Как будет жить Америка при 44-ом президенте?
На модерации
Отложенный
Перенесемся в 2012 год и посмотрим, как обстоят дела в США и во всем мире при 44-м верховном главнокомандующем Америки. Руперт Корнуолл, наиболее опытный и красноречивый британский политический обозреватель, заглядывает в будущее и оценивает, как каждый из указанных политиков справился с первым сроком
Президент Барак Обама
В известной степени он добился успеха. Теперь, когда он объявил о начале второй избирательной кампании в преддверии 2012 года, Барак Обама является, наверное, самым знаменитым человеком в мире. Он по-прежнему остается модной иконой и по-прежнему обещает перемены к лучшему, хотя у общественности и возникло чувство, что он не полностью выполнил данные обещания.
Он вывел большую часть войск из Ирака и не только не поддался на требования Израиля нанести удар по Ирану, но даже сумел в ходе первых серьезных ирано-американских переговоров более чем за 30 лет помириться в Тегеране с умеренным президентом Али Лариджани. В результате улучшилась ситуация в Ираке и на всем Ближнем Востоке.
Что еще важнее, во главе с первым в истории чернокожим президентом Америка восстановила (пусть не до конца) свою репутацию и вернула доброжелательное отношение других стран, растраченное при Джордже Буше. Страна активно участвует в глобальных переговорах по климатическим изменениям. В ее дипломатии появились новые приоритеты. При этом Обама на практике опроверг заявления своих критиков-республиканцев, которые в 2008 году говорили, что он не сможет противостоять врагам Америки.
Циничная паранойя эпохи Буша ушла в прошлое. Обама повел "войну с террором" умнее, сосредоточившись на Афганистане и Пакистане. Он исполнил свою угрозу, озвученную еще в 2007 году, и нанес удары по базам "Аль-Каиды" и "Талибана" на территории Пакистана, не дожидаясь разрешения колеблющегося правительства в Исламабаде. Но даже Обама не смог противостоять вращению колеса истории – относительный экономический спад уменьшил рычаги военного и дипломатического воздействия.
Подъем Китая продолжается. Индия и другие развивающиеся экономики отбирают все больше рабочих мест у США, несмотря на падение доллара. Хуже всего обстоит дело с рецессией в самой стране – она стала долгой, но неизбежной расплатой за финансовые излишества девяностых. Это сильно связало руки Обаме в первые два года у власти, обычно самые продуктивные для президента.
Все вышесказанное – это, конечно, лучший из возможных вариантов. По имеющейся информации предсказать будущее президента Обамы практически невозможно. Если он победит, то от него будут ждать очень многого, при том что известно о нем крайне мало. Ему будет 47 лет, и он придет в Овальный кабинет, будучи на шесть лет старше Джона Кеннеди в 1961 году. В то же время он провел всего три года в американском Сенате, а Кеннеди был сенатором восемь лет и до этого – конгрессменом.
Таким образом, нужно оценивать прошлое Обамы. Не просто тот факт, что он работал в трудном районе Саут-Сайд в Чикаго, и не то, что он черный. Что действительно отличает Обаму – так это то, что частично он не американец вовсе. У кого еще из кандидатов в президенты отец иностранец? Кто еще часть своего детства провел (даже шепотом страшно сказать) в мусульманской стране, Индонезии, а затем переехал на Гавайи – в самую удаленную часть США?
Это не значит, что у него больше знаний о мире, чем у Джона Маккейна, который не одно десятилетие занимался вопросами национальной безопасности. Но это значит, что он лучше Маккейна (не говоря уже о Буше) сможет понять, что другие страны думают об Америке, и потому будет лучше сознавать их опасения. Президент Обама не станет приносить в жертву национальные интересы США, но он может по-другому представлять себе, в чем заключаются эти интересы.
Дипломатии станет отводиться большая роль. Государственный департамент вернет себе влияние во внешней политике, которое при Буше перешло к Пентагону. Стоит ожидать, что США станут более тесно сотрудничать с ООН и другими международными организациями по таким вопросам, как борьба с распространением ядерного оружия, бедностью и климатическими изменениями. Но сейчас Обама в первую очередь стремится выиграть выборы. Потому-то на отвороте пиджака он носит значок с американским флагом, чтобы доказать свой "патриотизм", резко критикует Иран и делает реверансы в сторону Израиля.
