Федеральные следователи разваливают \"рейдерские дела\"
На модерации
Отложенный
Федеральные следователи разваливают "рейдерские дела" и открыли сезон охоты на петербургскую милицию.
"В ходе допроса и очной ставки сотрудники генеральной прокуратуры спрашивали меня что мне известно о преступной деятельности заместителя начальника УБОП Сыча В.. и начальника ГУВД Владислава Пиотровского ... Я не собираюсь участвовать в фабрикации уголовных дел".
В Генеральную прокуратуру и к руководству СК поступают письма от оперативников петербургского УБОПа, которые просят защиты от сотрудников бригады СК, которые с помощью сотрудников спецбригады МВД фабрикуют дела против руководителей петербургской милиции основываясь на показаниях бандитов
Расследование нашумевших на всю страну уголовных дел петербургских рейдеров Владимира Барсукова (Кумарина), Вячеслава Дрокова (Зинка), Андрея Леухина (Медведь), Бадри Шенглии, Михаила Слиозберга, захвативших в 2003-2006 гг несколько десятков петербургских предприятий стоимостью более $1 млрд, зашло в тупик. Из полутора десятков уголовных дел, по которым изначально привлекалось более 70 человек, до суда за два года дошло лишь три малозначительных эпизода. Все остальные дела или расследуются или приостановлены "за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого". Кинутые рейдерами предприниматели обивают пороги генеральной прокуратуры, требуют возобновить расследование и признать их потерпевшими. Однако им в этом отказывают, хотя большинство дел были раскрыты уже больше года назад-и до направления их в суд нужно только предъявить обвинения. Но следователи этого не делают. На прямой вопрос потерпевшего по приостановленному делу о мошенничестве с активами ЗАО "Скам" (складской комплекс на Лиговском проспекте в центре Петербурга, стоимостью в несколько десятков миллионов долларов, который Бадри Шенгелия в 2004 году "отжал" у законных владельцев) следователь бригады СК Олег Пипченко заявил потерпевшему дословно следующее: "у меня есть начальство, оно все и решает. Могу вам сказать-ваше дело расследоваться не будет".
Такая же перспектива - у большинства дел о рейдерстве. Просто потому, что бригада Следственного комитета и департамента по борьбе с оргпреступностью МВД решила заняться более интересными делами, а именно, коррупцией в петербургской милиции
Из заявления оперуполномоченного УБОП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти по особо важным делам Василия Боровицкого на имя заместителя Генпрокурора РФ Александра Гуцана, Генпрокурора Юрия Чайки и главы Следственного комитета Александра Бастрыкина:
"В апреле 2007 года при допросе меня Ивановым, в кабинете следователя Филипцева присутствовали: Филипцев, сотрудник УФСБ Турапин и сотрудник ОРБ ГУ Петров. В ходе допроса, присутствовавший Петров неоднократно утверждал, что из органов внутренних дел скоро будут уволены Пиотровский и Сыч".
"Однако впоследствии мне стало очевидно, что до настоящего времени целенаправленно проводятся действия, направленные не только на подрыв авторитета руководства ГУВД, но и на "развал" уголовного дела инициатором создания которого являлась именно наша структура. Цель которую преследуют, по моему мнению указанные лица, направлена на то, чтобы опорочить изначальные доказательства, представленные следствию органом дознания и тем самым дать возможность в суде признать ничтожными иные доказательства но делу, добытые ' следствием из представленных материалов, предоставив возможность уйти от уголовной ответственности лидерам преступных сообществ".
Ты помнишь как все начиналось
Захваты чужой собственности случались, конечно, и ранее. Но слово рейдер в смысле профессиональный жулик, использующий для захвата "новые технологии" - связи в правоохранительных органах, поддельные записи в единый госреестр прав и т.п.- вошло в широкий обиход петербуржцев примерно с конца 2003-начала 2004 года. Первой "ласточкой" стал захват магазина "Ткани" на Невском проспекте. Чуть позже бандиты захватили по подложным документам еще один магазин, "Дары моря". Хотя картина преступления была налицо, следователи Центрального РУВД, куда пришел с заявлением потерпевший директор магазина, 8 месяцев отказывали заявителю в возбуждении дела о мошенничестве. Похожая ситуация была и с ЗАО "Скам" -- кстати, в обоих последних случаях оперативники УБОПа вычислили грузина, который потом оказался членом команды Бадри Шенгели -- этот человек пришел менять кассету в диктофоне, подключенном к телефонному проводу домашнего телефона директора "Даров моря", и попал под убоповскую наружку. Впрочем, расследованию это не помогло - районные следователи явно не были готовы воевать с рейдерами.
