Российские аниматоры выпустили первые коммерчески удачные мультфильмы

На модерации Отложенный Российские аниматоры выпустили первые коммерчески удачные мультфильмы. Над отраслью сгустились инвесторы. Но похоже, отечественным мультипликаторам деньги нужны в последнюю очередь.

"Вы находитесь на руинах отечественной мультипликации",— провозглашает Вячеслав Богданов, супервайзер мультипликационного проекта "Сапсан". Назвать здание некогда великого "Союзмультфильма" иначе как руинами язык и вправду не поворачивается. Снаружи все еще крепкий, изнутри дом в центре Москвы выглядит удручающе. Дверные проемы, когда-то разрисованные под сказочные ворота, сейчас смотрятся неестественно пестро: рядом обваливается штукатурка, стены потрескались, пыль лежит толстым слоем. Когда-то здесь рисовали по 40 мультфильмов в год, сейчас — в лучшем случае две короткометражки. "Эра Водолея" занимает несколько комнат на разных этажах "Союзмультфильма", и на общем фоне эти скромно обставленные помещения выглядят вполне прилично: в них хотя бы положен линолеум и покрашены стены.

Тем не менее желающих отреставрировать отечественную мультипликацию в последнее время объявилось немало. Весной 2007 года о намерении снять десять мультфильмов заявила "Трансконтинентальная медиакомпания" (производит известную передачу "Спокойной ночи, малыши!"). Создаваемый студией "Эра Водолея" полнометражный 3D-мультфильм "Сапсан" финансирует ГК "Централ партнершип". В начале июня "Первый канал" решил совместно с кинопрокатной компанией СТВ нарисовать мультфильм "Про Федота-стрельца, удалого молодца" и создать собственное подразделение по производству 3D-анимации. Фирма Russian World Studios (RWS), "дочка" АФК "Система", уже открыла подразделение анимации и на прошлой неделе подписала соглашение о выпуске полнометражного мультфильма. Подробности сделки на момент сдачи номера не разглашались.

Представители отрасли полагают, что инвесторы вдохновились первыми успешными мультфильмами на местном рынке. Мультсериал "Смешарики" вот уже пять лет идет на российских телеэкранах, и в настоящее время его управляющая компания Marmelad Media продает под своим брэндом товаров (свыше 1 тыс. позиций) более чем на $50 млн в год. Полнометражный анимационный фильм "Илья Муромец и Соловей-разбойник" собрал в российском прокате $10 млн, всего в два раза меньше, чем американский "Шрек-3",— недостижимый ранее для наших мультфильмов показатель. Канал "2х2", показывающий исключительно анимацию, собирается осенью внести в эфирную сетку ныне готовые отечественные мультфильмы, а также объявить тендер среди российских студий на производство контента для трансляции.

Казалось бы, грядет новый золотой век анимации. Но, как выясняется, позолоты куда больше, чем самого драгоценного металла.

Не смешно
Двухмерный полнометражный, то есть длительностью не менее 52 минут, мультфильм стоит около $2 млн, трехмерный — от $3 млн. Причем в некоторых случаях производство оказывается значительно дороже: бюджет зависит от множества факторов, даже от таких мелочей, как количество персонажей. "Чем населеннее мультфильм, тем он дороже. Когда у вас один герой в кадре, вы платите аниматору за одного персонажа. Когда их в кадре двое и оба шевелятся, вы платите за двух и так далее",— рассуждает о затратах Сергей Сельянов, продюсер кинокомпании СТВ (выпустила полнометражные мультфильмы "богатырской трилогии": "Алеша Попович и Тугарин Змей", "Добрыня Никитич и Змей Горыныч", "Илья Муромец и Соловей-разбойник").

Строго говоря, кроме "Смешариков" и "Ильи Муромца", на российском анимационном рынке не выстрелил пока ни один проект. "Смешарики", самый успешный российский мультсериал, окупился только на четвертом году существования благодаря активному франчайзингу. На сегодняшний день в производство 116 серий "Смешариков" вложено более $6 млн, и процесс продолжается (всего будет выпущено около 260 серий). Также компания приступила к созданию полнометражного мультфильма. А в июле нынешнего года откроется "Страна смешариков" — первая социальная сеть для детей в возрасте от 6 до 12 лет. Инвестиции на начальном этапе составят $50-100 тыс. И как ожидается, к концу года в сети будет более 100 тыс. пользователей. Судя по активности читателей на официальном сайте "Смешариков", это вполне вероятно. Круг замыкается: сериал "Смешарики" будет способствовать увеличению популярности социальной сети, а та — дополнительной раскрутке мультсериала.