Во внутриполитических вопросах Обама настолько либерален, насколько консервативен Маккейн. Но поскольку его наверняка поддержит демократическое большинство и в Сенате, и в Палате представителей, ему будет гораздо легче реализовать свои планы, чем президенту Маккейну. В семидесятые и восьмидесятые Америка сдвинулась вправо, а сейчас движется влево.
Президент Обама откажется от снижения налогов для богатых, которое имело место при Буше, и увеличит сбор средств в казну. Он поддерживает право на аборты (Маккейн выступает против них), а также намерен разрешить гражданские союзы для гомосексуалистов. В пику Маккейну он обещает назначить либеральных судей в Верховный суд. Кроме того, он сделает новую попытку создать систему всеобщего здравоохранения. Если это получится, роль федерального правительства увеличится. Но она увеличится во всей внутренней политике – начиная от образования и заканчивая энергетикой и финансовым регулированием. Обама оседлал волну общественных настроений: население хочет не чтобы правительство меньше управляло, а чтобы оно работало.
Трудности Обамы
Неопытность: быть может, это главная его слабость, и Джон Маккейн будет ее использовать. Если американцы выберут Обаму, они сделают ставку на человека, который почти не занимался вопросами национальной безопасности и практически не руководил ничем, кроме собственных дел в Конгрессе. В связи с этим крайне важно, кого он выберет в качестве вице-президента и кто в его команде будет отвечать за национальную безопасность. Ждите мудрых и достаточно агрессивных политиков, которые хорошо ориентируются в Вашингтоне.
Цвет кожи: Это главная неизвестная. Обама доказал, что способен привлекать на свою сторону и черных, и белых избирателей. Но никто не знает, какая часть американцев не согласна голосовать за черного: многие, кого пугает подобная мысль, никогда не признают этого в опросах. Если цвет кожи до сих пор выступает отрицательным фактором, то Обама потерпит поражение. Судя по всему, республиканцы будут разыгрывать расовую карту – с помощью слухов в интернете и других подобных уловок.
Хиллари: Проблема не в самой женщине, а в 18 с лишним миллионах граждан, которые поддержали Клинтон в ходе предварительных выборов.
Чтобы выиграть, Обаме придется объединить партию. Хиллари будет отведена большая роль в примирении, но в конечном счете лишь сам Обама сможет завоевать поддержку женщин и бедных представителей белого населения, которые считают его представителем элиты и потому во время праймериз поддержали его соперницу.
Президент Джон Маккейн
В 2012 году Джон Маккейн, самый старый человек, когда-либо избранный в Белый дом, намерен выдвигаться на второй срок. Ближний Восток пребывает в еще большем беспорядке, чем в ноябре 2008 года, когда Маккейн одолел Барака Обаму. Америка снижала количество войск в Ираке, но этот процесс резко прекратился в 2010 году, когда холодная война с Ираном переросла в горячую, а цены на нефть побили все рекорды.
С другой стороны, 44-й президент дал безоговорочное согласие на борьбу с глобальным потеплением и заключил с Россией договор, по которому ядерное оружие только что не уничтожалось совсем. Мир по-прежнему не считает США маяком надежды и справедливости, однако ненавидят Америку уже не так сильно, как в темную эпоху Джорджа Буша.
А вот в самой стране разрыв между двумя Америками – либеральной и консервативной – почти так же широк, как на момент ухода Буша из Белого дома в январе 2009 года. Верховный суд сместился вправо, когда Джон Маккейн назначил двух консервативных судей, как и обещал в ходе избирательной кампании. Как и было обещано, он снизил налоги, но одновременно снизил и социальные расходы – это, как и новый всплеск цен на энергию, больнее всего ударило по бедным американцам.
Это, конечно, лишь один из возможных сценариев. И к нему следует относиться осторожно, поскольку в нынешнем многополюсном мире рычаги экономического и дипломатического влияния США стали меньше, а руки у Вашингтона не так длинны, как десять лет назад. Не говоря уже о восьмидесятых и начале девяностых, когда у руля стояли Рональд Рейган и Джордж Буш-старший, советская империя рушилась, а Саддама изгнал из Кувейта самый широкий альянс государств в новейшей истории.
