Путинская система стабильна, пока цены на нефть высоки. Часть II

На модерации Отложенный

Читать начало

Владимир Путин дал интервью французской газете «Le Monde». В нем Путин заявил, что во время терактов в Беслане и Норд-Осте, а также в Чечне он, будучи президентом, принимал «правильные решения». «Я уверен, что если бы мы постарались решить иначе, это все продолжалось бы», - сказал Путин.

«Можно было бы рассчитывать на более эффективную деятельность наших специальных подразделений, - сказал он. - Но то, что мы должны были пресекать попытки дестабилизировать страну - это совершенно очевидно, и любая страна мира, как только она идет на уступки террористам, в конечном счете, она несет большие потери, чем те, которые возникают в ходе проведения спецопераций».

По словам экс-президента, уступки террористам в конечном итоге разваливают государство и увеличивают количество жертв. Путин сказал также, что к уголовной ответственности за преступления в Чечне привлекаются лица «вне зависимости от того, чем они руководствовались, и где они раньше работали или служили». «Это касается и боевиков бывших, это касается и российских военнослужащих. Сейчас уже закончились суды над рядом лиц, которые признаны виновными в совершении уголовных преступлений, будучи офицерами федеральных войск, федеральных органов власти, будучи офицерами нашей армии. Они находятся в местах лишения свободы», - сказал Путин, явно имея в виду Юрия Буданова и находящихся в бегах членов группы Эдуарда Ульмана.

По словам премьера, это было непростое решение для судебных органов. «Потому что, несмотря на очевидность совершенных ими деяний, суды присяжных их неоднократно оправдывали - несмотря на очевидность содеянного. Это говорит о том, каковы настроения в российском обществе, особенно после тех зверств, которые чинили террористы над нашими гражданскими лицами», - сказал Путин.

Комментируя интервью Путина, политический обозреватель ФОРУМа.мск Руслан Саидов сказал: «Преобладающие настроения в российском обществе - античеченские, эти настроения отказывают чеченцам в праве пользоваться всем комплексом прав граждан Российской Федерации, включая право на свободный выбор места жительства и рода занятий. К тому же многие в России считают, что Чечню и соседние республики Северного Кавказа вообще следует исключить из состава РФ, предварительно депортировав туда всех кавказцев, проживающих в Москве и других российских регионах. Все это не секрет, но об этом Путин французам ничего не сказал.

Ничего не сказал он и о том, что террористы, которые, выражаясь его словами, чинили зверства над гражданами, практически все поголовно были агентами Лубянки, начиная с карачаевской группы Ачемеза Гочияева, обвиняемой во взрывах домов в 1999 году, и заканчивая Мовсаром Бараевым, родственником Арби Бараева, свободно разъезжавшего по Чечне через все блок-посты с «корочками» ФСБ и регулярно, не скрываясь, объявлявшегося в Москве, в том числе, в администрации президента Путина, и реальными руководителями Беслана - Доккой Умаровым и амиром Магасом, которым для прибытия к школе № 1 российские спецслужбы предоставили специальный коридор и которых через сутки тайно вывели из здания захваченной школы, препроводив в Ингушетию.

Тем не менее, судя по тенденциям в России и мире, и Беслан, и Норд-Ост, и взрывы домов, когда придет время, возможно, станут еще предметами объективного расследования, которое не ограничится «стрелочниками» наподобие Буданова и Ульмана, а дойдет до самого верха».

5 июня:

Руслан Саидов: «Я не отрекаюсь от своих слов, что Удугов Мовлади до сентября 1991 года состоял секретным сотрудником УКГБ по Чечено-Ингушской АССР и в этом качестве информировал «органы» о настроениях в среде чечено-ингушской интеллигенции, в частности, в журналистской среде. Об этом свидетельствуют документы, которые я по поручению Дудаева Джохара изъял в здании УКГБ по ЧИ АССР.

