Россию накрыла волна необычных памятников

На модерации Отложенный

Уходящий «культурный сезон» оказался заметным не только по части премьер, гастролей и рекордных кассовых сборов. Особую активность стали проявлять отечественные скульпторы, которые по части креатива запросто могут дать фору, например, своим немецким коллегам, недавно сваявшим в Берлине памятник геям – жертвам фашизма. Судите сами – российские художники возвеличить пытаются всё на свете: плавленый сырок, газетное объявление, авоську, курительную трубку, табурет... Мода отливать в бронзе всё, что захочется, началась с питерского Чижика, но повально захлестнула Россию только в последние два года. За это время в стране установлено в пять раз больше памятников, чем за весь ХХ век.

Популярность Чижика долгое время не давала москвичам покоя, но недавно эта проблема была решена, когда в сквере у Новодевичьего монастыря появилась композиция «Дорогу утятам». Но поскольку питерскую птичку несколько раз похищали с постамента, в столице решили перестраховаться и рядом с утками поставили будку охраны.

В Мытищах из земли торчат три металлических рельса, на вершине которых покачиваются разноцветные сантехнические задвижки – своеобразный памятник водоснабжению. С особой любовью смотрят на него жители района, когда там отключают горячую воду. Водопроводная тема получила своеобразное продолжение в Ростове-на-Дону, где в августе прошлого года появилась огромная (высотой больше двух метров) бронзовая дама с ведром. Колоритно подбоченясь, она набирает воду в колонке. Изготовить и установить подобный памятник стоит не меньше миллиона рублей. Такой суммы, кстати, вполне хватило бы на то, чтобы полностью обновить водопроводные трубы на какой-нибудь улице.

В том же Ростове зимой 2008 года появился памятник Неизвестному артисту, представляющий собой кресло и скрипку. Правда, самого артиста в этой композиции нет, поскольку им может стать любой, кто сядет в кресло. Три месяца спустя как бы в продолжение темы в Калуге открыли памятник Неизвестному зрителю. Скульптура, которую установили на брусчатке Театральной площади, представляет собой девушку с табличкой «Нет ли лишнего билетика?».

Города явно соревнуются между собой, обзаводясь все новыми и новыми необычными творениями. Любовник в трусах свисает на одном из балконов в Томске, а влюбленная пара восседает на ограде в Екатеринбурге. Скульптурная группа «Дядя Яша и стажер» привлекает внимание публики на одной из улиц в Красноярске, а радиатор отопления, который сантехники должны ремонтировать, установлен в Самаре.

Поток забавных предложений не иссякает. На минувшей неделе фанаты из Нижнего Новгорода предложили установить памятник Диме Билану, о чем они написали в открытом письме президенту России. Предполагалось, что Билан будет изображен в образе Гая Юлия Цезаря с лавровым венком на голове. Однако в администрации президента этот проект не поддержали и отказали в финансовой помощи. «Мы уже устали обращаться в инстанции, – сказала корреспонденту «НИ» Анна Фоменко, одна из поклонниц Билана. – В администрации Нижнего Новгорода нашу идею тоже восприняли с опасением».

Впрочем, это только кажется, что установка памятника – дело простое. Сначала должна появиться инициативная группа – представители общественности, которые выступят с проектом монумента.

Их задача заключается в том, чтобы доказать необходимость нового памятника. Свои проекты общественники подкрепляют, как правило, историческими справками, определяют источник финансирования и должны отправить предложение в Москву, в комиссию по монументальному искусству. Затем начинается официальное обсуждение проекта. Правда, так и останется загадкой, кто сумел доказать нужность памятника водке (Самара), табурету (Москва) или соленым ушам (Пермь).

Ежемесячно в комиссию по монументальному искусству поступают десятки самых невероятных идей. В марте этого года один из москвичей предложил увековечить Владимира Путина на Театральной площади – на месте стоящего пока там памятника Карлу Марксу. Но в комиссии отметили, что в цивилизованных странах значимость общественных и государственных деятелей определяется через полвека после того, как они покинули государственный пост. В минувшем году почитатели кинорежиссера Георгия Данелия предложили установить памятник героям «Мимино». Однако члены той же комиссии проект отклонили, отметив, что район Чистых прудов, где предлагалось установить композицию, и так перенасыщен скульптурными композициями.

«Посмотрите, какое обилие самых невероятных скульптур из бронзы, – сказал «НИ» московский краевед Михаил Бычков. – Недавно инициативная группа предлагала установить бюст Провинциалу. Комиссия по монументальному искусству этот проект отклонила. Но что толку? На площади Лермонтова и без того стоит памятник Гастарбайтеру. Или другой пример. Комиссия не разрешила устанавливать памятник Лужкову, хотя аналогичный памятник существует во дворе Музея современного искусства».

«Мы не одобрили скульптурную композицию Михаила Шемякина «Дети – жертвы пороков взрослых», но она все равно появилась на Болотной площади, – вторит коллеге Лев Лавренов, председатель комитета по монументальному искусству при Мосгордуме. – Причину объяснить просто: в «Законе о комиссии по монументальному искусству» есть статья, в которой сказано, что, если памятник идет в подарок городу, его беспрекословно следует принять».

Льва Николаевича не пугает набравшая силу тенденция ставить необычные памятники. «С одной стороны, мы принимаем далеко не все, что нам предлагают. Например, совсем недавно мы отклонили проект памятника Ельцину. Он фигура неоднозначная, и, на наш взгляд, должна пройти пара десятков лет, чтобы вновь вернуться к этому проекту. Кроме того, в нашу комиссию все чаще поступают предложения поставить памятник живому человеку. Например, была идея отлить из бронзы монумент врачу Льву Рошалю или директору завода. Эти проекты мы тоже отклоняем. Но ко всевозможным изваяниям ушей, табуреток и сказочных персонажей относимся вполне дружелюбно».

Впрочем, устанавливая необычные скульптуры, монументы советским деятелям тем не менее не сносят. Как показала недавняя перепись, проведенная комиссией по монументальному искусству, в одной только столице обнаружены 68 Лениных, 4 Крупских и несколько Кировых.

\"epitafia.jpg\"