Действия президента Джона Маккейна предсказать сложно, учитывая, как различаются общие представления об этом человеке и его реальная сущность. Публика воспринимает его как подлинного индивидуалиста, который говорит все как есть, который готов ради принципов пойти на конфликт с собственной партией. Именно поэтому он практически единственный из республиканцев, кому люди верят, когда он утверждает, что не станет покорно идти вслед за Бушем. Но на деле во многих вопросах их расхождения скорее кажущиеся, нежели реальные.
Маккейн – консерватор, и он стремится, чтобы Америка была консервативной. В этом он повторяет не только Рейгана, но и Буша – "сострадательного консерватора", как тот называл себя в ходе избирательной кампании 2000 году. Тем не менее, Буш занял в управлении более правые позиции, чем кто-либо из республиканцев со времен Гувера. В некотором смысле приход Маккейна означает откат к более примитивному, чистому консерватизму, очищенному от фантазий неоконсерваторов. Этот консерватизм выступает за сбалансированный бюджет, против дефицита, и верит, что США должны заниматься своими делами – если только речь идет не об 11 сентября и не о нападении Саддама на беззащитного, но стратегически важного соседа, богатого нефтью.
Это консерватизм в самом базовом, буквальном смысле. В то же время, в случае избрания Маккейн, вероятно, станет первым "зеленым" президентом Америки. Он признает угрозу окружающей среде. Почти наверняка он подпишет договор о глобальном ограничении выбросов парниковых газов, будет развивать добычу возобновляемой энергии и введет строгие, давно необходимые стандарты по экономии топлива в автопромышленности.
И все же в других отношениях он может оказаться новым воплощением Буша, как предупреждают демократы. Будучи сенатором, Маккейн на Капитолийском холме выступал против пыток и нарушения базовых прав подозреваемых в терроризме. На практике он пошел на компромисс, позволивший Бушу продолжать делать то, что тот считал нужным.
Можно представить, что по образцу "Никсон едет в Китай" он начнет вывод американских войск из Ирака. С другой стороны, Маккейн относится к Ирану даже более агрессивно, чем Буш, и проявляет в этом вопросе еще большую импульсивность. Он поддерживает Израиль так же твердо, как и Буш, и не дает оказывать на еврейское государство мощное давление с тем, чтобы то прекратило создавать поселения на палестинских территориях. Он обещает заключить с русскими масштабный договор о разоружении. И одновременно пригрозил выкинуть Москву из "большой восьмерки".
Во внутренней политике Маккейн придерживается республиканской линии. Он является резким противником абортов. Он признает, что недостаточно знает об экономике, однако обещает продолжить снижение налогов, начатое при Буше, даже для самых богатых. Что более важно, он хочет включить в состав Верховного суда консерваторов, то есть его наследие сохранится на десятки лет.
Маккейн любит сравнивать себя с Барри Голдуотером, чье место в Сенате он занял в 1986 году. Голдуотер – икона всех нынешних американских консерваторов.
Трудности Маккейна
Возраст: В 72 года он станет самым старым человеком, который когда-либо избирался президентом (Рональду Рейгану на момент прихода к власти было 68 лет). Судя по результатам последнего медицинского обследования, Маккейн пребывает в отличной форме, хотя ему явно угрожает развитие меланомы – рака кожи. Тем не менее, его возраст будет вызывать определенное беспокойство, особенно если он захочет избираться на второй срок. Советники Обамы уже говорят, что он "утратил хватку" в ряде ключевых вопросов.
Буш: Самой насущной задачей для Маккейна будет дистанцироваться от "ядовитого" президента и его партии, действиями которых недовольны 70% американцев. Избирательный штаб Обамы уже заявляет, что избрание Маккейна фактически станет третьим сроком Буша. Проблема заключается в том, что Маккейну нужно не отпугнуть те 30% избирателей, которые по-прежнему поддерживают Буша.
Партия: Он нравится независимым избирателям, но консерваторы, опора Республиканской партии, воспринимают его с большим подозрением. Он пытался примириться с религиозными правыми, но не сильно в этом преуспел. "Я не смогу и не буду голосовать за Джона Маккейна, это вопрос совести", – заявил в феврале Джеймс Добсон, лидер христианской организации Focus on the Family. Его примеру последуют и многие другие.
Комментарии