Между тем, число рейдерских захватов росло как снежный ком. Назовем лишь некоторые обьекты захваченные в те годы или в отношении которых предпринимались рейдерские атаки: ЗАО "Скам", ресторан "У Казанского", БЗУ "Московский", ЦНИИ "Фанера" и ООО "Стройдизайн" (команда Бадри Шенгелии). Магазины "Ткани" и "Дары моря", ООО "Терминал", торговая фирма "Юбилей", ОАО Фрунзенский плодоовощной комбинат (команда Андрея Леухина-Медведя). ОАО "Арсенал" и ООО "Фрунзенский плодоовощной комбинат" (команда Михаила Слиозберга-Миши Купчинского). Наконец, ООО "Пушкинская", ООО "Смольнинский", а также попытки захвата ЗАО СП "Петербургский нефтяной терминал", ОАО "Услуга", ЗАО "Кондитерская фабрика имени Крупской", ООО "Лада- сервис", ОАО "Отель Санкт-Петербург", ОАО "Канат", ЗАО "Игристые вина", ООО "Универсам Пулковский", ООО "Чай-кофе" ООО "Невский-24", ООО "Интерьер", ООО "Бест" ("тамбовские" -- или команда Вячеслава Дрокова -Зинки). Приведенный нами перечень - это лишь эпизоды уголовных дел.
В реальности же захватов и попыток захватов было гораздо больше - просто где-то рейдерам "давали по рукам", а где-то кинутые владельцы договаривались с рейдерами об отступном - и выкупали у бандитов свои активы назад, не прибегая к помощи милиции.
В начале 2006 года, когда от рейдерского захвата ООО "Пушкинская" (ресторан "Петербургский уголок") пострадала комсомольская подруга губернатора Петербурга Валентины Матвиенко Наталья Шпакова, власти поняли что надо что-то делать, и даже создали специальную комиссию по борьбе с рейдерством при вице-губернаторе Михаиле Осеевском. С тех пор расследованием всех дел о рейдерстве занимался петербургский УБОП-оперативники которого к тому времени уже знали всех основных "лидеров криминального рынка" - Бадри Шенгелия, Андрея Леухина, Вячеслава Дрокова, Михаила Слиозберга и Владимира Барсукова-Кумарина (последний выполнял, по данным стражей порядка, в основном роль инвестора некоторых захватов)
Как показало расследование, все названные команды действовали одними и теми же методами, используя для захватов коррупционные связи Бадри Шенгелии в налоговой инспекции. Суть метода была проста как все гениальное: найдя предприятие, обладавшее интересными активами, бандиты с помощью своих людей в 15-й налоговой инспекции вносили в электронный паспорт юрлица данные своих людей - которые тут же заключали фиктивные договора купли-продажи или аренды фирмы с такими же подставными фирмами, скажем, ООО "Ника+" -после чего на совершенно законных основаниях переводили на "Нику" все имущество кинутой фирмы. И лишь после этого заявлялись к ничего не ожидавшим прежним владельцам в качестве "добросовестных приобретателей" с документами в руках и требованием освободить помещение (в некоторых случаях рейдеры, разумеется, прибегали и к силовым захватам - в том числе и с участием милиции или судебных приставов, которые были уверены что помогают добросовестным приобретателям)
Когда в товарищах доверия нет
Датой начала крупномасштабных наступлений на рейдеров принято считать конец июня 2006 года, когда УБОПовцы при поддержке УБЭПа и спецподразделений с санкции горпрокуратуры провели одновременно более 50 обысков. Тогда же были задержаны несколько десятков пособников рейдеров-работников налоговой инспекции, подставные директора и т.п..
Некоторые из них согласились сотрудничать со следствием. Наработанные тогда материалы легли в основу всех без исключения имеющихся сейчас дел о петербургском рейдерстве-включая и дело, по которому обвиняется Владимир Барсуков-Кумарин. Первым задержанным "авторитетом" стал Андрей Леухин, который был арестован в июле 2006 года.
Успехи петербургских стражей порядка были по достоинству оценены тогдашним руководством генпрокуратуры - генпрокурор Юрий Чайка назвал арест Андрея Леухина "большой удачей" и в конце августа 2006 года даже провел в Петербурге выездное совещание с министром внутренних дел Рашидом Нургалиевым, на котором было решено квалифицировать рейдерство не как мошенничество, а как организацию преступного сообщества (ст. 210 УК). Тогда же, на этом совещании было решено прислать в Петербург спецбригаду генеральной прокуратуры, а МВД со своей стороны создало из оперативников ДБОПиТ спецгруппу под руководством полковника Геннадия Захарова.