Осенью 1991 года я докладывал о сотрудничестве Удугова с КГБ президенту ЧРИ Дудаеву. Весной 1998 года я вновь докладывал об этом своему на тот момент непосредственному начальнику Атгериеву Турпалу-Али, а затем, по его поручению, президенту ЧРИ Масхадову Аслану. Тогда же я по своей инициативе ознакомил с подноготной Удугова муфтия ЧРИ Кадырова Ахмата.

Не вызывает сомнений самая тесная связь со спецслужбами России также Умарова Докки и Газиева Тархана, и их участие в убийствах по заказам из Москвы. Именно так 17 сентября 2007 года на трассе «Кавказ» был расстрелян Калиматов Алихан, установивший причастность федеральных силовых структур к деятельности «эскадронов смерти», совершающих убийства и похищения людей в Ингушетии.

Об отношениях Умарова Докки с Лубянкой, о его так называемом лечении в Нальчике под охраной ФСБ, когда он сдал российским спецслужбам Темирбулатова, о Беслане, где ему те же спецслужбы предоставили свободный коридор для входа и выхода, я говорил неоднократно. И не я один. О том, сколь высоко «ценят» Умарова на Лубянке, с оперативными материалами на руках подробно рассказал, в частности, Асхабов Саид.

Мухабарат, руководимый Газиевым Тарханом, - это структура, насквозь пронизанная российской агентурой. В свою очередь, федеральные службы и органы на Северном Кавказе не в меньшей степени пронизаны агентурой Мухабарата. При этом Газиеву отведена роль, аналогичная роли небезызвестного Азефа 100 лет назад, который одновременно был руководителем террористической группы, убивавшей губернаторов и министров, и агентом царской «охранки».

«Таким образом, - подытожил Руслан Саидов, - враги Чеченской Республики - Лубянка и Мухабарат радикально-исламистского «Эмирата Кавказ», внешне выглядящие антагонистами, в реальной жизни не просто ситуационно сотрудничают, но, по сути, намертво срослись друг с другом, причем непонятно, кто из них кем в большей степени манипулирует».

«Такая ситуация характерна не только для России и Кавказа, но и для других регионов мира», - продолжил Руслан Саидов. Он сказал:

«Так, общеизвестно, что «Аль-Каида» и Усама Бин Ладен были созданы ЦРУ США в 1980-е годы в Афганистане при содействии Внешней разведки Саудовской Аравии и Межведомственной разведки Пакистана. Тогда же группировка ХАМАС в секторе Газа набрала силу при тайной помощи израильских спецслужб, стремившихся создать противовес ООП и Ясиру Арафату. Это уже потом опеку над ХАМАСом перехватила Саудовская Аравия, а затем, примерно с 2005 года - шиитский Иран, что, кстати, абсолютно противоестественно.

Движение «Талибан» - это плод работы спецслужб и армии Пакистана в 1990-е годы. Исламское движение Узбекистана Джумы Намангани и Тахира Юлдашева изначально было создано российскими военными спецслужбами для оказания давления на недружественный Кремлю вплоть до мая 2005 года режим президента Ислама Каримова.

Наконец, «Аль-Каида» в Ираке и Абу-Мусаб аз-Заркауи были взращены Саудовской Аравией, одно время всерьез опасавшейся стать следующей после Ирака жертвой «демократизации» по-Бушу, и немецкой разведкой БНД, выполнявшей волю канцлера Шредера и куратора спецслужб Германии Штайнмайера, резко возражавших против американских военных акций в регионе Ближнего Востока.

Если касаться шиитского радикализма, то иранский контроль над «Хизбаллой» в Ливане и «Армией Махди» в Ираке признается едва ли не официально. Меньше афишируется связь этих террористических групп с немецкими спецслужбами».

В тоже время Руслан Саидов призывает «не смешивать все в одну кучу»:

«Во-первых, не существует никакого общеисламского, суннитско-шиитского террористического интернационала, а финансирование Ираном ХАМАСа - это единичный случай, исключение из правил. В целом же, нет более ненавидящих друг друга врагов, чем Иран и суннитские радикальные исламисты.

