмутовой произнесла федеральный судья Кузьминского суда Людмила Самохина. Адвокаты Айгуль ожидали и более серьезного срока – около шести лет лишения свободы, – но не теряли надежды, что приговор будет условным. Как видим, судья решила остановиться на "золотой середине".

Напомним вкратце историю этого дела. Журналистка Айгуль Махмутова, редактор районной газеты "Судьба Кузьминок", написала материал о коррупции чиновников из местной управы. Махмутовой удалось остановить незаконное строительство гаражного комплекса на месте детской площадки по улице Юных Ленинцев в районе Кузьминки. Для этого, кстати, понадобилось открытое письмо мэру Москвы с просьбой о помощи. Лужков наложил на него свою резолюцию: "Прекратить произвол фирмы. Примите меры с активизацией позиции прокуратуры. Если нужна моя помощь – доложите". В результате детскую площадку восстановили, а чиновники управы остались без прибыльного объекта. А спустя несколько месяцев девушку обвинили в "мошенничестве с использованием служебного положения".

Как ни странно, ни один из районных чиновников, подготовивших липовые документы о строительстве гаражного комплекса, не был допрошен работниками прокуратуры. Хотя вот уж где можно было бы заподозрить то самое "использование служебного положения". Зато Махмутовой после своего журналистского расследования пришлось полтора года являться на допросы. Суд по делу Айгуль длится уже год. Последние шесть месяцев журналистка находится в СИЗО.

Обвинить любой ценой

Историю этого весьма сомнительного уголовного дела "Москор" описывал в своих предыдущих номерах. 7 февраля 2008 года журналистку заключили под стражу, а вскоре против нее открыли еще одно дело – уже за вымогательство и нанесение телесных повреждений продавщице с рынка.

За полтора года следствия Айгуль постоянно возили на допросы и даже заставили пройти психолого-психиатрическую экспертизу на вменяемость.

В начале июня состоялись заключительные прения сторон – и судья выслушала последнее слово обвиняемой. Спустя десять дней, 18 июня, федеральный судья Людмила Самохина вынесла журналистке обвинительный приговор. В соответствии с УПК РФ оглашение приговора происходит в открытом режиме, даже при условии засекреченности уголовного дела. Единственное, на что имеет право судья – это удалить всех присутствующих на момент, когда зачитывает материалы, составляющие саму секретность этого дела. Тем не менее корреспондента "Москора" на оглашение приговора не пустили.

Не велено пущать

Попасть в здание Кузьминского суда вообще оказалось делом нелегким. Помимо просьбы предъявить паспорт, дежуривший пристав попросил кратко изложить цель прихода и напомнил, что заседание закрытое, а уголовное дело засекреченное. После десятиминутной беседы, которая больше была похожа на допрос, журналистов все же пустили на порог суда.

У зала заседания, где оглашали приговор, заранее выставили конвойного. Он ревностно охранял дверь, изучая каждого заходившего пристальным взглядом.

Корреспонденту "Москора" он попросту объяснил: "Пускать нельзя. Будете шуметь – отправим на улицу".

Одним из немногих, кто смог попасть в зал заседания, оказался заместитель председателя Общественного движения "Наша столица" Александр Закондырин.

— За два часа судья Самохина, читая скороговоркой, смогла осилить около ста страниц приговора, — рассказал он "Москору". — Дойдя до короткой результативной части документа, она прибавила выразительности и объявила Махмутову полностью виновной.

Доверяю прокурору

По словам Закондырина, Людмила Самохина сказала, что полностью доверяет показаниям свидетелей со стороны обвинения. А вот к показаниям свидетелей защиты, по ее мнению, суд должен отнестись критически. Поскольку свидетели защиты довольно путано давали показания, старались скрыть информацию о преступлениях, совершенных Махмутовой и выбелить Айгуль в глазах суда. Более того, по мнению суда, показания свидетелей имели целью — подорвать позитивное восприятие органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов.

Просьбу прокурора, которая была озвучена на заключительном заседании, суд учел. Обвинение Махмутовой переквалифицировали с части 3 на часть 1 статьи 159 УК РФ. То есть мошенничество она совершила без использования служебных полномочий. Также суд признал, что размер ущерба потерпевших является незначительным. Четвертый эпизод уголовного дела по статье 318 части 1 "применение насилия в отношении работника власти" оставили без изменения.

На поселение

Махмутову приговорили по году за каждый эпизод мошенничества и один год за нападения на сотрудника правоохранительных органов. Судья приняла во внимание положительную характеристику журналистки, которую давали те самые свидетели защиты. Поэтому общий срок приговора Айгуль составил три с половиной года. А поскольку наш суд самый гуманный суд в мире, судья Самохина решила, что отбывать свое наказание Махмутова будет в колонии-поселении.

— Конечно, это будет не Москва, и даже не Центральный федеральный округ, хотя в нем есть колонии-поселения, — считает Александр Закондырин. – Это скорей всего Восток страны, где, по мнению суда, проживая в деревне, Айгуль Махмутова должна исправиться.

— Приговор незаконный, необоснованный и несправедливый, — рассказал "Москору" адвокат Махмутовой Федор Карманов. – В десятидневный срок мы будем обжаловать его в Мосгорсуде.

В конце июня в Кузьминском суде будет рассматриваться еще одно уголовное дело по обвинению Айгуль Махмутовой. Его еще не успели засекретить, а сфабриковано оно таким же образом, как и первое. Поэтому адвокаты надеются, что по нему Махмутову оправдают. Если же этого не сучиться и судья Людмила Самохина снова вынесет обвинительный приговор, то по совокупности наказания Айгуль могут отправить не в колонию-поселение, а в женскую колонию общего режима.