Карлос Слим Элу - вторая позиция по рейтингу Forbes 2008. Успех или везение?
На модерации
Отложенный
Мало кто предполагал, да и вряд ли кто-то предполагал, что Билл Гейтс когда-то уступит свое первое место после тринадцати лет первенства. Но в 2008 году все изменилось, и Билл ступил на третье место (58 млрд.), уступив Карлосу Слим Элу (2я позиция с 60 млрд.) и Уоррену Баффету (1я позиция с 62 млрд.). Следует отметить, что за 2007 год по оценкам Forbes кошелек Баффета потолстел на 10 млрд. (по примерным подсчетам в голове – рост чуть менее 20%), благодаря чему самый известный инвестор в мире теперь еще и самый богатый человек. Но сегодня речь пойдет о не менее успешном инвесторе и предпринимателе – Карлосе Слим Элу – телекоммуникационному магнату Мексики, малоизвестному в России владельцу громадной медиа-империи.
Карлос Слим Элу родился 28 января 1940 года в Мехико, Мексика. Его биографию вкратце описывают как сказку с традиционным сюжетом, в котором выходец из семьи иммигранта со временем превращается в могущественного самодержца финансовой империи, обладающего колоссальным состоянием. В то же время, Карлоса не особо заботит мнение о нем народа Мексики, большая часть которого проживает на грани бедности. Пожалуй, стоит отметить, что Карлос не всегда был состоятельным человеком, что естественно, но и сказать, что его состояние – случайность – тоже нельзя: по словам Патрика, его младшего сына, во времена глубокого финансового кризиса в Мексике в 1980-х отец преподавал своим сыновьям-подросткам (которых было трое) уроки экономики. Главное в этих занятиях было то, что они были практическими – рассматривались конкретные примеры успехов и поражений мексиканских, европейских и американских страховых компаний и промышленных производителей. Наверное, это и сыграло немалую роль в его истории успеха.
Для Карлоса это были гораздо больше, чем просто академические уроки – он хотел научить сыновей тому, чему научился от отца – Джулиана Слима – умению просчитывать ситуацию. К слову, Джулиан приехал в Мексику в 1902 году и в 1920 приобрел недвижимость в деловой части Мехико и открыл универсам. Джулиан Слим любил повторять, что, несмотря ни на что, нельзя сбрасывать со счетов такую большую страну как Мексика.
Между тем, нет ничего сверхъестественного в успехе и карьерном пути Слима. Портер Гиффорд, эксперт-экономист из Великобритании, как-то сказал о том, что все самые легальные состояния Латинской Америки базируются на трех фундаментальных элементах: эксплуатации недр, эксплуатации потребностей малоимущих и эксплуатации политических связей. И история успеха Карлоса Слима этот тезис подтверждает практически полностью.
Карлос начинал свою предпринимательскую деятельность с розничной торговли. Он сделал ставку на посильные для крайне небогатого мексиканского населения цены на товары массового потребления и не прогадал. Итог – торговая фирма Carso, которая на равных конкурирует с местной сетью глобального торгового гиганта как Wal-Mart.Следующий шаг – добыча руды и угля, и по сей день входящая в состав его диверсифицированного синдиката Group Carso корпорация Frisco стала лидером национальной горнодобывающей индустрии, а также химической промышленности. Стоит отметить, что в процессе расширения своего дело Карлос все более обрастал многочисленными политическими связями, которые пригодились ему в будущем – его контакты с высокопоставленными представителями власти Мексики носят неформально-дружеский характер.
Так или иначе, но к концу 1980 года экспансия различных компаний, входящих в Group Carso, в различные отрасли рынка Мексики достигла такого размаха, что ежедневно каждый второй житель Мексики и каждое второе предприятие сталкивались, по крайней мере, хотя бы с одной из структур этого синдиката, являясь потребителем его товаров и услуг. А его же компания America Movil осуществляет контроль 70% активов в сегменте мобильной связи в Мексике. Очевидно, что по мере осуществления планов, коммерческое чутье не подвело Карлоса ни разу. Не подвело оно его и в 1990 году. Тогда Слим приобрел Telmex (Telefonos de Mexico) – телекоммуникационной государственной монополией - всего-то за 400 млн. долларов. Всего-то, потому что реальная стоимость компании на тот момент превышала 12 млрд. Я повторю, – двенадцать миллиардов долларов США. По-моему разница очевидна и немного шокирует. Но как ему удалось?
Рассказываю,- он купил компанию на торгах, которые, по сути, очень напоминали российские залоговые аукционы. Естественно, подробность такой необычной сделки стали достоянием общественности – роль контрагента и партнера господина Элу сыграл не кто иной, как президент Мексики того времени - Карлос Салинас де Гортари. Шокирующий факт вызвал массовые возмущения – бурю негодования в прессе и правительственных кругах – и привел к серии массовых разбирательств.