Конкурирующие мультсериалы пока менее успешны. "Мы производим сериал "Лунтик и его друзья" совместно с телеканалом "Россия", он показывается в передаче "Спокойной ночи, малыши!". Всего запланировано 260 серий, сейчас сделано 200, и сериал еще далеко не окупился. Все очень осторожно относятся к таким проектам. Понадобилось показывать сериал более двух лет, чтобы производители сырков и ластиков встрепенулись",— говорит Сергей Сельянов. Как и "Смешарики", "Лунтик" приносит своим создателям прибыль главным образом благодаря продаже лицензий на использование персонажей мультфильма.

В среднем, как полагают эксперты, инвесторам стоит ориентироваться на пяти- или даже семилетний горизонт окупаемости анимационного фильма. Для сравнения: удачные игровые фильмы обычно окупаются за два-три года после создания. Правда, преимущество мультфильма с рыночной точки зрения заключается в том, что это "долгоиграющая пластинка", ведь анимация устаревает гораздо медленнее, чем игровое кино. За 70 с лишним лет диснеевская "Белоснежка" принесла своим создателям, по их собственным данным, несколько тысяч процентов прибыли.

До Белоснежки российским Алешам Поповичам, Ильям Муромцам и смешарикам пока далеко. Подавляющее большинство известных мультпроектов и состоялось-то исключительно благодаря господдержке. Например, 40% бюджета "богатырской серии" оплатило на безвозмездной основе Министерство культуры. По итогам первого квартала 2008 года государство выделило российским аниматорам 260 млн руб. Это позволяет создателям мультфильмов не обанкротиться вопреки огромному количеству проблем, с которыми им приходится сталкиваться.

Детские проблемы
"Зрительский спрос на полнометражные российские мультфильмы чрезвычайно велик, но если посмотреть на ситуацию глазами телевещателя, то приговор им, с учетом российского законодательства, понятен",— полагает Алексей Зюнькин, директор по стратегическому программированию компании "СТС-медиа".— Нам нет смысла приобретать полнометражный мультфильм, который мы никак не сможем окупить".

Телеканалам неинтересны полнометражные анимационные мультфильмы, потому что закон запрещает прерывать детские фильмы рекламой. "Эти проблемы как-то решаются индвидуальными договоренностями с антимонопольной службой, потому что многие из мультфильмов — в том числе для взрослых. Но это уже договоренности самих каналов",— поясняет Сельянов.

Зато с короткометражками ситуация несколько иная. Тот же СТС в дневном мультблоке показывает "Смешариков" и в это время занимает первое место по объему аудитории среди федеральных телеканалов. "Долгое время у нас "Смешарики" открывали блок мультфильмов, и особой разницы по количеству смотрящих между "Спайдерменом" и "Смешариками" не было",— рассказывает Зюнькин. Ради рейтинга каналы готовы заниматься мультфильмами: как уже упоминалось, "Россия" вкладывает в производство "Лунтика", а "Первый канал" намерен вести собственные анимационные проекты.

"Детский" имидж мультиков вредит и показам в кинотеатрах. "Сейчас кинотеатры уже привыкли, но три-четыре года назад им казалось, что мультфильмы нужно ставить утром, а утро — это маленькие деньги за билет, и даже при большом количестве зрителей бокс-офис получался отнюдь не выдающимся. Да и сейчас многие ставят мультфильмы утром",— комментирует Сельянов, подсчитывая убытки: если бы "Илью Муромца" в кинотеатрах показывали как игровое кино, то сборы, убежден он, были бы как минимум на 20% больше.

Но главное, что мешает жить аниматорам,— это вовсе не взаимоотношения с кинотеатрами и ТВ: проблема в людях.

