На мировом рынке пива намечается большой передел

На модерации Отложенный InBev хочет стать крупнейшим пивоваром в мире, поглотив Anheuser-Busch - производителя пива Budweiser. Американские пивовары намерены защищаться от бельгийцев с помощью мексиканцев.

О намерении лидера мирового пивоваренного рынка, бельгийско-бразильской компании InBev (главные бренды - Stella Artois и Beck´s), купить американского конкурента Anheuser-Busch за $46 млрд стало известно еще в середине мая, но на прошлой неделе InBev заявила о желании официально.

Выгода от поглощения для InBev очевидна: оно повысит капитализацию пивного гиганта не только мировым пивоваренным лидером с годовым объемом продаж около $36 млрд, но и принесет в его портфель брендов одни из самых продаваемых марок пива в мире - Budweiser, Michelob, Bud Light и Tequiza. Кроме того, если сделка состоится, она станет второй по величине за всю историю мирового рынка потребительских товаров после того, как в 2005 г. Procter & Gamble купил Gillette за $57 млрд.

"Пока я жив, компанию не продадут"

Однако эта сделка идет в разрез с интересами топ-менеджмента Anheuser-Busch, поскольку он состоит главным образом из потомков основателей компании. Семейство Буш (Busch), которое управляет компанией уже на протяжении пяти поколений (впервые пиво под маркой Budweiser было выпущено ими 132 года назад), уже называют главным противником слияния с InBev. Но оно не обладает достаточным количеством акций для того, чтобы блокировать сделку: менеджеры Anheuser-Busch, как члены семейства, так и пришедшие извне, сегодня контролируют всего 4,5% пивоваренной компании. Для остальных владельцев $65 за акцию - это довольно выгодное предложение.

Во главе противников слияния - президент компании с королевским именем Август Буш IV. Еще на закрытой апрельской встрече с дистрибуторами в Чикаго он заявил, что "пока он жив", компания продана не будет. Впрочем, и в самой семье, а следовательно и среди директоров, есть те, кто поддерживает сделку, среди них - один из наиболее авторитетных представителей семьи Адольфус Буш IV.

"Это тот случай, когда интересы акционеров и менеджмента находятся в конфликте", - комментирует ситуацию агентству Bloomberg Дональд Яктман, президент Yacktman Asset Management, один из акционеров Anheuser-Busch.

Уоррен Баффет, чья Berkshire Hathaway является вторым по величине акционером Anheuser- Busch после Global Investors (им принадлежит 6,1% акций, а Баффету - 5%), планирует обсудить сделку с компанией на этой неделе, сообщает газета Guardian со ссылкой на свои источники.
По их словам, компания сама попросила у Баффета высказать его мнение, и, скорее всего, он будет рекомендовать ей прислушаться к предложению InBev.

Мексиканцы, выручайте

Официально топ-менеджеры заявили, что совет директоров будет внимательно изучать заявку, но тут же за спиной у потенциального покупателя стали вести переговоры о слиянии с крупнейшей мексиканской пивоваренной компанией Grupo Modelo, производителем марки Corona Extra. Их расчет в том, чтобы объединившись, компании стали слишком дорогим для поглощения объектом: вместе они будут стоить около $47 млрд (Anheuser-Busch стоит сегодня около $43,58 млрд, а Modelo - $3,4 млрд). Впрочем, аналитики сомневаются, что это остановит InBev. Крег Хатсон, аналитик чикагской Gimme Credit, предположил, что даже если Modelo и Anheuser-Busch станут одним целым, InBev просто займет дополнительные $10 млрд и купит обоих.

Чтобы договориться о сделке с Modelo топ-менеджерам Anheuser далеко ходить не придется: компании уже частично состоят "в родстве": около 50% акций Modelo принадлежит Anheuser-Busch, а гендиректор мексиканского пивоваренного комбината Карлос Фернандес входит в совет директоров Anheuser. Однако сама Modelo пока выпустила осторожное заявление о том, что предпочитает оставаться компанией с мексиканским капиталом.

Узнав, что Anheuser-Busch ведет переговоры с Modelo, гендиректор InBev Карлос Брито написал в адрес Anheuser-Busch письмо, разъясняющее акционерам компании, что его предложение принесет им максимальную выгоду.

Справимся сообща

Готовящаяся сделка вполне вписывается в глобальные тенденции: отрасль консолидируется, потому что крупным компаниям легче справляться с падающим потреблением пива на традиционных рынках (в Америке и Западной Европе) и растущими ценами на сырье. "Гораздо выгоднее закупать сырье большими объемами, особенно в условиях, когда цены на солод и хмель подскочили до небывалых высот", - говорит аналитик отрасли Крис Кипперс из бельгийской брокерской компании Petercam.

Еще один фактор, подталкивающий InBev к покупке американской компании - укрепление евро по отношению к доллару. "Если бы я был главой европейской компании, я бы очень хотел купить американскую фирму, особенно если платить надо долларами", - сказал Associated Press один из отраслевых наблюдателей.