Что будет с нефтяным рынком?

На модерации Отложенный Одиннадцать лет назад, после тщательного изучения вопроса и долгих размышлений, Ричард Рейнуотер (Richard Rainwater) пришел к выводу, что затяжное падение нефтяных цен, продолжавшееся с начала 1980-х, должно подойти к концу. Будучи миллиардером, составившим себе репутацию и состояние, инвестируя нажитые на нефти богатства техасской семьи Басс из Форт-Уорта в неэнергетические активы вроде акций Disney, Рейнуотер имел достаточно средств, чтобы воплотить этот прогноз в практические действия. В результате он вложил порядка 300 миллионов собственных долларов в ценные бумаги топливно-энергетических компаний и нефтегазовые фьючерсы.

Какое-то время казалось, что он совершил ужасную глупость. В конце 1998 г. нефтяные цены рухнули ниже 10 долларов за баррель. Коллеги-инвесторы сколачивали миллиардные состояния на акциях интернетовских компаний, а капитал Рейнуотера таял с каждым днем.

Вы уже, наверно, догадались, что произошло дальше. Интернетовский рынок рухнул, нефтяные цены начали расти как на дрожжах - и сделанная Рейнуотером ставка на энергетические активы стала выглядеть как один из самых дальновидных инвестиционных прогнозов нашей эпохи. Она принесла ему до 2 миллиардов долларов; в результате в списке 400 богатейших американцев по версии журнала Forbes Рейнуотер переместился из середины второй сотни в 1999 г. на 91 место летом прошлого года (общий объем его капиталов составил 3,5 миллиарда).

А теперь угадайте, как поступил Рейнуотер несколько недель назад - как раз в тот момент, когда цены на нефть впервые преодолели планку в 129 долларов за баррель? 'Я продал свои акции Chevron, - рассказывает он. - Я продал акции ConocoPhillips. Я продал акции Statoil. Я продал акции ENSCO. Я продал свои акции Pioneer Natural Resources. В общем, все продал'.

Эта новость - мы сообщаем о ней первыми - крайне важна. Многие деятели Уолл-стрит в последнее время предупреждают - особенно активен в этом смысле Джордж Сорос (George Soros), легенда хеджевого бизнеса - что из-за спекуляций нефтяные цены превратились в 'мыльный пузырь', который вскоре лопнет. Но это - не просто разговоры: один из тех, кто больше всего выиграл от нефтяного бума последнего десятилетия, решил выйти из игры.

К каким выводам подталкивает нас решение Рейнуотера сегодня - когда страна не может привыкнуть к тому, что бензин стоит 4 доллара за галлон? Воспринимать это как предвестник того, что удвоение нефтяных цен за последние восемь месяцев смениться противоположной тенденцией? Можем ли мы теперь облегченно вздохнуть и снова вывести из гаражей наши мощные 'Хаммеры'?

Поскольку речь идет о будущем, точных ответов здесь не может быть по определению. Но когда вы берете телефонное интервью у самого Рейнуотера, поневоле возникает ощущение, будто вы попали на закрытый показ фильма, который выйдет на экраны через пару месяцев.

Он уверен, что падение цен на нефть неизбежно - и именно поэтому избавился от акций энергетических компаний. Рейнуотер, однако, не претендует на то, что ему удалось безошибочно выбрать момент.
Избавившись от этих активов в мае, и видя, что нефть продолжает расти, превысив 135 долларов за баррель, он решил было, что допустил роковую ошибку. С тех пор цена немного упала, и Рейнуотер чувствует себя уже спокойнее. Тем не менее он замечает: 'Я сделал такую ставку, но кто знает? Кто знает - может быть, я поторопился?'

На более общий вопрос о том, действительно ли девятилетнему периоду повышения цен на 'черное золото' пришел бесповоротный конец, Рейнуотер дает однозначный отрицательный ответ. Ставку на повышение он в свое время сделал, прочтя вышедшую в 1992 г. книгу 'За пределом' (Beyond the Limits) - путаный, изобилующий статистикой и чрезвычайно пугающий труд, навеянный знаменитым, вызвавшим крайне неоднозначные отклики сразу после публикации в 1972 г., докладом Римского клуба об истощении ресурсов планеты под названием 'Пределы роста' (The Limits to Growth). С тех пор он продолжает 'глотать' апокалиптические прогнозы о том, что случится с миром, когда запасы нефти начнут истощаться (войны, крах глобальной экономики). 'Это первый сценарий из всех, что мне доводилось прочесть, после которого я всерьез усомнился в выживании человечества', - отметил он в интервью Fortune в 2005 г. Сегодня Рейнуотер настроен не столь мрачно, но, по его собственным словам, не видит каких-либо признаков, указывающих на то, что изобильное предложение нефти на мировом рынке когда-нибудь восстановится, или что в обозримом будущем этому виду сырья будет найдена адекватная замена.

Рейнуотер ожидает лишь 'небольшого затишья' в сфере нефтяных цен: после этого 'я 'перезагружусь' и сделаю еще один заход'. О том, что именно может стать сигналом для такой 'перезагрузки', он говорит уклончиво: 'Я бы хотел вернуться в тот момент, когда цены будут подходящими, правильно выбрать время, и сделать еще пару миллиардов долларов'. А кто бы этого не хотел?!

Одной из причин, по которым Рейнуотер решил продать акции, стали результаты опроса читателей на инвестиционном сайте Motley Fool - да, даже миллиардеры черпают там идеи. На вопрос 'Как вы реагируете на повышение цен на бензин?' 77% респондентов ответили, что сокращают его потребление (реже садятся за руль, собираются приобрести гибридный автомобиль, пересесть на мотоцикл и др.). Рейнуотер, оказавшийся в числе тех 23%, кто ответил 'Абсолютно ничего. Мои нефтяные акции дают мне высокую прибыль', воспринял эти итоги как многозначительный намек.

'Я просто почувствовал, что Америка не готова платить 4 доллара за бензин, и поэтому пауза неизбежна, - объясняет он. - И вот пауза наступила'. Но даже устойчивый поворот в пользу энергосбережения в США не повлияет на основные движущие силы повышения нефтяных цен в долгосрочной перспективе - стагнацию добычи в мировом масштабе и динамичный рост спроса в Китае, Индии и других странах с развивающейся рыночной экономикой. Так что обратите внимание: Рейнуотер не случайно выбрал именно слово 'пауза'.