Смертную казнь отменили вопреки мнению большинства

Конституционный суд Российской Федерации принял решение, которое обжалованию не подлежит. Смертная казнь в России больше применяться не будет, в том числе, и после 1 января 2010 года, когда в последнем субъекте РФ - Чеченской Республике - появится суд присяжных.

По иронии судьбы, в то время, когда в России шли бурные дискуссии по поводу предстоящего решения КС РФ, в США привели в исполнение смертный приговор "вашингтонскому снайперу", который вынесли суды двух штатов за убийство десяти человек в 2002 году. Естественно, в СМИ не было ни одного сообщения с требованием европейских либо российских правозащитников и парламентариев к США отменить смертную казнь из-за негуманности или возможной судебной ошибки. И дело, конечно, не только в том, что с формальной точки зрения США не являются членом Совета Европы. Просто Америка в чужих советах не нуждается. И об этом всем хорошо известно. Иное дело - Россия. Ей мнение европейского сообщества важнее мнения собственного народа. Она не только с удовольствием принимает чужие советы, но и с упоением отмечает чужие праздники, вроде падения Берлинской стены, напрочь забыв о том, чем за это заплатила. Мало кто сомневался в том, что Конституционный суд окончательно отменит смертную казнь в России.

Во-первых, временный характер ее применения был зафиксирован в части 2 статьи 20 Конституции РФ. Во-вторых, Россия никогда не согласится выйти из состава Совета Европы. В-третьих, для большей части российской элиты, как это уже неоднократно подтверждалось, мнение собственного народа мало что значит. Точка в этом десятилетнем споре поставлена.

Напомним, мораторий на смертную казнь был объявлен в 1999 году, хотя еще в 1997-ом Россия обещала в течение трех лет ратифицировать подписанный ею протокол N 6 к Европейской конвенции об отмене смертной казни. Выступившие в суде представители президента, правительства, законодательного собрания - никто из них не требовал возвращения высшей меры наказания. А кое-кто, вроде представителя правительства, известного адвоката Михаила Барщевского, решился даже надавить на суд, «повязав» его необходимостью принять «историческое решение» и определить «вектор исторического развития России и ее место в Европе». Позже и бывший председатель КС РФ Владимир Туманов назвал движение к окончательной отмене высшей меры наказания стратегической целью России.

Какие же еще аргументы были предъявлены? Представитель Минюста Елена Борисенко отметила, что возвращение к смертной казни в России невозможно до тех пор, пока власти страны не определятся с вопросом о ратификации международного договора, предусматривающего отказ от этого вида наказания.

По мнению заместителя руководителя комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Елены Виноградовой, нынешнее состояние пенитенциарной системы в России таково, что пожизненное заключение может оказаться более жестким наказанием, чем смертная казнь.

Страх перед смертной казнью не сокращает уровня преступности, считает уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Если смертная казнь будет отменена, преступность в России снизится, поскольку повысится ценность человеческой жизни. Такой же точки зрения придерживаются члены Общественной палаты адвокат Анатолий Кучерена, известный журналист Николай Сванидзе, глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. Последний предлагал окончательно запретить смертную казнь в России и внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс.

О необратимости судебной ошибки в случае вынесения смертного приговора напоминал адвокат Генри Резник. Не лишать жизни преступников, а приговаривать их «гнить в каменном мешке до конца своих дней» предлагал председатель Совета Федерации Сергей Миронов. Но эти аргументы не убеждают простых россиян, которые на себе чувствуют рост преступности, а в репортажах из зала суда все чаще видят наглые ухмылки преступников, уверенных в собственной безнаказанности. И поэтому наши сограждане с течением времени не меняют свою позицию относительно применения смертной казни.

Сейчас СМИ приводят данные опроса, проведенного Исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru 30 октября - 2 ноября во всех федеральных округах с участием 3,8 тыс. респондентов старше 18 лет.