Во-вторых, из того, что Россия когда-то создала ИДУ, а США - «Аль-Каиду», совсем не следует, что они продолжают ими управлять. «Контрольный пакет» в ИДУ Юлдашева уже давно у китайцев и дружественной им части пакистанцев, а «Аль-Каида» - это вообще «переходящее красное знамя», с самым крупным «пакетом» на сегодняшний день опять-таки у Китая.

Наконец, в-третьих, надо четко понимать, что исламофобы всех мастей от израильских правых до русских фашистов специально раздувают масштабы угрозы со стороны радикального исламизма, находят ее даже в таких европеизированных странах, как Босния и Герцеговина, Албания и Республика Косово, где собственных радикальных исламистов нет и отродясь не было, а пришлые, с Ближнего Востока, пытавшиеся было в 1990-е годы внедриться на Балканах, были достаточно быстро изгнаны оттуда самими же местными мусульманами.

Что до Чечни, присутствие в ней радикальных исламистов с середины 1990-х годов было в первую очередь обусловлено не интригами «внешних сил», а подрывной деятельностью российских спецслужб и их агентов наподобие Умарова, Газиева и Удугова». ...

Руслан Саидов полагает: «Активность в Пакистане и вокруг него в ближайшие месяцы будет только возрастать, так как вплотную в повестку дня встал вопрос о задержании или ликвидации Усамы Бин Ладена. Это может произойти летом - в начале осени, если, конечно, Китай, как это раньше уже бывало, вновь не предоставит ему тайное убежище на своей территории.

Что касается возможного удара США по Ирану, то он точно уже не поможет решить проблемы погрязшего в коррупционном скандале израильского премьера Ольмерта, вряд ли поможет Джону Маккейну в конкуренции с Бараком Обамой, но очень сильно поможет Махмуду Ахмадинежаду победить на выборах в следующем году Али Лариджани и сохранить себя в президентском кресле».

28 мая:

В Иране состоялась официальная церемония избрания бывшего секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани на пост спикера меджлиса восьмого созыва.

Ранее, в воскресенье, прошло заседание представителей консерваторов, получивших большинство в парламенте. На нем состоялось голосование за кандидатуру нового председателя законодательного органа страны.

За пост спикера меджлиса боролись прежний спикер парламента Г.Х.Адель, которому симпатизируют сторонники президента Махмуда Ахмадинежада, и бывший переговорщик с международным сообществом по иранской ядерной проблеме Лариджани, наиболее вероятный будущий конкурент Ахмадинежада на президентских выборах 2009 года. В итоге за Лариджани проголосовали 160 из 229 участников заседания, за Аделя - только 50 депутатов.

Комментируя итоги голосования, политический обозреватель ФОРУМа.мск Руслан Саидов высказал мнение, что оно продемонстрировало реальный крайне низкий уровень поддержки президента в парламенте среди правящих консерваторов. «Теперь спасти Ахмадинежада могут только американцы, если подвергнут Иран демонстративному авиаракетному удару в преддверии собственных президентских выборов в ноябре этого года», - считает Руслан Саидов.

Однако, полагает он, «это вряд ли произойдет, так как более выигрышной темой в американской избирательной кампании был бы показ по телевидению арестованного Усамы Бин Ладена». «Сейчас, как можно предположить, между США и Китаем, на границе которого, возможно, скрывается Бин Ладен, идет торг об условиях, на которых китайцы согласятся не укрывать «террориста № 1» на своей территории, что сделает его задержание практически неизбежным», - строит гипотезу политический обозреватель ФОРУМа.мск.

Руслан Саидов не исключает возможности того, что со стороны США «торг с Китаем о судьбе Бин Ладена ведут те же люди, кто в 1980-м году вел торг с имамом Хомейни о том, чтобы захваченные в Тегеране в заложники американские дипломаты не были бы освобождены до президентских выборов, на которых Джеймсу Картеру противостоял Рональд Рейган». «Тогда, - считает Руслан Саидов, - Ирану было сделано слишком много неоправданных уступок, и это может повториться сегодня в случае Китая».