В начале москвичи и петербуржцы работали вместе и весьма продуктивно.
По словам оперативников, тогда-то, в сентябре-декабре 2006 года и были установлены и задержаны почти все из более чем 70 фигурантов рейдерских дел (только в рамках дела ООО "Петербургская" было арестовано порядка 25 человек)
Но уже осенью 2006 между петербургскими и московскими оперативниками начались непонимания, которые к концу 2007 года переросли в настоящую войну. Дело в том, что все доклады в Москву об успехах работы по рейдерским делам делал Геннадий Захаров, который, как выяснилось, пытался всячески принизить роль УБОПа и приписывал заслуги себе лично и своим починенным. Например, в ноябре 2006 года товарищ Захаров на заслушивании у замминистра внутренних дел Олега Сафонова (в настоящее время - полпред президента на Дальнем Востоке) заявил о том, что его подчиненные предотвратили попытку побега из "Крестов" Бадри Шенгелии. На этом совещании случайно оказался начальник Петербургского ГУВД Владислав Пиотровский. Он встал и рассказал детали предотвращения этого побега, которых Захаров не знал, просто потому что не имел к предотвращению этого преступления никакого отношения (Бадри пытались подменить на его брата-близнеца, которого в качестве переводчика привела с собой женщина-следователь из Невского РУВД. Подмена произошла в следственном кабинете, куда Бадри вызвал адвокат. Но вывести Шенгелию из "Крестов" не удалось - за встречей наблюдали сотрудники петербургского УБОПа, которые немедленно вмешались в ситуацию, и после возвращения авторитетного рейдера в камеру тут же отправились делать обыск у его предполагаемой сообщницы из Невского РУВД). Геннадий Захаров сел на свое место зеленый от злости. Еще больше конфликт между сотрудниками спецслужб усугубился после задержания Вячеслава Дрокова (Зинки). Узнав случайно, что УБОПовцы готовят спецоперацию скрывшегося к тому моменту Дрокова и для этого выманили его из Москвы в Петербург, подчиненные Захарова сотрудники ДБОПиТ самостоятельно задержали Дрокова в Москве на трапе самолета, который вылетал в Петербург. При этом москвичи отпустили охранника "авторитета", который вез с собой портфель с документами - вероятно, по рейдерским делам. В следующий раз, задерживая очередного авторитетного рейдера, "тамбовца" Александра Баскакова (кстати, соучредителя упоминавшейся "Ники+", участвовавшей в захвате "Петербургского уголка" УБОП просто не поставил москвичей в известность о проводимой им собственными силами спецоперации на Украине. Баскаков, прятавшийся в плавучей гостинице, был задержан и этапирован в Петербург
После этого конфликт между оперативными бригадами перешел в открытую фазу. москвичи начали распространять в Москве слухи о том, что во главе УБОПа и ГУВД стоят люди Кумарина, что УБОПовцы "с целью получения доказательств по уголовному делу" забили насмерть некоего Олова, который был, по оперативным данным, связным между командами Бадри и Зинки, и даже о том, что одним из отделов УБОПа руководит офицер которого в начале 1990-х годов бандиты вывозили в лес, и там он якобы под видеозапись поклялся в верности бандитам.
В свою очередь, петербуржцы также не отставали - тогда же по Петербургу поползли слухи о том что полковник Геннадий Захаров действует в интересах "вора в законе" Хасана, с которым он, якобы, встречался в Пскове накануне ареста Кумарина и после этой встречи начал предлагать некоторым бывшим сотрудникам милиции по $ 100 тысяч за любые показания против Кумарина.
Хотя источниками всех этих сплетен с обеих сторон были бандиты как находящиеся под стражей, так и остававшиеся на свободе - Генпрокуратура и руководство МВД почему-то не обращали внимания на слухи про неслужебную активность Геннадия Захарова, но зато очень рьяно взялись исследовать сплетни про сотрудников УБОПа. Известно, в частности, что Генпрокуратура даже запрашивала из архива Невского суда уголовное дело о похищении оперуполномоченного РУОП Евгения Нигматулина (похищение было, но никакой клятвы, разумеется не было, мало того, Нигматулин был освобожден а его похитители арестованы и приговорены к длительным срокам), а замминистра Сафонов лично приезжал в Петербург и на конспиративной квартире встречался с бывшими сотрудниками МВД и расспрашивал их про коллег из УБОПа.
