Евгений Чичваркин признал низкую рентабельность \"Евросети\"
На модерации
Отложенный
Основатель «Евросети» Евгений Чичваркин дал обширное интервью российской газете «Ведомости». В нем он жалуется на «чудовищную себестоимость» в своем бизнесе, надеется запустить в продажу iPhone и наотрез отказывается обсуждать вопрос о продаже компании. Onliner традиционно приводит наиболее интересные выдержки.
— В 2005 г. крупнейшие ритейлеры начали сами ввозить телефоны в Россию. Что изменилось с тех пор на рынке?
— Самое губительное — рост зарплат из-за нехватки в стране людей. Существующую экономику должно обслуживать большее количество людей. Или должно произойти перераспределение трудовых ресурсов. Интенсивность работы людей в рознице близка к мировым показателям — в нашем секторе точно, а, например, в добыче и переработке некоторых полезных ископаемых выработка на сотрудника крайне низка.
Плюс миграционное законодательство, не позволяющее мигрантам работать в рознице, — чтобы азербайджанцы не мешали бабушкам продавать овощи на рынке. Нам пришлось выгнать всех негров, которые трудились [в салонах «Евросети»] около [института] Патриса Лумумбы, хотя они не бухали и хорошо работали.
— Недавно комиссия по защитным мерам во внешней торговле рекомендовала правительству отменить 5% пошлину на ввоз телефонов. Это может помочь?
— Это заставит уйти с рынка серых игроков. Весь остальной рынок останется жить на той же наценке, на которой живет сейчас, потому что она обусловливается себестоимостью — затратами, арендой. Месяца за два, по мере выбывания запасов со старой себестоимостью, розничная цена телефонов отыграет эти 5%. При этом сам рынок увеличится за счет ухода «чернушников».
— У «Евросети» по-прежнему нет прямого контракта с Nokia?
— Нет.
— Декабрьская смена руководства российского офиса Nokia ситуацию не изменила?
— Теперь мы находимся в диалоге. Прежние отношения назвать диалогом было нельзя.
— Но ваша угроза лишить Nokia лидерства по продажам трубок в России, не продавая ее телефоны, оказалась малодейственной: Nokia по-прежнему на 1-м месте.
— В России доля рынка Nokia недобрана, наверное, раза в полтора. Хотя, если покупатель хочет, мы телефоны Nokia все равно продаем — по нескольку десятков тысяч в месяц, а в этом месяце продали больше 100 000.
Но никакого специального промо не делаем (по оценке MForum Analitycs, доля трубок Nokia на рынке России в 2007 г. — 28%, а на рынках стран СНГ — 25% с учетом серого ввоза и около 30% без его учета — «Ведомости»).
— Какая доля в продажах трубок приходится на «Евросеть»?
— В прошлом году импорт был 36 млн. трубок, из них мы в России продали 11 млн. Это 30,5%.
— А вчера, например, сколько телефонов продали?
— 35 500. Спрос хороший, но не так давно — весна была чудовищная. Резко увеличилась цена на еду, а это закон: дорожает еда — потребительские настроения сразу меняются, люди «приседают».
— Несколько недель назад появилась информация о переговорах владельцев «Евросети» с МТС…
— МТС не будет нас покупать.
— Речь шла не о прямой покупке, а о создании консорциума с участием МТС, который может выкупить контроль в «Евросети».
— Я не буду это комментировать.
— Но ведь еще в прошлом году вы ставили перед менеджментом задачу поиска финансового или стратегического партнера?
— Еще раз: я не буду говорить о том, чего нет.
— Сколько сейчас стоит «Евросеть»?
— У вас есть другие темы?
— Возможна ли, на ваш взгляд, в принципе в России продажа телефонов через операторов, как в Европе?
— Все это уже было несколько лет назад. Но не выжило.
— Независимая розница оказалась сильнее?
— Сильная независимая розница и слабая воля со стороны операторов.
— В чем, по-вашему, секрет популярности iPhone?
— На Западе он популярен из-за закачек. Можно скачать из iTunes музыку, видео. А у нас в первую очередь — из-за кинестетических тактильных ощущений и смешной анимации экрана, где все объекты перелистываются, при нажатии вдавливаются. Есть ощущение, что ты трогаешь вещь следующего порядка, что ты на год или два современнее, чем все вокруг.
— Вам лично iPhone нравится?
— Да, вполне. Я не являюсь фанатом, но это очень достойная штука, которую надо бы продавать.
Комментарии