29 мая:

Постоянный автор ФОРУМа.мск Андрей Пионтковский недавно поделился в «Гранях.ру» своими впечатлениями от семинара в Высшей школе международных отношений в Вашингтоне, на котором с докладом «Шанхайская организация сотрудничества: новые тенденции» профессор из Китая Пань Гуан, весьма близкий к кругам КПК, определяющим внешнеполитический курс КНР. В переводе с английского основные тезисы доклада товарища Паня следующие:

«Ни одного серьезного коллективного экономического проекта ШОС в странах Центральной Азии не осуществляется. Русские хотели бы проводить их через те структуры, в которых, как им кажется, они доминируют, - СНГ, Евразийский союз, - но это пустые организации, они подписали более тысячи документов, но ни один из них не работает. Поэтому мы заключаем серьезные двусторонние соглашения с Казахстаном, Узбекистаном, Таджикистаном.

Два года назад приезжал к нам Владимир Путин. Говорил о каком-то «энергетическом клубе». Мы до сих пор не поняли, что это такое. Да и какой может быть клуб у страны-поставщика со страной-потребителем? Русских интересует только цена на энергоносители.

Они угрожают европейцам, что если те не примут их цену, они будут продавать газ и нефть нам. Потом они приезжают к нам и говорят, что если мы не согласимся на их условия, то они будут всё продавать европейцам.

О чем с ними вообще можно договариваться? Мы заключили соглашение с Ходорковским, а они посадили его в тюрьму. С тех пор пять лет идут пустые разговоры. А мы за это время построили нефтепровод из Казахстана.

Да и вообще, когда в 2001-2003 годах у них были хорошие отношения с Западом, они и думать забыли и о Китае, и о ШОСе. А сейчас когда им понадобилась какая-то политическая опора на Востоке, они снова приезжают к нам.

Почему-то ШОС принято считать антиамериканской организацией. На мой взгляд, это глубокое заблуждение. У отдельных членов ШОС могут быть трения с США, но это вовсе не означает, что ШОС в целом антиамериканская организация. Например, у ряда стран АСЕАН есть проблемы с США, но разве АСЕАН - антиамериканский блок?

Нас очень беспокоит ухудшение ситуации в Афганистане. По понятным причинам мы не можем участвовать в военных операциях под командованием блока НATO, членом которого мы не являемся. Но можно подумать о другом формате. В Южном Ливане, например, сейчас находится около тысячи китайских солдат по мандату ООН. Но что такое для нашей безопасности Южный Ливан по сравнению с находящимся у наших границ Афганистаном?!».

Упоминание товарищем Панем Афганистана, видимо, не случайно. Как говорил вчера в комментарии на ФОРУМе.мск наш политический обозреватель Руслан Саидов «выигрышной темой в американской избирательной кампании был бы показ по телевидению арестованного Усамы Бин Ладена».

«Как можно предположить, между США и Китаем, на границе которого, возможно, скрывается Бин Ладен, идет торг об условиях, на которых китайцы согласятся не укрывать «террориста № 1» на своей территории, что сделает его задержание практически неизбежным», - строит гипотезу Руслан Саидов.

При этом он не исключает, что со стороны США «торг с Китаем о судьбе Бин Ладена ведут те же люди, кто в 1980-м году вел торг с имамом Хомейни о том, чтобы захваченные в Тегеране в заложники американские дипломаты не были бы освобождены до президентских выборов, на которых Джеймсу Картеру противостоял Рональд Рейган».

К сказанному Руслан Саидов добавил, что «сегодня ни Америка, ни Китай еще не готовы к лобовой конфронтации друг с другом. А раз так, между ними вполне возможны тактические соглашения не только о судьбе Бин Ладена и создании спокойного международного фона на период проведения Олимпиады в Пекине, но и по более серьезным вопросам, в том числе, по России».