К лету 2007 года УБОП был полностью отстранен от расследования большинства рейдерских дел, в том числе и арест Кумарина осуществлялся силами москвичей и приданных сил. Но на этом расследование дел рейдеров закончилось.
Дело в том, что под "подозрения" полковника Захарова и его "шептунов" попали и некоторые следователи Генеральной прокуратуры. В результате в сентябре 2007 года, после создания СК, состав следственной группы был переформирован, и бригаду возглавил Сергей Глухих, который уже давно и безоговорочно верил каждому слову Захарова. Вера его доходила о такой степени, что товарищ Глухих лично ездил к мужу бывшей жены замначальника УБОПа Владимира Сыча и расспрашивал его, не знает ли он чего дурного о бывшем муже своей жены. Но этого было мало, оперативники ДБОП иТ и их доброхоты из Петербургского УФСБ начали посещать изоляторы, где содержались арестованные по рейдерским делам бандиты, и предлагать им рассказать все что им известно о преступной деятельности начальника ГУВД Владислава Пиотровского, замначальника УБОПа Владимира Сыча, начальников отделов УБОП Нигматулина и Уварова и других. Что некоторые из сидельцев и начали делать с большим воодушевлением-во-первых, у них появился шанс поквитаться с посадившими их оперативниками, а во-вторых, шанс развалить собственные дела в суде - на том простом основании что инициаторы этих дел - коррупционеры. Особенно преуспел в этом Бадри Шенгелия-на показаниях которого, кстати, построено все обвинение Кумарина. "Я оторопел от того как они ведут расследование, - рассказывает один из оперативников УБОП, - когда меня вызвали в бригаду Генеральной, я увидел там Бадри и несколько человек из его команды, проходящих по разным делам - и Бадри прямо в присутствии следователя раздавал им указания, что им нужно говорить. Такое впечатление, что именно Бадри теперь руководит расследованием."
Победили? Развалили!
Из заявления оперуполномоченного УБОП ГУВД Санкт-Петербурга и Ленобласти по особо важным делам Василия Боровицкого на имя заместителя Генпрокурора РФ Александра Гуцана, Генпрокурора Юрия Чайки и главы Следственного комитета Александра Бастрыкина:
Таким образом, можно сделать вывод о том, что свидетели и потерпевшие по уголовному делу ООО "ФПК" в течение года с апреля 2007 года по настоящее время "обрабатывались" следователями следственной бригады и вышеуказанными оперативниками для получения от них заведомо ложных показаний с целью дальнейшего расследования, так называемой "коррупционной составляющей" в ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. На самом же деле создаются условия для того чтобы опорочить руководство ГУВД и создать условия для ухода от уголовной ответственности лидерам преступных сообществ в Санкт-Петербурге.
На основании изложенного, прошу Вас в пределах своей компетенции осуществить проверку хода расследования уголовного дела и принять меры в соответствии с действующим законодательством о моей правовой защите, так как я не исключаю дальнейшего развития событий, направленных на необоснованное привлечение меня к уголовной ответственности на основании сфальсифицированных доказательств по заведомо ложному обвинению с целью понуждения меня дачи заведомо ложных показаний в отношении руководящих сотрудников ГУВД Санкт-Петербурга и ЛО
Вместо послесловия несколько цифр. Из пяти уголовных дел о захватах осуществленных командой Бадри Шенгели - 4 прекращено или приостановлено. Лишь дело о захвате "Строй-дизайна", расследованное еще городской прокуратурой Петербурга при поддержке УБОПа, было отправлено в суд и по нему суд даже вынес приговор - Бадри Шенгелия получил два года колонии, а его подельники и вовсе отделались условными сроками.
Из дел команды Андрея Леухина, по которым привлекается 12 человек, в суд не отправлено ни одно. Мало того, из обвинения исчезла статья 210 УК - в деле остались только слабые статьи. Примерно то же самое происходит и с захватами вменяемыми Михаилу Слиозбергу - который объявлен в розыск и до сих пор не задержан. По-прежнему ждут своей участи и бывшие сотрудники налоговой инпекции, благодаря которым осуществлялись большинство захватов. Наконец, из всего массива эпизодов, вменявшихся "тамбовским", в суд направлено только два - захваты "Петербургского уголка" и универсама "Смольнинский", по которым обвиняются подставные директора. Все остальные дела, в том числе и выделенные в отдельное производство дела Владимира Барсукова-Кумарина, Вячеслава Дрокова и Александра Баскакова - так и лежат в прокуратуре "мертвым грузом".
Анатолий Тихомиров
Комментарии