Алкогольный рынок пережил эксперимент с ЕГАИС и снова пошел в тень

На модерации Отложенный

Алкогольный рынок пережил эксперимент с внедрением ЕГАИС и снова пошел в тень. С начала года сборы спиртовых акцизов резко упали. Однако участники отрасли настаивают на еще большем снижении ставок пошлины, в то время как Минфин требует увеличения сборов.

Согласно данным Минфина, с января по май 2008 г. акцизные поступления от производителей спирта и спиртосодержащей продукции сократились на 32,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В то же время в российской экономике в целом налоговики собрали на 36,9% больше, чем годом ранее.

Причины такого разительного отставания алкогольной отрасли от экономики называются разные. Так, в Минфине, пишет газета "Коммерсантъ", предполагают, что производители просто вовремя не уплатили налог. Однако похоже, что проблема все-таки в уклонении от уплаты налогов.

Спирта меньше, а водки столько же

По данным Союза производителей алкогольной продукции, в январе-мае 2008 г. в России было произведено лишь 74,6% спирта от уровня 2007 г. При этом водки было произведено 98,6% от аналогичного показателя предыдущего года. Также стоит отметить, что акцизы на спирт составляют лишь 14-15% от общего объема водочных акцизов, то есть даже резкое снижение официального производства спирта не могло бы так сильно обрушить общую собираемость акцизов.

Значит, дело в массовом переходе производителей на серые схемы производства. Газета "Ведомости" приводила оценку гендиректора "Мордовспирта" Виктора Якубы, по мнению которого нелегальное производство в настоящее время достигает 40-50% рынка. Учитывая 30-процентное снижение поступления акцизов, такая оценка вовсе не кажется фантастической.

По словам Якубы, распространены две схемы ухода от уплаты акциза. Первая - недобросовестный спиртзавод покупает "левый" спирт с якобы уже уплаченным акцизом и затем продает его как свой с небольшой наценкой. Вторая - ликероводочный завод покупает спиртовой раствор, производит из него водку и затем требует 100% возмещения акциза, так как он был якобы уже уплачен в момент производства раствора.

Эта схема как раз и объясняет, как удается официально производить столько же водки при меньшем количестве произведенного спирта.

Таким образом, пока автоматизированная система учета алкоголя и спирта, внедрение которой чуть не похоронило рынок, не смогла обеспечить прозрачности рынка. Отраслевые компании предлагают свое решение - снизить акциз на водку.

Снижать или повышать

Лоббисты от алкогольной промышленности активно продвигают сейчас реформу акцизного обложения. Они предлагают ввести единую ставку для спирта, неважно содержится он в микстуре от кашля, мебельном лаке или водке. Подобная система, по мнению рынка, исключит возможность для нарушений, уверены участники рынка. Действующая сейчас система подразумевает раздельное обложение - чистый спирт облагается по ставке 25,15 рубля за литр, крепкая алкогольная продукция - 173,5 рубля за литр содержащегося в ней спирта.

Против подобной схемы выступают в Минфине, полагая, что снизить акциз настолько, чтобы легальный алкоголь стал дешевле контрафакта, невозможно, а деньги от снижения ставки бюджет теряет значительные. Кроме того, источник в Минфине сообщил, что в ведомстве сопротивляются введению единой ставки, так как это может привести к подорожанию лекарств и лакокрасочной продукции.

Тем не менее, как пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на свои источники в правительстве, пока больший успех способствует алкогольному лобби, и кабинет министров якобы склоняется к тому, чтобы согласиться на единую ставку. 26 июня первый вице-премьер Виктор Зубков должен будет направить премьер-министру Владимиру Путину письменный доклад о результате своего рассмотрения этого вопроса.

Между тем, Минфин продолжает заботиться об интересах казны. Ведомству Кудрина уже удалось внести через правительство в Госдуму законопроект о ежегодном повышении алкогольных акцизов на 10% в течение 2009-2011 гг. Документ, против которого, естественно, жестко выступила вся алкогольная промышленность, уже принят палатой в первом чтении, второе намечено на 2 июля.