Стоп-кадр
Над рабочими столами аниматоров студии "Эра Водолея", заваленными бумагой и карандашами, висят небольшие зеркала.
"Каждый аниматор должен быть еще и актером,— говорит Сергей Еникеев, исполнительный продюсер студии.— Зеркала нужны, чтобы аниматоры могли смотреть, как, например, двигаются губы, когда произносят ту или иную букву, а потом передать мимику рисованному персонажу".

Но на этом, пожалуй, творчество в работе аниматора и заканчивается, и начинается тяжелый однообразный труд. Еникеев указывает на большой шкаф, забитый папками с рисунками. "Это все — где-то треть работы, 20 минут готового мультфильма".

Причем хорошие специалисты-мультипликаторы в дефиците. "Не может сейчас в Москве вестись работа над восемью полнометражными мультфильмами одновременно, потому что у нас все аниматоры наперечет",— уверена Елена Чернова, режиссер студии "Пилот".

В 3D-анимации ситуация со специалистами еще более сложная, даже критическая: их практически нигде не готовят, и грамотные кадры нарасхват. Работодатели вынуждены регулярно повышать заработную плату и переманивать сотрудников. За год, по словам Черновой, зарплата аниматора может вырасти в два раза. Поэтому производство объемных мультфильмов в России дорожает: за последние два года стоимость создания полнометражного мультфильма выросла вдвое. Если двухмерный анимационный фильм обходится примерно в $2 млн, то трехмерный как минимум в полтора раза дороже (в 2005 году было реально уложиться в $2 млн). На Западе, где дефицита кадров нет, 3D-технологии используются чаще традиционной анимации именно потому, что более дешевы и просты в применении, чем ручная отрисовка двухмерных мультфильмов.

Из-за постоянной текучки кадров и их низкой квалификации многие полнометражные мультфильмы делаются по пять лет. ""Сапсаном" в рамках "Эры Водолея" занимались несколько команд, которые по разным причинам уходили из проекта, а мы перехватили его на двух третях работы. Мне предлагали поднимать несколько умирающих проектов. У всех одна и та же проблема — квалификация персонала; финансирование даже не самое главное",— жалуется Богданов.

"Кракатук" — амбициозный проект компании "Амедиа", производителя сериалов, "первый российский полнометражный 3D-мультфильм", должен был выйти в прокат еще три года назад. Первая версия анимационной картины с треском провалилась: от нее отказалась студия Universal, которой предстояло заниматься дистрибуцией "Кракатука", а вслед за ней от мультфильма отреклись и российские прокатчики. Как рассказывают игроки рынка, видевшие первый вариант мультфильма, его графика находилась на уровне плохих компьютерных игр. Команду художников заменили, на место режиссера пригласили Егора Кончаловского, мультфильм дорисовали, но в прокат так и не выпустили. Недавно "Амедиа" отказалась от попыток реанимировать "Кракатук", в который уже вложила более $3 млн, и теперь переделывает его.

Неправильные пчелы
Как же "бедным" студиям удается рассчитываться с "жадными" аниматорами? И в "Пилоте" и в СТВ уверены, что зарплатная инфляция в отрасли возникла из-за "неправильных" инвесторов.

"Кино — рискованный бизнес во всем мире, а на растущем "квазирынке" он втройне рискованный. Инвесторы приходят, чтобы заработать денег, и наживают себе изжогу, потому что заработать на мультипликации проблематично",— утверждает Сельянов. По его мнению, инвесторы часто делают ошибку, вкладывая деньги в тех людей или в тот проект, в который вкладывать нельзя. "А потом, через шаг, когда они несут убытки, эти инвесторы с криками "Чур меня, чур!" бегут даже от вменяемых партнеров",— говорит Сельянов.