Как следует из опроса, 56% россиян считают, что лишь смертная казнь сможет уменьшить количество тяжких преступлений в стране, а налогоплательщики не должны пожизненно содержать убийц, насильников и педофилов. «Против» высказываются 25% респондентов. Еще 19% затруднились с ответом. Не подвергая сомнению данные этого опроса, есть смысл привести и другие цифры.

В 2001 году, по данным ВЦИОМ, сторонниками смертной казни за особо тяжкие преступления против личности являлись 72% россиян, в 2004 году - 84% граждан выступали за ужесточение законодательства вплоть до введения смертной казни в вопросах борьбы с терроризмом. В 2005 году среди опрошенных ВЦИОМ смертную казнь в отношении террористов поддерживали 96% россиян, при этом 84% опрошенных россиян высказались за отмену моратория на смертную казнь. По данным Левада - Центра за 2005 год сторонниками смертной казни являлись 65% россиян.

Мнение абсолютного большинства россиян разделяют и некоторые политики. Так, лидер политической партии «Патриоты России» Геннадий Семигин, комментируя возможность отмены смертной казни, отметил: «Мы считаем, что в России мораторий на вынесение наказания в виде смертной казни по ряду статей Уголовного Кодекса РФ должен быть продлен. Вместе с тем, мораторий не может быть продлен по основаниям, предусмотренным статьей 357 («геноцид») УК РФ. Кроме того, мы предлагаем рассмотреть вопрос о поправках в Уголовный Кодекс, предусматривающих смертную казнь за преступления, связанные с террористической деятельностью, за организацию наркобизнеса, за педофилию, за действия (бездействие) экономического характера, повлекшие за собой гибель людей. Необходимо предусмотреть также, что решения по статьям УК, предусматривающим смертную казнь, должны выноситься исключительно судом с участием присяжных заседателей».

За восстановление смертной казни высказался руководитель фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев. Он так же, как и Геннадий Семигин, предложил расширить область ее применения. К имеющимся составам преступлений, за которые предусмотрена смертная казнь, он готов добавить три: терроризм, изнасилование несовершеннолетних и статьи, связанные с наркотиками.

Депутат от КПРФ, член комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев полагал, что в настоящее время есть все основания для того, чтобы КС РФ снял мораторий на смертную казнь в России. На удивление, был не категоричен был спикер Госдумы Борис Грызлов. Он посчитал преждевременным выносить на ратификацию протокол № 6 об отмене смертной казни. По его мнению, этот вопрос требует дополнительного обсуждения, так как за смертную казнь высказывается большое количество депутатов. И народ, скорее, склонен поддержать идею смертной казни, чем отказ от нее.

«Выносить сегодня на ратификацию шестой протокол, в котором главное - отказ от смертной казни, преждевременно. Нужно понять, насколько мы к этому готовы», - приводит слова Грызлова ИА Regnum Новости.

Протокол № 6 сопровождал вступление России в Совет Европы, добавил спикер ГД.

«Есть определенные международные обязательства, но с другой стороны, мы не можем в угоду каким-то международным обязательствам решать вопрос, который не имеет полной поддержки нашего народа», - заявил Грызлов.

Оказалось, что очень даже можем. Принимать судьбоносные для страны решения вопреки мнению большинства собственных граждан и «в угоду каким-то международным обязательствам».

Кстати, «вашингтонский снайпер» и его 17-летний подельник выбирали случайных жертв и расстреливали их из укрытия из снайперской винтовки. Мухаммад и Малво были арестованы 24 октября 2003 года. Целью преступников, по их признанию, было «терроризировать страну» убийствами. По показаниям на суде Малво, Мухаммад намеревался убивать из снайперской винтовки по шесть человек ежедневно на протяжении 30 дней. После этого он планировал взрывать бомбы, начиненные поражающими элементами, в школах, школьных автобусах и детских больницах. Добавим, в 36-ти штатах США осужденным вводят смертельную инъекцию, в девяти сажают на электрический стул, в пяти - помещают в газовую камеру, в двух - вешают, в одном - расстреливают. При этом все смертники имеют право и на укол.