Несмотря на то, что весь этот процесс закончился ничем, президент вплоть до его ухода с поста (через четыре года) вынужден был объясняться с правительством и общественностью. Но, судя по всему, никто из этих двух не жалел о сделке, подробности которой опять же были известны только двоим.
А, Карлос Слим Элу, не обратив особого внимания на этот небольшой удар по репутации, продолжил строительство собственной финансовой империи. Ему понадобилось пять лет на то, чтобы привести компанию в порядок: упорядочить корпоративное управление, выстроить заново техническую базу и создать комплекс услуг и выстроить структуру партнерских взаимоотношений. Эти старания не прошли даром – проведенная за пять лет реконструкция позволила компании миновать без смертельного исхода общегосударственную финансовую катастрофу 1995 года, которая обесценила мексиканский песо и разорила товарную биржу Мехико. Таким образом, Telmex встретил новый виток в развитии промышленности Мексики не как ветхое предприятие с правительственной протекцией, а как лидер национальной экономики и ведущий поставщик телекоммуникационных услуг в стране. Годовой оборот концерна к тому времени превышал 10 млрд. долларов, а чистая прибыль – около 1 млрд.
Но приобретение Telmex составляло лишь часть планов Карлоса. В 1996 году Group Carso было выделено в холдинг Carso Global Telecom, первостепенной задачей которого была координация организационно-финансовых и технических средств группы Элу. Впоследствии, в состав холдинга вошли Condumex (производство телекоммуникационного оборудования) и Prodigy (первого мексиканского провайдера и пионера коммерческой веб-деятельности). В 1999 г. Карлос Слим вложил полтора миллиарда долларов в обеспечение контроля над несколькими фирмами из США, эксплуатирующими волоконно-оптические сети и центры сотовой телефонии во Флориде и Пуэрто-Рико. В феврале 2000 г. на паях с SBC он стал совладельцем известного интернет-провайдера Network Access Solutions. И с тех пор продолжает наращивать масштабы и темпы своей интервенции в сферы мобильной связи и веб-технологий, постоянно расширяя область доступности их услуг жителям Мексики и других стран Латинской Америки. И это не все. Совместный проект с Microsoft позволил утроить количество интернет-пользователей, благодаря чему был вызван рост продажи компьютерной техники.
Следует отметить, что Карлос всегда панически боялся компьютерной техники и IT-индустрии, но все изменило одно рождество, на которое сыновья подарили ему современный ноутбук. Быть может, именно это изменило отношение Карлоса к рыночному сегменту телекоммуникаций и послужило ключевой причиной для работы именно в этом направлении.
К тому же, Карлос никогда не скрывал, что хочет превратить бизнес в фамильно-клановый – и, постепенно отходя от дел, оставил на главенствующих постах трех его сыновей. Пост председателя правления торгово-промышленной группы, телекоммуникационного холдинга, его основной компании Telmex и венчурного предприятия America Telecom отныне будет занимать старший сын г-на Элу — Карлос Слим Домит, а его братья, Патрик и Марко Антонио, возглавят, соответственно, фирму America Movil и Grupo Financiero Inbursa — базовую финансовую структуру фамильной империи.
Да, совсем забыл сказать, благодаря чему мистер Слим оказался на второй ступени в рейтинге Forbes (а в августе 2007 по некоторым подсчетам, был и на первом месте). За последние 10 лет капитализация Telmex выросла на в десять раз, а ее выручка за прошлый год превысила 16 млрд. А, America Movil, являясь крупнейшим оператором мобильной связи в латинской Америке, принесла более 21 млрд. за 2007 год. Именно Тelmex и America Movil по зволили Карлосу Слиму разбогатеть на $40 млрд. в течение последних двух лет. С начала 2007 года их акции подорожали в среднем на 36% и, как полагают аналитики, коррекция им не грозит. К тому же, аналитики прогнозируют рост еще на 17%, а это еще около 2 млрд. в копилку Слима.
Следует сказать и о благотворительности - на счетах благотворительных учреждений, созданных господином Слимом, находится около $4 миллиардов. На протяжении ближайших нескольких лет на эти счета поступит еще $6 миллиардов, к тому же Карлос Слим вложил $500 миллионов в развитие образования и социальной сферы в Мексике.
Посмотрим, как будут развиваться события в следующем году, и кто займет первое место, - смены позиций реальны т.к. между топ-3 не такой уж и большой разрыв - 4 миллиарда. Вот вам и история успеха, друзья. Много фактов могут вызвать много мыслей. Обдумывайте, и, напоследок процитирую господина Слима: “Многие люди хотят изменить мир к лучшему для своих детей. Я же пытаюсь изменить к лучшему своих детей, чтобы они послужили миру”.
Комментарии