На шахматном поле Кремля уже начались перестановки фигур?

На модерации Отложенный

В минувший четверг, аккурат в День независимости России, влиятельная российская газета «Коммерсантъ» в on-line версии «порадовала» читателей неслыханно дерзким заголовком. «Американский аналитик обвинил Дмитрия Медведева в связях с оргпреступностью»,- так озаглавлен материал заокеанского собкора газеты Дмитрия Сидорова, посвящённый прошедшим в тот же день сенатским слушаниям под названием «Нефть, олигархи и возможности: энергетика от Центральной Азии до Европы». 

Как утверждает автор публикации, практически целиком основанной на фактуре, взятой из выступления г-на Купчински (бывший аналитик радио «Свобода», в последние годы занимающийся расследованием деятельности "Газпрома" и "Росукрэнерго"), антикоррупционный «спич» докладчика «с большой долей вероятности приведёт к скандалу». В своей речи Купчински настаивает на необходимости проведения тотальной проверки деятельности "Газпрома" в связи с идущими переговорами российского газового монополиста о размещении своих акций на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE).

А также утверждает, что «существуют многочисленные доказательства вовлеченности российской оргпреступности в российский энергетический бизнес, о чем полностью информировано и с чем тихо согласно российское руководство».

Знал ли об этом бывший предсовета директоров «Газпрома» Дмитрий Медведев? - риторически вопрошает у сенаторов докладчик. И сам же на свой вопрос отвечает: да, знал, но предпочёл молчать. После чего рассказывает широко известную историю компании «Росукрэнерго», владельцами которой являются (50 на 50) «Газпром» и два украинских бизнесмена, «которые годами скрывали свои имена, и которые обвиняются в сотрудничестве с российской оргпреступностью».
О том, что один из этих бизнесменов, всемирно известный Дон Семён (он же гражданин Могилевич), томится в российских застенках по так называемому «парфюмерному делу» «Арбат-Престижа», «Коммерсантъ» в своей статье почему-то не упомянул. Зато в контексте публикации прозвучала другая, не менее знаковая в новейшей истории России фамилия. Роман Купчински напомнил сенаторам, что три недели назад президент России Дмитрий Медведев назначил своим ключевым советником (начальником контрольного управления президента) своего однокурсника, Константина Чуйченко. В это высокое кресло г-н Чуйченко пересел прямиком из-за стола одного из исполнительных директоров «Росукрэнерго».

Как и предсказывал собкор Сидоров, публикация действительно наделала немало шуму – правда, пока только в комментариях русскоязычной прессы. За время прошедших праздников практически все издания «отметились», живо перепечатав текст «Коммерсанта» каждый на свой лад. Несомненно, едва ли не самыми популярными словами в сетевых поисковиках во время прошедших праздников были «мафия», «оргпреступность», «Газпром» и «Медведев». Так что скандал, пусть и локальный, получился.

Удивительно, но Кремль при этом до сих пор сохраняет олимпийское спокойствие. Невозмутим и Гарант, который, по идее, должен был как минимум задаться вопросом – на каком основании«подгазпромовская» газета публикует «антигазпромовские» статьи, при этом черпая фактуру из доклада малоизвестного заокеанского аналитика?

Эксперты сайта «Скандалы.Ру» провели собственный анализ ситуации, в результате которого родились три версии появления скандальной статьи. Две из них приводят к вроде бы не совсем логичному, на первый взгляд, выводу: скандал, раздутый прессой вокруг доклада Купчински, может быть выгоден либо «Газпрому», либо Кремлю. Поэтому нельзя сбрасывать со счетов того обстоятельства, что публикация в одной из любимых газет нынешнего президента могла быть санкционирована свыше. Кем санкционирована – это уже другой вопрос, ответ на который мы вряд ли узнаем очень скоро.

Версия 1. Под Кремлевским ковром

Публикация статьи в «Коммерсанте» может означать вынесение в публичное пространство начавшейся борьбы группировок, активно складывающихся вокруг фигуры нового российского президента. И в том, что эпицентром противостояния стал Константин Чуйченко, нет ничего удивительного. Ведь тот же «Коммерсантъ», комментируя майские перестановки в Администрации Президента, отметил, что именно питерский юрист Чуйченко будет единственной новой влиятельной фигурой на Старой площади и в Кремле.

Публикация «Коммерсанта» в этом смысле может означать начавшееся отторжение однокурсника президента как личного выдвиженца Медведева старыми членами президентской команды, «делегированными» преемнику от Владимира Путина. Действительно, вынесение в заголовок сенатских слушаний такой темы, как российская газовая политика, да еще в такой щекотливой трактовке, может выглядеть неприятным «подарком» новому президенту к Дню России.

В рамках этой же версии можно с равным успехом рассмотреть и обратный вариант, когда материал в «Коммерсанте» может «лить воду» на «мельницу» самого Чуйченко. Как это ни парадоксально, но иметь плохую репутацию на Западе и даже страдать от его нападок сегодня в России зачастую означает гарантию неприкосновенности и хорошие политические перспективы. Вспомним хотя бы бизнесмена Андрея Лугового, из скромного героя полониевого скандала вокруг Литвиненко в мгновение ока ставшего супер-звездой российской политики, № 2 в избирательном списке ЛДПР и впоследствии депутатом ГосДумы. Тоже немало натерпевшийся от зарубежных правоохранительных и судебных инстанций Леонид Рейман, (его обвиняли в коррупции куда более откровенно), в итоге получил хоть и скромный, но вполне комфортный пост советника президента.