«Я время от времени встречаю в англоязычных блогах сообщения блоггеров-китайцев, - сказал Руслан Саидов. - В самом континентальном Китае блогосфера недоступна, что несколько затрудняет изучение общественного мнения в этой стране. Но настроение англоязычных блоггеров-китайцев, агрессивность их тона в отношении Приморья и Приамурья, отторгнутых от Китая царской Россией 150 лет назад, мало отличается от того, что пишет в комментариях на ФОРУМе.мск публика, свихнувшаяся на Крыме и Севастополе».

В свою очередь, Андрей Пионтковский, резюмируя свои выводы о природе «Великой дружбы», пишет: «Российское евразийство исторически вторично, является функцией обиды на Запад и выполняет для российской «элиты» роль не более чем психологической прокладки в критические дни ее отношений с Западом.

При чем тут Китай, Индия, сербские «братушки», иранский или северокорейский диктаторы? Все это не более чем сиюминутные поводы, необходимые страдающей маниакально-депрессивным синдромом российской «элите» для выяснения отношений с вечно ненавидимым и вечно любимым Западом. Не к случайному собутыльнику, а к небесам Запада обращен экзистенциальный русский вопрос «А ты меня уважаешь?».

Китайцы, кстати, всё это прекрасно понимают и поэтому относятся к российским спорадическим заигрываниям скептически и с неизбежной дозой снисходительного и высокомерного презрения».

26 мая:

Комментируя на ФОРУМе.мск недавние результаты опроса ВЦИОМ, о «врагах России» , в число которых помимо США попали страны Балтии, Польша, Украина, Грузия и даже Чечня, формально считающаяся частью РФ, политический обозреватель ФОРУМа.мск Руслан Саидов сказал: «Я не удивлен, что в список стран-врагов России попала Чечня. Другие соцопросы также показывают, что в России крайне негативно относятся к чеченцам и другим выходцам с Кавказа и из Средней Азии. Эти же опросы демонстрируют огромную популярность у русских Сталина, организовавшего геноцид целых народов». ...

Комментируя на ФОРУМе.мск месяц назад демографическую ситуацию в России, Руслан Саидов говорил: «Из примерно 150 постоянных (включая гастрбайтеров) жителей Российской Федерации не менее 20 миллионов - представители мусульманских народов Северного Кавказа, Поволжья, Азербайджана и Центральной Азии. К 2020 году их стало бы без учета дальнейшей иммиграции 25 миллионов, к 2050 году - 35 миллионов. Но так как иммиграция с темпом до 1 миллиона человек в год, несомненно, будет продолжена, реально к 2020 году мусульман на территории России будет 30-35 миллионов, а к 2050 году - не менее 60 миллионов. При этом славянское население России в 2020 году составит 90-95 миллионов. и в 2050 году - примерно 60 миллионов, то есть столько же, сколько и мусульман. Кроме того, к тому времени в России окажется не менее 15-20 миллионов китайцев».

В наибольшей степени сказанное относится к Дальнему Востоку, где, наряду со всеми остальными демографическими тенденциями, присущими всей Российской Федерации, налицо массовый отток жителей в центральную Россию и, наоборот, наиболее активная иммиграция из соседнего Китая.

В середине XIX века царский режим отторг Приамурье и Приморье у тогда ослабленного Китая. С тех пор регион стал интенсивно заселяться переселенцами из центра России, особенно, с Украины. К началу XX века славянское население составляло в регионе уже подавляющее большинство. После 1917-го года регион стал ареной гражданской войны, которая закончилась там лишь в 1922-м году после изгнания войсками Дальневосточной Республики и красными партизанами из Владивостока белогвардейских банд. Тогда В.И.Ленин сказал, что Дальний Восток - «край нашенский».

По всей видимости, через сто лет после этого так уже нельзя будет сказать.