Подделка лекарств угрожает здоровью россиян

На модерации Отложенный

В России до 10% продаваемых лекарственных препаратов являются поддельными. Как заявила вчера председатель комитета Совета Федерации (СФ) по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко, 94% подделок производится за рубежом – в Венгрии, Польше, Германии, Китае и Индии, и только 6% – в России. Подавляющее большинство фальсификата приходится на препараты, пользующиеся повышенным спросом у населения. «Больше всего фальсификата (19%) приходится на спазмолитики. Препаратов, направленных на лечение сердечно-сосудистой заболеваний – 11% и на лечение желудочно-кишечного тракта – 8%», – отметила глава комитета СФ. Эксперты отмечают, что государство должно принимать срочные меры, чтоб исключить засилье фальсификата.

Проблема подделок лекарственных средств сегодня актуальна во всем мире. В своем докладе о контрафактной медицинской продукции, опубликованном в апреле 2008 года, специалисты ВОЗ отмечают, что установить количественные масштабы изготовления контрафактной продукции в мире не представляется возможным. Однако число эпизодов, выявленных в 2007 году, превысило 1500 (то есть в среднем более четырех эпизодов в день), что примерно на 20% больше, чем в 2006 году, и в 10 раз больше, чем в 2000 году.

Эксперты отмечают, что самым опасным видом подделок является «лекарство-пустышка», в котором не содержится целебное вещество. Такой препарат может быть безопасен даже при принятии внутрь, однако в случае, когда от лекарства ждут скорой помощи, эта «безопасность» оказывается смертельной. Другой тип подделки – препарат, имитирующий лечение. Целебное вещество внутри действительно обнаруживается, но более дешевое и менее эффективное. Такое лекарство способно обмануть даже врача, который наблюдает у больного улучшение, но не в том темпе, в каком ожидал. Третий тип поддельного лекарства – уменьшение или превышение дозы вещества. Наиболее распространенными в последнее время являются – препараты-дублеры, когда производитель вкладывает в лекарство нужное вещество и в нужной пропорции, но нарушает технологию. Этот серьезный изъян можно выявить только на стадии контроля качества.

«Любой фармацевтический препарат проходит клинические исследования, которые показывают эффективность и безопасность лекарств. Понятно, что фальсификат никаких исследований не проходит, поэтому реакция организма может быть самой неожиданной», – сказал РБК daily президент Общества защиты прав пациентов Александр Саверский.

Подобную ситуацию с фармацевтическими подделками эксперты связывают с некоторым хаосом, царящим на рынке. «Очень трудно сказать, какое количество контрафактных лекарств на самом деле реализуется в столице, потому что сегодня не проводятся выборочные закупки на определение химического состава лекарственных средств. Система контрольных закупок была упразднена. Действующая федеральная система сертификации лекарственных средств, фактически создана для того, чтобы выкачивать деньги из производителей. Процедура выдачи сертификата не подразумевает анализа химического состава лекарства. В большей степени смотрят на внешний вид лекарства, на упаковку, на документы, предоставленные производителем», - сказала депутат МГД, председатель комиссии по здравоохранению и охране общественного здоровья Людмила Степаненко. По ее словам, необходимо снова вернуться к системе контрольных закупок. Кроме того, проблема связана с тем, что в стране много лекарств, предоставляемых фирмами, зарегистрированными где-то за рубежом, в оффшорных зонах. «И они непонятно что поставляют в Россию и не понятно, кого привлекать за это к ответственности. Важно, чтобы все международные компании имели представительство в России, которое в случае обнаружения некачественной продукции и несло бы полную ответственность», - подчеркнула депутат.

Эксперты убеждены, что остановить рост числа подделок на фармацевтическом рынке под силу только государству. «Это многоплановая проблема. Ее не решить отдельными мерами. Тут нужно подходить к вопросу в комплексе. Важно четко контролировать производство и сбыт медицинских препаратов на всех стадиях», – сказала РБК daily исполнительный директор Ассоциации организаций по клиническим исследованиям Светлана Завидова. Согласился с ней и г-н Саверский. «Сегодня у нас контрольные органы работают отдельно от правоохранительных. Это как душевая через дорогу от бани. Росздравнадзор отправляет в прокуратуру свои материалы, однако дела по многим из них так и не заводят», – отметил он.

Сегодня в России за производство и распространение фальсифицированных лекарств законом предусмотрен штраф в 40 тысяч рублей. Эксперты убеждены, что эта мера должна быть ужесточена до уголовной ответственности. «Недопустимо, что из-за поддельных лекарств умирают люди, а мы взимаем с их производителей штрафы», – резюмировал в беседе с РБК daily доктор экономических наук Никита Кричевский.