Наметившееся усиление противоречий по ряду важных политических вопросов со странами Запада автоматически наделяет «заложников» этого противостояния неким героическим пафосом и позволяет им успешно решать свои внутриполитические задачи. Вот и только осваивающийся на кремлевской политической «кухне» новый начальник Контрольного управления, вынужденный в аппаратном смысле конкурировать с другими обитателями правительственного квартала на Старой площади, остро нуждается в укреплении собственных аппаратных позиций, которого можно достигать даже такими нетривиальными методами.

Единственное, о чем можно говорить почти без сомнения, так это то, что газета «Коммерсантъ» после перехода под контроль структур, близких к Алишеру Усманову, похоже, окончательно утвердилась в статусе «лейб-PRщика» Медведева, и стала инструментом медиа-обеспечения политических интересов его команды. Вспомним, что именно на страницах этого издания появилось и интервью с главой ФПГ «Финансгрупп» Олегом Шварцманом, и открытое письмо главы Госнаркоконтроля Виктора Черкесова,ставшие знаковыми информационными выстрелами в войне за выбор преемника из стана «силовиков» или «либералов».

Версия 2. Международная

Любой политик, который хоть немного разбирается в хитросплетениях политической жизни Вашингтона, скажет вам, что проведение сенатских слушаний является одной из наиболее распространенных форм и методов лоббизма в политической практике США. Именно в кулуарах Сената и Палаты представителей зачастую формируется мнение членов американского законодательного корпуса, вытекающее впоследствии в тексты законов и конкретные действия Белого дома или Госдепартамента. И только непосвященный будет считать эти, казалось бы, рутинные парламентские мероприятия чисто внутренним американским делом. Вовлеченность Вашингтона практически во все аспекты глобальной политики приводит к тому, что любое мало-мальски значимое событие во внутренней политической жизни США может «аукнуться» в любой точке мира. В сенатских слушаниях на тему планируемого выхода «Газпрома» на американский фондовый рынок настораживает как раз не сам факт «обвинения» против действующего российского президента, впервые прозвучавшего с официальной трибуны, сколько то, что он отражает довольно серьезные настроения части американской политической элиты. И то, что на слушаниях выступал также и Збигнев Бжезинский, гуру американской политической мысли, советник кандидата в президенты от демократов Барака Обамы, говорит о том, что по отношению к России в случае победы демократов вполне может быть выбран жесткий курс. Если республиканская администрация Джорджа Буша младшего, вовлеченная то в афганскую и иракскую кампании, то в глобальную войну против террористической угрозы, не была слишком склонна «инкриминировать» России отход от базовых демократических ценностей и стандартов, то политика Обамы может быть гораздо менее благоприятна для российской власти. Таким образом, сенатские слушания, кстати, прошедшие под руководством Джо Байдена, одного из наиболее влиятельных американских политиков-демократов, могут стать только своеобразной «разминкой» перед нанесением главного удара. Не вызывает сомнения, что одной из основных целей такого удара станет именно «Газпром», в последнее время прочно ассоциирующийся с проводимым Кремлем внешнеполитическим курсом. Этот курс явно не встречает горячего одобрения в правящих кругах ряда мировых центров.

Версия 3. Навстречу выборам

Как известно, на 27 июня намечено проведение очередного общего собрания ОАО «Газпром», на котором традиционно подводятся итоги финансового года, принимается решение об утверждении размера выплаты дивидендов по акциям компании, решаются ключевые кадровые вопросы. Важнейшим пунктом в повестке дня ближайшего заседания будет вопрос о выборе председателя Совета директоров корпорации. Несомненно, что уход Медведева в большую политику и работа в качестве президента России больше не позволят ему совмещать политику и хоть и формальное, но все же руководство такой компанией, как «Газпром». Именно за пост номинального лица №1 крупнейшей энергетической компании не только России, но и мира может разгореться нешуточная борьба, в которой все средства могут быть хороши.
Весьма вероятно, что судьба поста главного газпромовского «смотрящего», которая согласно логике важнейших политических решений должна была быть уже решена заранее (в рамках общего сценария передачи власти от Путина к Медведеву), может в настоящее время быть подвергнута ревизии. Сложившаяся внутри российской власти конфигурация основных политических игроков и интересов, конфликтность которой была, по мнению ряда аналитиков, изначально заложена главным архитектором последней властной «перестройки», вполне может допускать усиление борьбы за газпромовское кресло «преемника преемника». Очевидно, что при любом раскладе (Зубков, Нарышкин, Собянин, далее везде?) Медведев передаст полномочия «человеку Путина». Однако от того, кто будет в этом смысле «самым человечным человеком», для российской элиты и бизнеса будет значить очень многое. Конечно, еще очень рано задумываться о политическом преемнике Медведева, физическая молодость которого позволяет ему сначала успешно отработать два срока, но логика российской политической системы в ближайшем будущем все сильнее будет создавать запрос на пролонгации стабильности, а значит и появления фигуры «наследника». Не исключено, что именно после перехода Медведева с поста № 1 в "Газпроме" на пост №1 в стране, за должностью газпромовского CEO (председателя совета директоров) в российской политической практике может закрепиться неформальный статус, весьма похожий на позиции Великого князя –Цесаревича в Российском императорском доме.

Вадим Берлов, политолог