Московская межбанковская валютная биржа снова в центре скандала
На модерации
Отложенный
Правоохранительные органы проводят проверку в отношении фирмы "И-сток", одной из дочерних структур Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ).
Это уже второй скандал, в котором фигурирует имя дочерней структуры ММВБ. "Российская газета" в публикации "Сбой, еще сбой..." 31марта 2008 года уже писала о том, что МВД России возбудило уголовное дело в отношении компании "И-сток", которая занимается программным обеспечением для крупнейшей биржи страны. Эта компания отвечает за разработку IT-технологий и считается дочкой ММВБ. Дело было возбуждено по фактам незаконного предпринимательства, когда фирма действовала без лицензии. Оно пока не отправлено в суд, но борцы с экономическим преступлениями МВД полны решимости довести возбужденное дело до логического конца. И вот теперь в поле их зрения попали иные факты работы структур ММВБ.
Ситуация, правда, весьма странная. 19 мая в прокуратуру и милицию Центрального административного округа Москвы поступило заявление от некоего гражданина Дмитрия Главчева с жалобой на финансовые безобразия, с которыми он столкнулся, работая в одной фирме. В марте 2007 года господин Главчев - в то время студент 4-го курса престижного столичного вуза МИФИ - был принят на должность программиста. Выполнял он, судя по его словам, очень серьезную работу. Первым заданием его было, например, ни много ни мало - обеспечение непрерывной загрузки данных по государственным ценным бумагам в Центральный банк РФ. И неспециалисту ясно, что сбой при выполнении такой ответственной работы чреват не только крупными неприятностями для фирмы, но и громадными имиджевыми потерями для страны в целом. Как надежного и устойчивого финансового рынка.
Причем за время работы в фирме с Дмитрием Главчевым руководство не заключало никаких договорных соглашений, хотя Главчев хотел оформить отношения законным образом, чтобы иметь определенность. В конце концов Главчев написал о "серых схемах" оплаты труда и ведения бизнеса в заявлениях гендиректору СМА Small Systems AB Алексею Назарову и главе ММВБ Александру Потемкину. К столь серьезным людям программист обратился не случайно. Дело в том, что все полгода его странных трудовых отношений он полагал, что работает на фирме "И-сток".
Руководство ММВБ по идее должно было заинтересоваться сведениями, когда по сути стратегическую работу, цена ошибки которой может измеряться миллионами, выполняет документально неоформленный специалист. А платит ему из каких-то непонятных касс непонятно кто.
Но ответ ММВБ удивил. 12 мая 2008 года господин Главчев получил бумагу за подписью вице-президента ММВБ В. Субботина, в которой не отрицалось, что Главчев имел отношение к фирме "И-сток", но его Субботин назвал лишь кандидатом на работу. Субботин также подтвердил, что руководству "И-стока" указано на необходимость провести соответствующую работу с сотрудниками компании, чтобы они впредь не допускали некорректного поведения в отношении Главчева и других кандидатов на работу.
Что понимается под обтекаемой формулировкой "некорректное поведение", руководитель ММВБ не уточнил. В воздухе так и повис вопрос: кто же все это время Главчеву платил зарплату и по каким схемам она начислялась? Каким образом человек не материально ответственный, в статусе кандидата на работу, как утверждает руководство ММВБ, мог выполнять ответственные задания?
Для любой другой структуры этот вопрос мог бы быть малозначительным, но здесь же речь идет о структурах, аффилированных фактически с финансовым сердцем России.
Как "РГ" уже писала, по своему значению, масштабам и объемам проводимых операций группа ММВБ в экономике России играет роль, сравнимую с ролью национальной платежной системы. А значит, какое-либо нарушение в деятельности группы ММВБ сравнимо по своим последствиям с нарушениями в деятельности национальной платежной системы.
Фирма "И-сток" - не коммерческая палатка и любое даже самое крохотное пятно на безупречном деловом костюме финансовых богов, как правило, оборачивается крупными имиджевыми потерями. Поэтому и берегут честь в подобных структурах, причем во всем мире, как говорится, смолоду.
ММВБ свою не уберегла, и к первому скандалу, связанному с возбуждением уголовного дела, прибавился еще и скандал с Дмитрием Главчевым, который вовсе не сошел на нет после письма Субботина. Наоборот, скандал только начал набирать обороты.
В адрес главы ММВБ Александра Потемкина было направлено встревоженное обращение уже упоминавшегося гендиректора "СМА..." Алексея Назарова. Он более щепетильно отнесся к жалобе программиста Главчева, что неудивительно, ведь фирма "СМА..." - один из крупных зарубежных акционеров "И-стока", а следовательно, кровно заинтересована в ее безупречной репутации. Главе ММВБ Потемкину Назаров изложил свои опасения.
Но вместо того чтобы разобраться с подконтрольной бирже фирмой, руководство ММВБ, по-видимому, решило разобраться с мятежным программистом.
Дальнейшие события Дмитрий Главчев изложил в заявлении, направленном в прокуратуру ЦАО г. Москвы и милицию. Из него следует, что по прошествии некоторого времени после его обращения к учредителям "И-стока" к нему пожаловали некие крепкие люди характерной наружности. Один из посетителей, представившийся Купецким Денисом Владимировичем, стал настойчиво предлагать подписать заранее заготовленное непрошеными гостями заявление, в котором было указано, что Главчев не имеет претензий к "И-стоку", а также, что все возможные публикации в СМИ по поводу его жалоб он просит считать провокацией.
А через несколько дней у Главчева состоялась еще одна встреча с неизвестным мужчиной, который отрекомендовался сотрудником кадров ММВБ. Разговор был не мирным. Главчеву было заявлено, что если он и дальше будет жаловаться, то у него могут возникнуть проблемы в институте, где у ММВБ своя кафедра, то есть имеются хорошие позиции и связи. Собеседник также намекнул Главчеву, что у того могут возникнуть проблемы и с дальнейшим трудоустройством после учебы.
На юридическом языке все эти разговоры называются угрозами и давлением. Именно так их и воспринял Главчев и написал заявление в милицию и прокуратуру. А также нотариально заверенное заявление в "Российскую газету" о том, что он разрешает публикацию и не считает ее провокацией.
Пока неизвестно, какая правовая оценка будет дана правоохранительными органами действиям сотрудников ММВБ, если, конечно, люди, угрожавшие программисту, действительно работают в штате этой структуры. Учитывая, что Главчев документально не числился в "И-стоке", а зарплату получал непонятно как, то может оказаться, что на встречу, напоминавшую бандитский наезд, к нему приходили такие же, как он, "нештатные помощники" биржи.
Комментарии