Российское сельское хозяйство в тупике

На модерации Отложенный

Производство сельхозпродукции остается убыточным, даже несмотря на обещание правительства выделить птицеводам и свиноводам по 5 миллиардов рублей компенсации за рост цен на корма. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина намерена решить проблему низкой рентабельности сельхозпроизводства. Возможно, для выхода из кризиса дотации придется выплачивать лишь избранным.

Закупочные цены на мясо птицы и на молоко сейчас не окупают затрат на их производство даже у самых эффективных предприятий. К такому выводу пришла министр экономического развития Эльвира Набиуллина в результате субботней поездки в Белгородскую область. "Проблему надо решать", - заявила глава минэкономразвития и обещала определить, как это сделать, после консультаций с минсельхозом.

Эльвира Набиуллина подчеркнула, что сельское хозяйство является естественным конкурентным преимуществом России и способно обеспечить продовольствием не только нашу страну, но и поставлять на мировой рынок те продукты, которые мы сейчас закупаем. Для этого нужно найти такие механизмы государственной поддержки отрасли, которые бы, с одной стороны, позволили отвечать на все вызовы рынка, а с другой поддерживали бы стремление к эффективному производству и не консервировали отсталость. Министр экономического развития призналась, что приятно удивлена увиденным в Белгородской области. Один из самых маленьких по площади субъектов Российской Федерации производит сейчас не меньше 15 процентов всего отечественного мяса птицы и 10 процентов свинины.

Мясной бум на Белгородчине - детище губернатора Евгения Савченко. За 10 лет планомерной работы он сумел создать в области привлекательные условия для инвесторов. В последнее время на государственную поддержку сельского хозяйства здесь тратят больше 15 миллиардов рублей в год. В результате три из восьми крупнейших в России птицеводческих холдингов работают на Белгородчине. И мощнейший российский импортер мяса развернул свой проект по производству свинины именно здесь.

Однако теперь, когда вложения стали давать отдачу, инвесторы столкнулись с серьезными проблемами. Затраты на производство, прежде всего на энергоносители и зерновые корма, существенно выросли с 2006 года - старта национального проекта "Развитие АПК". Например, себестоимость производства килограмма молока на современном предприятии достигает сейчас 10,8 рубля. А продавать его удается в лучшем случае по 11 рублей за килограмм. Из этих двадцати копеек в банк нужно каким-то чудом отдавать по 3,5 - 4 рубля - такова плата за обслуживание кредитов.

На менее "продвинутых" предприятиях закупочная цена упала до 7 рублей за килограмм. Как раз во столько обходится литр молока из разведенного порошка из Белоруссии и Украины. Дешевизна импорта объясняется просто: президент Лукашенко выплачивает по 5 рублей государственных дотаций на каждый литр произведенного молока.

И таможенной пошлины российские отношения с Белоруссией и Украиной не предусматривают. Вези, сколько влезет. В результате в первом полугодии этого года "влезло" в страну вдвое больше сухого молока, чем год назад. Эльвира Набиуллина считает, что необходимо найти способ защиты от импортного молока, а заодно проверить переработчиков и торговцев, не нарушают ли они антимонопольное законодательство. В противном случае трудно объяснить, что при таком падении закупочных цен готовые пакеты на прилавках продолжают дорожать.

Заместитель министра сельского хозяйства Андрей Слепнев, который сопровождал Эльвиру Набиуллину в поездке, заявил, что "важно теперь не подвести ни себя, ни инвесторов и обеспечить прогнозируемые, прозрачные условия реализации проектов и их расширения". Но не сказал, как это сделать.

Евгений Савченко убежден, что необходимо на год вперед устанавливать закупочные цены на молоко и мясо на переговорах между отраслевыми союзами производителей и представителями государства. И таким образом обеспечивать стабильность на рынке и инвестиционную привлекательность агробизнеса. Свою позицию он изложил на встрече федеральных чиновников с белгородскими агробизнесменами. Однако Эльвира Набиуллина, отвечая на вопрос корреспондента "РГ" о возможности реализации "плана Савченко", сообщила, что ей пока не очень понятен механизм фиксирования цены в соглашении между государством и отраслевыми союзами.

У птицеводов сходные с молочниками проблемы. После уплаты в банк средств на обслуживание кредитов каждый килограмм курятины приносит 4 рубля убытков одному из самых современных предприятий не только Белгородской области, но всей Европы. Но производителям мяса птицы все же проще: премьер-министр Владимир Путин пообещал подкинуть им и свиноводам по 5 миллиардов рублей компенсации за рост цен на корма.

В России в этом году будет произведено около 2 миллионов тонн куриного мяса. Значит, на каждый килограмм придется 2,5 рубля дотаций. Полтора рубля убытков все равно останутся, пишет "РГ".

Президент Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин настаивает на том, чтобы государство делило "пирог" не между всеми участниками рынка, а только между эффективными. Эльвире Набиуллиной, кажется, импонирует этот подход: "Расширяя государственную поддержку, надо сфокусировать ее на высокоэффективных производителях".

Впрочем, такое решение несет в себе определенную угрозу: на рынке в конце концов останется всего несколько очень крупных и эффективных игроков, которые все равно начнут определять закупочные цены. Только уже без участия государства. Но с риском, что потребители от этого отнюдь не выиграют.