Взять хотя бы историю с анимационным фильмом "Элька". Несколько лет назад Михаил Энтин, основатель ГК "Элизиум", зарабатывающей $5 млн в год на производстве пластмассовых игрушек с конфетами внутри, решил вложить $3 млн (из них $1 млн —кредит "Сбербанка") в полнометражный мультфильм о медвежонке Эльке, обещавший существенно увеличить бизнес компании. Предполагалось, что "Элизиум" получит прибыль от картины и будет производить игрушки с Элькой, новым любимцем детей. Фирма рассчитывала и на роялти с партнеров, которые захотят использовать раскрученного персонажа. Но задумка, по рискованности граничащая с авантюрой, провалилась. Бюджет сказки о приключениях белого медведя на Северном полюсе в итоге вырос до $4 млн, а в прокате она собрала всего $655 тыс. На всенародно любимого персонажа Элька не потянул.

На Западе Эльку, возможно, ждала бы другая участь. Например, в Америке в каждом штате существует около десяти факультетов, готовящих аниматоров. Производство мультфильмов здесь, в отличие от России, действительно способно приносить баснословные деньги. 300-процентная прибыль только от показов является практически нормой для успешных проектов: "Рататуй" компании Pixar собрал в прокате $621 млн при бюджете $150 млн, "Тачки" — $461 млн при затратах $120 млн. Чтобы не терять такие доходы, Walt Disney, позиции которой на мультипликационном рынке за последнее десятилетие ослабевали, в начале 2006 года даже купила Pixar Animation за $7,4 млрд у Стива Джобса, ныне владельца Apple. До того Disney занималась только прокатом производимых Pixar мультфильмов. Сейчас Pixar является драйвером роста прибыли Walt Disney: в отчете за 2007 год корпорация отмечает, что семипроцентным увеличением доходов от продажи сопутствующих товаров она обязана в первую очередь мерчендайзингу и продажам лицензий на использование персонажей мультфильма "Тачки".

Сказочный рынок
Хотя "Илья Муромец", бюджет которого эксперты оценивают в $3 млн, заработал воистину богатырские для российской мультипликации $10 млн, производители получили в лучшем случае $4 млн. Остальное досталось кинотеатрам и дистрибуторам. Игроки рынка надеются, что отечественные мультфильмы покажут и более впечатляющие результаты. "Мы на перепутье. Если сейчас выйдет хотя бы один более или менее качественный мультфильм, который привлечет внимание, моментально начнутся вложения в анимацию",— уверен Богданов. То есть к появлению настоящей, а не сказочной, как сейчас, мультиндустрии способно привести только чудо. Правда, какой из ныне создаваемых полнометражных мультфильмов может претендовать на роль спасителя отрасли, ее представители затрудняются ответить.

"Рынка, строго говоря, еще нет. Мультфильмов делается по-прежнему немного, хотя если сравнить с тем, что было четыре-пять лет назад, то это небо и земля. Но это прыжок с нуля. С нуля рынок может увеличиваться до бесконечности",— рассуждает Сельянов. Сейчас выпускается один-два полнометражных мультфильма в год, и это уже очень серьезно. Навскидку "квазирынок" российских полнометражных мультфильмов Сельянов оценивает в $15 млн — примерно 3% от отечественного кинорынка.

Пока аниматоры надеются на чудо и перебегают с одного проекта на другой, на российском рынке зарабатывают западные производители. Причем доверить отечественным мультипликаторам создание продукта иностранцы так и не решились. Компания Walt Disney, два года назад заявлявшая о намерении инвестировать в производство в России, пока ограничилась русским дубляжом своих старых мультфильмов. Консервативная глобальная корпорация, наученная многолетним опытом, похоже, оказалась дальновиднее резвых отечественных коллег.

"Средства-то у нас есть. У нас ума не хватает..." — жаловался кот Матроскин из мультика "Трое из Простоквашино". Проблема российской мультипликации не в отсутствии денег, а в нехватке достойных проектов. Точнее, авторов, способных такие проекты генерировать. Инвесторы встали в очередь за золотыми яблоками, но о том, чтобы разбить сад, никто так и не позаботился.

800 кг калькированной бумаги уходит на создание одного полнометражного 2D-мультфильма.

$250 млн в год — до такой суммы компания Marmelad Media, создатель мультсериала "Смешарики", рассчитывает увеличить к 2010 году продажи товаров под своим брэндом.

$23,39 млн составил бокс-офис "Шрека-3" — мультфильма, касса которого является для России рекордом. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", сравниться с ним может лишь "Ледниковый период — 2", собравший $17,18 млн.